Рубрики

Организаторы “Формулы 1” в поисках компромиссов

13:19 04-03-2016

Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула 1» не зря зовут «Большим цирком». Следить за тем, как в серии принимаются правила, порой интереснее, чем за самими гонками. Потому что это увлекательно, а временами даже смешно. Чего хотя бы стоят последние попытки принять новый регламент, который по идее должен вступить в силу уже в 2017 году.

В "Формуле 1" никак не могут договориться о том, какими должны быть машины


Чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула 1" не зря зовут "Большим цирком". Следить за тем, как в серии принимаются правила, порой интереснее, чем за самими гонками. Потому что это увлекательно, а временами даже смешно. Чего хотя бы стоят последние попытки принять новый регламент, который по идее должен вступить в силу уже в 2017 году.


АКТИВНО о необходимости внесения изменений в правила заговорили весной прошлого года. Формальным поводов для этого можно считать доминирование в чемпионате одной команды. Когда регламент кардинально сменился в последний раз, заводской коллектив "Merсedes" сработал лучше всех и теперь пожинает плоды. За два предыдущих сезона лишь шесть гонок были выиграны представителями других команд.

Изменения в своде технических правил всегда приводили к перестановкам в пелотоне, и то, что получилось на сей раз, устраивало далеко не всех. А если уж прямо – не устраивало никого, за исключением "Mercedes-Benz".

Постоянные победы "Серебряных стрел" ускорили отток аудитории, а потому боссы серии активно поддержали идею изменения правил. Она появилась у команд-соперниц и ими же настоятельно продвигалась.


Панацея от всех бед


В НАЧАЛЕ лета картина начала вырисовываться. У "Формулы 1" появилась новая идея, которую поддержали едва ли не все. Машины "Ф 1" должны стать быстрее, твердили руководители разного ранга. Предполагалось, что к старту сезона-2017 в силу должен вступить такой регламент, который позволил бы добиться существенной прибавки в скорости – речь шла о том, что автомобили должны проходить каждый круг на пять-шесть секунд быстрее, чем сейчас.

Болельщикам "Ф 1" такую идею было легко "продать". Скорости в чемпионате действительно в последние годы упали, а рекорды на большинстве трасс были установлены еще в 2002-2005 годах.

<~1~>

Пилотам тоже понравилось – они все в один голос начали твердить о том, что с нетерпением ждут, когда смогут проходить повороты на тех же скоростях, что и десять лет назад. Особенно много по этому поводу говорили "ветераны" – те, кто успел застать золотую эру "Ф 1", когда почти всю гонку можно было атаковать на пределе, буквально в квалификационном режиме. Затем, когда в чемпионате появились быстроизнашивающиеся шины от "Pirelli", а теперь и новые гибридные двигатели вместе с ограничением по объему используемого топлива, гонщикам приходится сдерживать себя.

Типичная картина для гонок последних лет.
Два автомобиля "Mercedes" впереди – и никого на горизонте.

Аргументов “за” и красивых речей от представителей паддока было так много, что в определенный момент стало казаться, будто "Формула 1" нашла панацею от всех своих бед. "Давайте перестанем говорить пилотам, чтобы они экономили топливо и резину, дадим им атаковать в полную силу, и тогда болельщики вновь повернутся к нам лицом", – говорили руководители разного ранга. Особенно горячо идею перехода на новый, "более агрессивный" регламент поддерживали в "Red Bull Racing".

Вот только в списке главных мотивирующих факторов "быков" было и еще несколько пунктов помимо того, что новый яркий имидж "Ф 1" помог бы "энергетической" команде в маркетинговом плане.


Аэродинамика


"RED BULL" со вступлением в силу нового регламента в сезоне-2014 оказалась главной проигравшей. Выиграв четыре подряд чемпионата с 2010 по 2013 год, она затем резко сдала позиции и прошедший сезон закончила только на четвертом месте в Кубке конструкторов.

Роль аэродинамики в современной "Ф 1" отошла на второй план, но именно на это делали ставку в "Red Bull", когда начинали программу. В коллектив был приглашен самый авторитетный конструктор чемпионата Эдриан Ньюи. Под разработанную им структуру затем набирался младший инженерный состав, и в итоге такая тактика принесла плоды. Во времена, когда характеристики моторов практически у всех производителей были одинаковыми, именно гений Ньюи позволял "Red Bull" оставаться на вершине. Умалять заслуги пилотов и других членов коллектива тоже нельзя, но все же роль Эдриана в успехах "быков" сложно переоценить – она была ключевой.

С новым регламентом главным определяющим фактором в форме команд стали моторы, или, как их теперь необходимо называть, гибридные силовые установки. "Red Bull" не повезло с поставщиком, поскольку у давних партнеров из "Renault" возникли проблемы, и все преимущество, которые было у команды за счет лучшей аэродинамики, улетучилось. "Быкам" нужны перемены, и на этих переменах они и стали настаивать.

Добиться того, чтобы машины стали на пять-шесть секунд быстрее, предлагалось как раз за счет увеличения прижимной силы. Новые моторы получились столь мощными, что на прямых прежние рекорды бьются регулярно, но вот в поворотах современные машины "Ф 1" уступают даже прототипам из гонок на выносливость. Улучшенная аэродинамика должна была позволить не только добиться прибавки в скорости, но и сделать машины более агрессивными внешне. А "Red Bull" бы это пригодилось и потому, что "фактор Ньюи" вновь мог бы стать решающим.


Верное направление


ЛЕТОМ идея получила поддержку в официальных кабинетах и была изложена в письменной форме – в виде отчета FIA о заседаниях Стратегической группы "Ф1".

О том, сколь плодотворно они прошли, говорили почти все участники, и даже заместитель руководителя команды "Force India" Боб Фернли, который обычно лишь критикует деятельность группы.

Потом в прессе появились первые эскизы. Планировалось, что машины должны стать шире – с 1,8 метров до двух. Переднее антикрыло должно было принять клиновидную форму, а заднее – наклоненные торцевые пластины. Для того чтобы со стороны создавалось ощущение, будто оно кренится под потоком набегающего воздуха.

Шины должны были стать более широкими, чтобы напоминали о славных гонках 80-х и начала 90-х. Массивными предлагалось сделать задние покрышки, чтобы у машин было больше сцепления с трассой в поворотах.

Измениться должны были и моторы. Особенно яростные сторонники "агрессивной" "Формулы 1" настаивали на том, что силовые установки должны развивать как минимум 1.000 л.с. Эта цифра по замыслу тоже должна была понравиться болельщикам и позитивно сказаться на имидже главного чемпионата планеты.

В этом направлении Стратегическая группа "Ф 1" работала на протяжении нескольких месяцев, но по их ходу с каждым днем становилось все больше скептиков.


Политика


В КОНЦЕ осени принятие нового регламента оказалось под серьезной угрозой. Первый по-настоящему тревожный звоночек прозвучал только в ноябре. Руководители "Mercedes" неожиданно "выразили опасения" по поводу возможных последствий перехода на новый регламент. Представители штутгартского концерна заговорили о безопасности, подкрепив свою позицию схожими опасениями "Pirelli".

Речь зашла о том, что шины могут не выдержать тех нагрузок, которые будут оказываться на них машинами с большей прижимной силой, что, в свою очередь, может привести к неприятным инцидентам.

Инженеры заговорили о том, что улучшенная аэродинамика будет препятствовать обгонам. В середине “нулевых”, когда скорости в "Ф 1" были самыми большими, гонки порой вообще проходили без обгонов на трассах. Пилоты просто не могли приблизиться к соперникам в поворотах из-за возмущений воздушного потока позади машин. Все больше представителей паддока приходили к мысли о том, что более быстрые автомобили не сделают гонки более интересными.

В "Mercedes" предложили не менять регламент слишком уж кардинально, отметив, что машины и сами по себе скоро станут быстрее – естественным путем развития действующих технологий. А во время уик-энда в Абу-Даби для журналистов даже был устроен специальный брифинг, на котором глава моторостроительного подразделения команды "Ф 1" Энди Коуэлл рассказал о том, что современные силовые установки уже развивают 900 л.с. и вполне могут в скором времени приблизиться к тому самому значению в 1.000 сил.

Позицию "Mercedes", впрочем, многие объясняют простым нежеланием упустить добытое преимущество. Пересмотр свода правил ставит под угрозу доминирование команды в чемпионате. Расстановка сил может поменяться, а возросшая роль аэродинамики даст шанс вернуться в борьбу "Red Bull".

Получилось, что сильный ход со стороны "Red Bull" был отбит действующими лидерами при помощи серьезного козыря. "Безопасность" частенько используется командами в попытках отстоять собственную позицию.


Время на исходе


НА ПРОТЯЖЕНИИ всей зимы, проведя несколько заседаний, стороны так и не смогли договориться. Две ключевые встречи состоялись в конце января в Лондоне и затем в начале февраля в Милане, но надеждам на то, что командам и организаторам чемпионата удастся согласованно прийти к единому мнению, не суждено было сбыться.

Теперь у "Ф 1" остается последний шанс принять-таки изменения к регламенту-2017. 23 февраля в Женеве пройдут еще две встречи – Стратегической группы, а затем и Комиссии "Формулы 1". Если и на них не удастся выработать единую позицию, принятие новых правил придется отложить еще на год – до сезона-2018. Об этом уже говорил Пэт Симондс, технический директор "Williams", ранее также входивший в группу "Ф 1", занимавшуюся вопросом увеличения числа обгонов. Он тоже выражал опасения по поводу того, что улучшенная аэродинамика может негативно сказаться на зрелищности гонок. "Мне кажется, в спешке мы можем что-то упустить из виду", – сказал Симондс.

Если договориться 23 февраля так и не удастся, предложение Пэта о переносе будет принято автоматически, потому что, согласно регламенту "Ф 1", любые изменения, которые коснутся следующего сезона, должны быть приняты до наступления весны. То есть 1 марта – крайний срок внесения поправок. Затем формально их все-таки можно принять, но для этого потребуется пройти процедуру голосования, а в пользу принятия какого-либо решения должны будут высказаться все команды "Ф 1" единогласно. На это, понятное дело, рассчитывать не приходится.


Два варианта


КАКОЙ из вариантов сейчас хуже – сказать сложно. Если принятие правил будет отложено еще на год, "Ф 1", скорее всего, еще один сезон просуществует без изменений. Доминирование "Mercedes" продолжится, болельщики продолжат отворачиваться от серии. Но в противном случае, если принять правила в спешке, может выясниться, что "Формула 1" тем самым нажила себе проблем.

Дискуссии по поводу регламента, который был принят в 2014 году, тоже продолжались очень долго, и в итоге решение было принято в самый последний момент. Окончательно договориться о новой концепции моторов сторонам удалось лишь на последней встрече – после нее и были составлены правила. В итоге получилось, что "Ф 1" создала себе уйму проблем. Не продумав детально регламент, руководители чемпионата допустили рост расходов, а также расслоение пелотона. Достаточно одного примера: при прошлом регламенте в 2012 году первые пять гонок выиграли пять пилотов из разных команд, теперь же побеждает в основном одна.

Обо всех возможных проблемах тогда говорили эксперты, и в итоге все негативные прогнозы сбылись.

Сейчас "Формула 1" вновь дотянула с принятием нового свода правил до самого последнего момента. Поставив себя в затруднительное положение, из которого невозможно выбраться без потерь.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: