Рубрики

Ошибочка вышла. Как интрига в “Ф 1” может возродиться из-за неточности формулировок FIA

14:26 11-02-2015

Переход на новый регламент в “Формуле 1” дался нелегко. Такого потока критики в сторону серии не было, пожалуй, еще никогда за всю историю гонок. Болельщики ругали новые гибридные моторы за приглушенный звук. Многим гонщикам не понравилось, что в машинах излишек электроники. Плюс ко всему в лидеры вырвался один из трех производителей, что уничтожило интригу в борьбе за Кубок конструкторов. Казалось, за год обстановка должна была чуть успокоиться. Но нет: пересудам вокруг нового регламента не видно конца. Очередной всплеск случился из-за… банальной ошибки чиновников FIA при составлении регламента.

Переход на новый регламент в “Формуле 1” дался нелегко. Такого потока критики в сторону серии не было, пожалуй, еще никогда за всю историю гонок. Болельщики ругали новые гибридные моторы за приглушенный звук. Многим гонщикам не понравилось, что в машинах излишек электроники. Плюс ко всему в лидеры вырвался один из трех производителей, что уничтожило интригу в борьбе за Кубок конструкторов. Казалось, за год обстановка должна была чуть успокоиться. Но нет: пересудам вокруг нового регламента не видно конца. Очередной всплеск случился из-за... банальной ошибки чиновников FIA при составлении регламента.

У международной автомобильной федерации подобные казусы случаются в последнее время с пугающей регулярностью. Инженеры команд то и дело обнаруживают в правилах чемпионата серые зоны или лазейки, что приводит к не самым приятным последствиям. Вот уже несколько лет подряд внешний облик “Формулы 1” обезображен исключительно благодаря неловким движениям составителей правил. Попытавшись с целью безопасности опустить носы машин, они почему-то не учли главной особенности “Формулы 1” – умения инженеров читать регламент таким образом, как это выгодно им самим. В результате сначала на носах машин появились странные ступеньки, а после очередной смены правил стало только хуже – обтекатели большинства машин в прошлом году “украшали” уродливые отростки. Теперь нечто подобное произошло и с моторами. И хоть на внешнем виде автомобилей это уже никак не отразилось – в конце концов, двигатели скрыты под кожухами, то на репутации чемпионата было поставлено очередное пятно. Несколько лет разрабатывая новый регламент, чиновники FIA… забыли указать дату омологации двигателей в 2015 году. Теперь это может привести к изменению в расстановке сил и серьезной путанице по ходу сезона.


Хорошая идея

Федерации и ее работникам все же можно найти оправдание в этой ситуации. Переговоры о новой формуле моторов велись несколько лет с участием многих сторон: и самой FIA, и представителей промоутера чемпионата, и команд, и производителей, включая тех, которые никогда не были представлены в “Формуле 1” и даже в нее не собирались. Споры шли долго, концепция несколько раз менялась, и в итоге подробные правила писались уже, что называется, на ходу. Было решено, что за основу будет взят 1,6-литровый V6, оснащенный турбиной и гибридными установками, но во всех деталях регламент, по сути, был утвержден лишь за несколько месяцев до старта прошлогоднего чемпионата. Инженеры команд в позапрошлом сезоне, за год до вступления в силу нового регламента, признавались, что в каком-то смысле им приходилось действовать вслепую.

Многие опасения высказывались еще до перехода на новый регламент. И они сбылись практически все. Во-первых, три производителя – “Mercedes-Benz”, “Renault” и “Ferrari”, по неофициальным данным, сообща потратили на разработку новых моторов около $1 млрд. В конечном итоге часть этой стоимости была переложена на клиентские команды, что в итоге способствовало банкротству двух из них в конце прошлого года. Но и это еще не самое страшное. Возможно, самым негативным последствием новых правил стало то, что в чемпионате появился доминирующий производитель. Специалисты “Mercedes-Benz” справились со своей работой намного лучше остальных, но с самой “Ф 1” это может сыграть злую шутку. Или “могло”…

Переход на новый регламент, по замыслу, должен был повысить интерес к чемпионату со стороны болельщиков благодаря новым технологиям, а тем самым и предоставить новые маркетинговые возможности для крупных автопроизводителей, которые в период экономического кризиса практически в полном составе покинули чемпионат.

Кубок конструкторов команда “Mercedes AMG” завоевала в прошлом году в Сочи,
когда до конца сезона оставалось еще три гонки. Во многом благодаря мотору.

План казался неплохим. Многие предполагали, что кто-то из производителей сможет вырваться вперед, но на этот случай была предусмотрена специальная схема. FIA, несмотря на желание обуздать гонку вооружений, разработала систему, согласно которой у отстающих оставался шанс подобраться к лидерам.

Регламент вступил в силу в начале прошлого года. Производители были обязаны пройти процедуру омологации 28 февраля. С тех пор вносить изменения в конструкции было запрещено. Любые корректировки могли касаться лишь вопросов надежности и безопасности. Если бы этого сделано не было, “Mercedes-Benz”, “Renault” и “Ferrari” могли бы за один год избавить собственные бюджеты еще от несколько сот миллионов, а впоследствии покинуть “Ф 1” из-за несоответствия затрат уровню маркетинговой отдачи. Тем не менее, чтобы сохранить спортивный принцип, а также позволить проигравшим взять реванш, FIA разрешила дорабатывать двигатели перед началом каждого сезона. Но в ограниченных объемах.

Конструкция мотора в регламенте разбита на 60 областей. Модернизация каждого отдельно взятого компонента имеет определенную “стоимость” в баллах. Но если в прошлом году производителям дела до этого не было, то перед внесением изменений в конструкцию двигателя для нового сезона инженерам пришлось об этом вспомнить. Менять по регламенту можно не весь мотор, модернизация может быть осуществлена только на 32 балла, а если говорить еще проще – изменить можно примерно 48% деталей. Какие именно – волен выбирать каждый производитель. В следующем году модернизация может соответствовать лишь 15 условным баллам, в 2017-м – восьми. Таким образом, FIA с каждым годом планировала ограничивать свободу мотористов, лишая их возможности при этом тратить деньги собственных компаний в неограниченных объемах.


Почему не получилось?

По плану разработанная система должна была помочь уравнять шансы производителей через два-три года. С каждым годом разница между характеристиками двигателей сокращалась бы, и в конце концов команды получили бы примерно одинаковые по своим возможностям установки. Именно так случилось с предыдущим поколением двигателей, атмосферными 2,4-литровыми V8. К концу их жизненного цикла основные характеристики у моторов от разных производителей были практически одинаковыми. Но на сей раз так, судя по всему, не получится.

В автомобильном спорте с гибридами пока знакомы не так хорошо, как с обычными атмосферниками. Инновационные технологии начали появляться в гонках на выносливость лишь пару лет назад, а для “Ф 1” это и вовсе была практически неисследованная область. В итоге не все смогли справиться со своей работой так же хорошо, как “Mercedes-Benz”. Точнее – не справился никто.

Надежность турбомоторов с переходом на новый регламент вызывала вопросы перед
сезоном. Но в гонках сходы из-за двигателей были не такими уж и частыми.

Вины немцев в этом нет никакой, но пелотон в “Ф 1” оказался разбит на две группы: заводская команда штутгартцев и клиенты производителя в одной и все остальные – в другой. О масштабе преимущества красноречиво говорят цифры: 16 побед в 19 гонках у заводской команды, все три клиента в шестерке лучших команд в Кубке конструкторов. О чем еще говорить, если даже частная “Williams” с бюджетом в два раза меньше смогла опередить в командном зачете “Ferrari”?

Преимущество оказалось столь велико, что теперь представители других производителей уже забили тревогу. С теми ограничениями, что сейчас предусмотрены регламентом, догнать “Mercedes-Benz” будет невозможно не то чтобы в следующем году, но и даже через пять лет, когда свобода действий инженеров будет ограничена до предела. Сложность задачи еще и в сроках. В прошлом году производители омологировали моторы 28 февраля, но та же “Renault”, несмотря на несколько лет подготовки, к этому сроку полностью готова не была.

В процессе модернизации моторов на протяжении прошлого сезона, еще летом, начали появляться слухи, что и “Ferrari”, и “Renault” уже опаздывают со своими следующими проектами. Недостаток времени вынуждал идти инженеров на нежелательные компромиссы. К концу зимы у многих вновь могли остаться недоработки, а двигатели необходимо подготовить к омологации. Как полагали в FIA, процедура должна была состояться вновь в конце февраля. Но вдруг обнаружилась одна интересная деталь. Об этом не говорится ни в одном из документов.


“Не написано…”

Прореху в регламенте наверняка заметили все производители, но первыми вопрос о дате омологации, само собой, поставили те, кому это больше всего было выгодно. На брифинге в Абу-Даби в прошлом году технический директор “Ferrari” Джеймс Эллисон сказал о том, что если вчитаться в текст правил, то получается, что новый двигатель вовсе не обязательно предъявлять для омологации именно в конце зимы – это можно сделать когда угодно. В регламенте написано лишь о том, что по ходу года процедура должна пройти один раз.

В федерации поначалу отреагировали на слова Эллисона жестко. В прессе появились цитаты представителя FIA: “Позиция, которую мы изложили на встрече, состоит в том, что у вас может быть только один тип омологированного двигателя в сезоне. С чем вы приедете в Мельбурн, с тем вам и продолжать сезон. Именно так всегда и предполагалось, – сказал он, но сразу оговорился: – Однако, если прочитать то, что написано, об этом действительно ничего не говорится”.

Уже в конце прошлого года стало понятно, что “Ferrari” и “Renault” такую возможность вряд ли упустят. Вдруг оказалось, что времени на доработку моторов у них может оказаться значительно больше. В FIA к началу января поняли, что бороться бесполезно, и официально объявили о том, что интерпретировать регламент можно по-разному – в том числе так, как его интерпретировали в “Ferrari”. Таким образом мотористам был дан зеленый свет. Теперь они могут продолжить доработку двигателей хоть до конца сезона, а в гонках использовать старый прошлогодний мотор. Да, отставание от “Mercedes-Benz” в первых гонках может даже увеличиться, но у соперников теперь хотя бы есть шанс спасти будущие сезоны. В этом году, когда разрешены самые масштабные изменения в конструкции, ошибка FIA очень пригодилась соперникам немцев.


Что теперь?

Наиболее вероятный сценарий состоит в том, что “Ferrari” и “Renault” отложат омологацию моторов до конца весны, выкроив благодаря ошибке в регламенте еще примерно три-четыре месяца. Но больше всего выгоды из всей этой истории может извлечь “Honda”, которая с нынешнего года будет поставлять двигатели команде “McLaren”. Японцы позже других начали работать над своим мотором, и в гонках он дебютирует только в марте. Они тоже попытались получить выгоду из-за ошибки FIA, в чем их тоже сложно винить. Изначально федерация настаивала на том, чтобы они омологировали свой двигатель как раз в конце зимы, но, узнав о том, что FIA официально разрешила остальным дорабатывать свои силовые установки, “Honda” настояла на пересмотре и собственных условий.

В ситуацию даже пришлось вмешаться Берни Экклстоуну, главе промоутерской компании чемпионата, которая, по сути, не занимается написанием регламента, как и в целом спортивной составляющей чемпионата. Он настоял на том, чтобы отношение к “Honda” было такое же, как и к остальным трем производителям. В итоге и японцы получили разрешение представить по ходу года пакет обновлений для своего мотора.

У спортивного руководителя “McLaren” Эрика Булье и главы спортивного подразделения
“Honda” Ясухисы Араи есть повод для оптимизма. Они могут прервать гегемонию
“Mercedes-Benz” в чемпионате.

К чему это все может привести? К очень значительным переменам в расстановке сил. Еще прошлой осенью ситуация представлялась достаточно просто: “Mercedes-Benz” сохранит свое преимущество над соперниками, а “Honda” потратит год на адаптацию в чемпионате. Но теперь ситуация изменилась. По слухам, японцы построили очень мощный мотор, который уступает “Mercedes-Benz” всего 10-20 л.с., однако над надежностью еще надо поработать. Об этом можно судить хотя бы по итогам прошлогодних тестов в Абу-Даби, когда за два дня автомобиль “McLaren” с двигателем “Honda” проехал всего пять кругов. Дополнительное время на доработку – огромный плюс для японцев.

Зимой в “Формуле 1” принято говорить: “О расстановке сил можно будет судить только на первом этапе”. Но в нынешнем сезоне эта присказка к реальности отношения иметь не будет. Расстановка сил по ходу чемпионата может меняться, и потенциально стартующий в марте сезон может стать одним из самых непредсказуемых в истории “Ф 1”. Как ни странно – из-за чьей-то невнимательности.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: