Рубрики

Особенности национального производителя

14:32 28-08-2014

“Volvo Car Corporation”, несмотря на все проблемы рынка и всеобщую тягу к глобализации, старается сохранить свое “шведское лицо”. И вполне уверенно чувствует себя в России. Очередная встреча в нашей редакционной гостиной состоялась с президентом “Volvo Car Russia” Джоном Стеком.

Volvo Car Corporation”, несмотря на все проблемы рынка и всеобщую тягу к глобализации, старается сохранить свое “шведское лицо”. И вполне уверенно чувствует себя в России. Очередная встреча в нашей редакционной гостиной состоялась с президентом “Volvo Car Russia” Джоном Стеком.

МНОГИЕ полагают, что, когда автопроизводители объединяются в огромные глобальные альянсы, оставаться просто национальной компанией – большой риск. Считаете ли его оправданным, ведь сейчас на основных авторынках все заметнее кризисные явления? Противостоять им в одиночку сложнее...

– Акцент на национальных особенностях, наоборот, может приносить прибыль в условиях кризиса. В прошлом году мы обновили практически всю модельную линейку. И это заметно стимулировало спрос. Во второй половине прошлого года у нас ощущался даже дефицит автомобилей. Зато в этом году активность наших покупателей довольно высокая. Возможно, сыграл свою роль отложенный в прошлом году спрос. Но важнее, как нам кажется, что мы разработали уникальную коммуникационную стратегию на 2014 год. Она основывается на шведских корнях компании. Мы говорим о нашей самобытности, выводя на рынок несколько спецверсий, которые называются необычными для россиян шведскими словами. Эти слова, написанные кириллицей, привлекли много внимания. Люди больше стали интересоваться нашими автомобилями. Так что мы на практике доказали, что полезно сохранять свой стиль во время, когда остальные стараются походить друг на друга. Кроме того, в отличие от крупных альянсов мы проводим разумную ценовую политику, которая не подвержена колебаниям рынка. То есть с прошлого года стараемся держать цены на одном и том же уровне, не раздражая покупателя. Такая стратегия приносит хорошие плоды – за семь месяцев рост продаж составил восемь процентов. В июле, когда рынок в целом сильно упал на 23%, наш рост составил три процента.

Сейчас многие компании даже при всем желании не смогут удерживать цены из-за падения курса рубля. Где тот предел, после которого и машины “Volvo” подорожают?

– Мы смотрим на доходность нашей линейки в долгосрочной перспективе. Возможные потери в результате кратковременных курсовых скачков для нас менее существенны, чем имиджевые потери из-за постоянно меняющейся ценовой политики. Кроме того, мы – шведская компания, и наша основная валюта – шведская крона, поэтому смотрим именно на ее курс. То есть находимся в других условиях по сравнению с производителями, которые привязаны к курсам евро и доллара.

Планируется ли собирать машины “Volvo” в России?

– Мы постоянно изучаем этот вопрос. Такая потребность есть. Но ситуация сейчас нестабильная, поэтому решение приходится откладывать. При стабилизации рынка и росте потребительской уверенности эта тема станет снова актуальной.

– “Самобытность” привела к тому, что у “Volvo” слишком скромный модельный ряд по сравнению с другими европейскими премиум-брендами, которые создают новые рыночные ниши и активно их развивают. А вы стоите в сторонке и наблюдаете. Компании не хватает средств, чтобы быстро расширяться, или это какая-то особая позиция, нежелание следовать общим трендам?

– Да, сейчас в глобальном масштабе идет процесс освоения новых ниш. Кстати, когда-то мы тоже были первопроходцами. Например, первыми в свое время сделали универсал повышенной проходимости – “XC70”, открыв фактически новый класс. “XC 90” тоже был уникальным для своего времени. А кроссовер “XC90” нового поколения, который появится на рынке в следующем году, выведет сегмент таких автомобилей на новый уровень, задаст новые стандарты.

<~1~>

– Но это уже не назовешь новой нишей, а лишь обновлением модели…

– Прошло совсем немного времени после покупки “Volvo” китайским инвестором и нашего развода с корпорацией “Ford”. Новый “XC90” – лишь вторая модель после перехода к самостоятельности после прекращения сотрудничества с американской корпорацией. За прошедшие с того момента пять лет в развитие компании были сделаны большие инвестиции. Их плоды вы увидите в ближайшие годы: будут и новые модели, и освоение абсолютно новых сегментов, ниш на рынке. Хочу заверить: мы не раз сумеем приятно удивить автомобильный мир. Хотя гнаться только за количеством новых моделей не планируем.

Несмотря на текущую негативную ситуацию на российском рынке, многие эксперты тем не менее считают, что к 2020 году он выйдет на первое место в Европе. Разделяете ли такие прогнозы? Какое место Россия может к этому времени занять в рейтинге продаж “Volvo”?

– Следующий год покажет, есть ли в обозримом будущем у России шансы стать лидером по объемам на европейском авторынке. Если говорить только о “Volvo”, то пока российский рынок в нашем мировом рейтинге занимает восьмое место. Лидирует Китай. Но думаю, что у России есть все шансы попасть как минимум в первую пятерку.

– Президент “Volvo” Хокан Самуэльсон не так давно утверждал, что компания инвестирует больше средств в технологии, например в новые четырехцилиндровые турбированные моторы, чем в дизайн. Значит ли это, что в будущем технологическая начинка будет меняться чаще, чем сами модели? Ведь у многих ваших конкурентов все происходит, скорее, наоборот…

– Развитие компании проходит и в том, и в другом направлении. Хотя в последнее время мы действительно были сфокусированы на развитии новых технологий и не так активно, как конкуренты, обновляли и расширяли модельный ряд. Ведь нам нужно было совершить технологический прорыв, чтобы потом представить новые модели. Кроме того, мы смогли развить собственное технологическое наследие. Это и новое семейство двигателей Drive-E и новая модульная платформа, которая станет основой для будущих моделей.

– Изменилась ли корпоративная стратегия технологического сотрудничества после смены инвестора? Сейчас мы видим, как многие автомобильные компании развивают совместные проекты, снижая издержки. Сотрудничают производители даже совсем разные по идеологии, по философии своих автомобилей. Но, похоже, у них нет другого пути. На этом фоне “Volvo” выглядит немного странно – в гордом одиночестве готовится совершить технопрорывы…

– Да, мы не входим в автомобильные альянсы и благодаря этому сохраняем свое собственное лицо. При этом тесно работаем со многими шведскими компаниями в области новых технологий и инженерных решений. Кроме того, есть много совместных разработок с глобальными IT-компаниями. И владельцы новых автомобилей, начиная с “XC-90” второго поколения, будут иметь возможность использовать свои гаджеты через интерфейс автомобиля при помощи интегрированных в него операционных систем как от “Apple” (“CarPlay”), так и от “Google” (“Android Auto”). Без тесного взаимодействия с крупнейшими разработчиками программ и гаджетов это было бы невозможно.

– Известно, что к 2020 году компания поставила перед собой амбициозную задачу – в автомобилях марки “Volvo” люди не должны погибать в ДТП. За счет каких решений планируется достичь этой цели?

– Мы постоянно работаем над развитием систем активной и пассивной безопасности. Например, электронных помощников, которые следят за ситуацией на дороге и позволяют избегать ДТП. Будем их совершенствовать, стараясь максимально снизить вероятность аварии. Кроме того, мы достигли успехов в разработке систем автономного управления автомобилем, когда машина самостоятельно может передвигаться по дорогам общего пользования. В 2017 году первые 100 полностью автономных автомобилей будут ездить по дорогам родного для “Volvo” города Гетеборга. Словом, мы со своей стороны делаем очень много. Но требуется и помощь властей в разных странах – нужно менять дорожную инфраструктуру в соответствии с новыми требованиями безопасности. И тогда вероятность ДТП с летальным исходом будет крайне малой.

– Мы слышим больше об активной безопасности. А у систем пассивной безопасности еще есть резерв для серьезного развития?

– Резервы еще довольно большие. Особенно в области применения особых сплавов, позволяющих сделать структуру кузова более безопасной. Например, в новом “ХС90” каркас стал еще прочнее. Этого удалось достичь благодаря применению борсодержащей стали горячей ковки – это самый прочный вид стали, который используется в современном автомобилестроении. На его долю приходится около 40% общего веса кузова автомобиля, то есть в пять раз больше по сравнению с первым поколением “XC90”.

– На европейском и ряде других рынков компания успешно продает заряженные версии серии “Polestar”. Планируется ли выводить подобные модели на российский рынок?

– Мне пока приходится ездить по Москве на “S60 T6”. Хотя я лично был бы счастлив водить “Polestar”. Увы, пока такой возможности нет – мы только работаем над тем, чтобы начать поставки машин семейства “Polestar”. У них есть свои особенности, они касаются прежде всего подвески и шин. Поэтому сейчас мы анализируем дорожные условия России и как такие машины будут себя здесь вести. Насколько они приспособлены к местным особенностям. Но для тех, кто хочет получить продукт от “Polestar” и не намерен ждать, предлагаем специальную прошивку для двигателей от “Polestar” для почти всех моделей, которая позволяет увеличить мощность и крутящий момент без потери заводской гарантии. Кстати, у “прошитых” машин не растет расход топлива. Мы сами удивлены тем, насколько хорошо это предложение было воспринято российскими потребителями. Программу запустили всего два года назад, в прошлом году было продано 600 прошивок, а за семь месяцев этого года уже больше тысячи клиентов пожелали приобрести официальный чип-тюнинг от “Volvo”. Признаюсь, наши ожидания в отношении этой услуги были скромнее. Увидев такие серьезные цифры, мы оптимистичнее смотрим на возможность поставок модификаций “Polestar” в Россию.

– Среди владельцев “Volvo” – один из самых высоких показателей лояльности. За счет чего?

– Главная причина – высокое качество наших автомобилей. Но, помимо этого, мы были одной из первых компаний в России, которая еще в 2007 году запустила свою программу лояльности клиентов “Privilege club”. Сейчас в ней участвуют около 80 тысяч клиентов. Мы изучаем их настроение через социальные сети, встречаемся на различных мероприятиях и акциях. Учитываем пожелания при разработке новых моделей. То есть отлично налажена обратная связь. Она и является залогом лояльности.

– “Volvo” анонсировала в России продажи “V60 Plug-in Hybrid”. При этом российские власти не спешат давать налоговые скидки для покупателей таких машин, как это происходит в Европе. Значит, на большие объемы продаж рассчитывать не приходится. Получается, для компании это – чисто имиджевый проект?

– Разумеется, хорошим стимулом в Европе являются различные программы субсидий от правительства, а также налоговые льготы. Не забывайте: там еще действуют штрафы, или повышенные налоговые ставки для покупателей автомобилей с высоким уровнем выбросов. В России мы самостоятельно не лоббируем принятие подобных программ, так как знаем: вопрос стоит на повестке, просто решается медленно. Но тренд положительный. Например, недавно в Екатеринбурге проходил инновационный форум, где широко обсуждался этот вопрос. Запуская на рынок наш гибрид, мы даем знак российскому правительству: высокие технологии уже здесь, теперь дело за вами. Наконец, понимаем, как важно быть первопроходцем. “Volvo” первым среди автопроизводителей на российском рынке представляет дизель-электрический гибрид, подключаемый к обычной розетке. Конечно, мы не рассчитываем на большие объемы продаж. Но при этом сразу занимаем нишу и закрепляем лидерство в перспективном сегменте.

У компании есть своя кредитная программа. Насколько она успешна? Каких новых предложений можно ожидать?

– По нашей кредитной программе продается около 15% автомобилей. Сейчас действует привлекательная ставка 6,9% годовых. И во многом благодаря ей нам удается показывать положительные результаты на фоне падающего рынка.

Появления нового поколения “XC90” ждут не только покупатели, но и конкуренты. Ведь, по их мнению, сейчас у кроссовера слишком привлекательное соотношение цена-качество. А с появлением нового поколения компания серьезно поднимет цену, тем самым лишив себя конкурентного преимущества и сделав подарок другим игрокам премиум-сегмента…

– Провокационный вопрос. Но отвечу в том же духе. Надо понимать, что мы представим абсолютно новый автомобиль, на новой платформе, с новейшими технологиями. Конечно, мы смотрим на ценовую политику наших конкурентов. И этот автомобиль будет позиционироваться в правильной ценовой категории.

Компания не раз заявляла о стремлении омолодить аудиторию. Но, насколько мы знаем, до сих пор основной клиент по-прежнему гораздо старше 35 лет…

– Да, мы постепенно омолаживаем аудиторию. И определенные достижения уже есть. Около 30% продаж приходится на категорию клиентов в возрасте от 35 до 45 лет. Вторая группа – примерно 25% – покупатели младше 35 лет. Остальные клиенты – старше 45… Возраст все-таки не самое главное. Основной упор мы делаем на другой особенности нашего типичного клиента – это состоявшийся и уверенный в себе человек, которому не требуется автомобиль, чтобы кому-то что-то доказывать или самоутверждаться в глазах окружающих. Ему важнее качество, комфорт, удобство и безопасность для себя и своих близких. Ведь большинство владельцев “Volvo” – семейные люди.

За год с небольшим компания показала три ярких концепта – большое купе, универсал и кроссовер. Есть ли у них какое-то будущее на конвейере?

– Очень хороший и сложный вопрос, над которым ломает голову все руководство компании. Мы спорим о том, какой из концептов перспективнее. Ведь мы – небольшая компания и не можем все интересные разработки запускать в серию. Каждый из концептов больше подходит для определенного региона. Универсал больше – для Европы, кроссовер – для России, купе – для США или, может быть, Китая. Но ни одна из моделей не утверждена как глобальная. Именно поэтому вопрос остается открытым. Тем не менее я думаю, что положительное решение по одной модели из трех все-таки будет принято.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: