Рубрики

Ошиблись дверью

14:48 29-03-2021

Типы автомобильных дверей, не получивших распространения.

Двери – одни из самых стандартных элементов кузова современного автомобиля. Однако и в их истории происходили занятные метаморфозы, приводившие к появлению совершенно уникальных конструкций. «Клаксон» вспоминает четыре типа автомобильных дверей, не получивших широкого распространения.

Михаил Калинин

Распашные против хода движения

Именно таким типом дверей изначально оснащались очень многие автомобили. Поскольку, по мнению первых автомобилистов, это был наиболее удобный и изысканный вариант проникновения в самодвижущийся экипаж. В свою очередь, конструкторы не имели оснований оспаривать приоритеты состоятельных клиентов. И поэтому энергично удовлетворяли их запросы.    

Однако с ростом скоростей довольно быстро обнаружились серьезные недостатки открывающихся против движения дверей. Во-первых, сильный встречный поток воздуха запросто распахивал неплотно закрытую дверь. Что грозило пассажиру или водителю самыми неприятными последствиями. Особенно если этот казус происходил на лихом вираже.  

Во-вторых, в темное время суток или в непогоду из попутного транспорта не очень хорошо видно, что у впереди стоящей машины открывается дверь. Представляете, что в итоге может случиться? Именно это и случалось. И трагические инциденты, связанные с зажатием неосмотрительных ротозеев между дверью и корпусом автомобиля, приобрели массовый характер. Как следствие -- серьезные травмы, судебные иски, страховые компенсации…

В общем, чтобы одним махом разделаться со всеми неприятными проблемами, от таких дверей отказались почти все производители. Причем, в некоторых странах их даже запретили на законодательном уровне. Хорошо, что все-таки есть исключения из правил...

Сдвижные в крыло

Американский инженер Говард Даррин страсть как не любил традиционные автомобильные двери. Почему? Неизвестно. Но не любил настолько, что в одном из самых интересных своих проектов – автомобиле Kaiser Darrin в начале 50-х гг. прошлого века полностью от них отказался. При этом заменив на двери, сдвигающиеся в переднее крыло.

Решение, что и говорить, изящное и многообещающее. Однако уже на этапе проектирования столкнувшееся с целым комплексом трудностей. Места под двери в крыльях катастрофически не хватало. Так что пришлось кроить и перекраивать всю конструкцию. В частности, зауживая дверные проемы и отказываясь от боковых стекол.

В принципе, для спортивного авто, которым задумывался Kaiser Darrin, все не слишком критично. Гораздо более критичным оказалось то, что за дверными салазками приходилось очень внимательно следить. А именно регулярно их смазывать и очищать от пыли и грязи. В противном случае двери неизбежно заедали и клинили. Что превращало проникновение внутрь машины в совершенно нерядовую задачу.

Итог закономерен. Концепция не получила широкого применения, а автомобиль -- популярности.

Сдвижные в пороги

Немецкие дизайнеры из BMW, по всей видимости, куртуазно переосмыслили видение американского коллеги. Они учли ошибки. И на излете 80-х гг. предложили двери, сдвигающиеся посредством сервоприводов в пороги по принципу боковых стекол. Ну как в пороги – вниз, в специальную нишу. И высота этой ниши, как не трудно догадаться, была гораздо больше типичных порогов. Данную инновацию марка продемонстрировала в 1988 г. на родстере BMW Z1. автомобиль произвел настоящий фурор своей необычностью.

Однако первые восторги очень быстро сменились разочарованием. Столкнувшись на практике с прогрессивной технологией, новоиспеченные владельцы передового родстера поняли, что выбраться из автомобиля совсем не так просто, как в него сесть. Приходится вставать чуть ли не в полный рост, достаточно высоко поднимать ноги… А если из автомобиля пытается выйти девушка в юбке... А еще и случается небольшой порыв ветра... Интимного конфуза априори не избежать.  

Почти три года компания BMW мучительно пыталась убедить своих клиентов в том, что ничего страшного в этих акробатических упражнениях нет. Но слабые продажи заставили концерн в 1991 г. все-таки отказаться от выпуска Z1 с такими дверями. Ну а впоследствии -- списать убыток и навсегда забыть о столь неудачном опыте.  

«Крыло чайки»

Особенная элегантность и высокий эстетизм дверей типа Gullwing или, говоря по-нашему, «Крыло чайки» вряд ли у кого-то вызовут сомнения. Они придают автомобилю мощный заряд сексуальности и совершенно незаурядный образ элитарного очарования.

«Крылья» триумфально ворвались в мировое автомобилестроение в начале 50-х гг. на Mercedes-Benz 300 SL, став своеобразной аллегорией успеха и сопутствовавших модели спортивных побед. Казалось, что их ждет прекрасное будущее. И что они станут одним из самых широко тиражируемых технологически-стилевых решений. Однако этого не произошло. Насколько прекрасные настолько же и сложные при разработке. Но что еще более критично – практически безнадежные с точки зрения обеспечения безопасности.

Дело в том, что выбраться из перевернувшегося на крышу автомобиля, оснащенного дверями типа Gullwing, не просто сложно, а, как вы наверняка понимаете, вообще невозможно. При этом дополнительные технологические изыски типа специальных болтов крепления дверей, отстреливаемых в экстренных ситуациях, значительно удорожают конструкцию, снижая ее доступность.  

Поэтому пока пронзительный размах «Крыльев чайки» застыл в затянувшейся паузе. Правда, Tesla не так давно на своей Model X пустила в серию их вариацию под названием «Крыло сокола». Но они используются только в качестве дверей для второго и третьего ряда. Илон Маск таким замысловатым образом решил имеющуюся проблему безопасности. Получит ли этот компромисс развитие? Сложно сказать. Поживем, как говорится, увидим.

Поделиться: