Рубрики

Особенности национальной парковки

Станут ли спасением для Москвы многоэтажные автоматизированные автостоянки?

В столице открыт первый в России многоэтажный автоматизированный паркинг (МАП). Казалось бы, событие достойно разве что упоминания короткой строкой в новостях. Это на первый взгляд. На самом деле все гораздо серьезнее. В ближайшем будущем планируется построить еще 120 таких стоянок в пределах Третьего транспортного кольца, а в долгосрочной перспективе — лепить их у каждого нового московского дома. “Клаксон” рассмотрел реальные перспективы этого проекта, а заодно вспомнил и все остальные чудодейственные рецепты, с помощью которых город собирался решить старую проблему.

ТОТ, КТО впервые видит МАП, может решить, что это не какая-то банальная многоэтажная парковка, а шоу-рум дилерского центра. Некоторые компании используют подобные многоярусные сооружения из стекла и металла в демонстрационных целях. Приходит клиент, разглядывает машины, выставленные друг над другом, и, определившись с выбором, говорит: “Заверните мне вон ту, красненькую, с пятого этажа”.

Но МАП – чисто утилитарный проект, хотя и весьма благородного вида. Да и машин на первой открывшейся в городе подобной парковке нет – работникам телецентра “Останкино”, для которых ее возвели, велено подождать. Официальное открытие прошло, мэр столицы почтил его своим присутствием, но в эксплуатацию парковка пока не введена. Так у нас часто бывает: главное – показать, а дальше – как пойдет.

Цена вопроса

ВПРОЧЕМ, вопрос упирается в какие-то формальности, сама по себе МАП функционирует исправно – корреспонденты “Клаксона” в этом убедились. Штука на самом деле удобная. Место занимает совсем мало: 100 кв. м – поместится даже в самом маленьком московском дворике, но вместо 7-8 автомобилей, которые, как правило, стоят впритык на таком ограниченном пространстве, в многоэтажный МАП помещается от 22 до 54 машин в зависимости от высоты строения. Ну а запарковать автомобиль на такой стоянке сможет даже блондинка из анекдота: прикладываешь к пульту парковочную карту, механизм спускает платформу, заезжаешь на нее под контролем фотоэлементов, покидаешь салон, и все – вы свободны. “Умный лифт” самостоятельно поднимет машину на нужный этаж.

По заверению разработчиков, МАПы можно располагать где угодно, даже пристраивать к существующим домам и декорировать в соответствии с их стилем. А возведение конструкции – не считая закладки фундамента – занимает максимум месяц. В общем, сказка, а не парковка. Единственная неприятность – цена.

Сейчас, по словам генерального директора компании-застройщика “Транспортная миссия” Якова Качко, машиноместо на МАПе оценивается в 12.500-15.000 евро. За эти деньги в спальном районе можно купить гараж на охраняемой территории. Кроме того, в стоимость не входит абонентская плата – за электричество, службу технической поддержки, капремонт, требующийся раз в десять лет. Впрочем, по уверениям Качко, стоимость можно легко сбить.

– В перспективе мы намереваемся перенести производство механизмов в Россию (сейчас они выпускаются в Германии. – Прим. ред.). Это позволит опустить цену до 7.000-10.000 евро за место. Есть и другие резервы. Стекло можно заменить тентом, что удешевит конструкцию, а на него поместить рекламу – это будет приносить деньги. В общем, вариантов много, – говорит Яков Качко.

Во все это с трудом верится. Например, в случае с проектом “Народный гараж” – когда правительство предлагало москвичам собрать инициативную группу желающих построить гараж. Власти занимались всей разрешительной документацией, поиском места и строительством. А группа была инвестором. Так вот изначально предполагалось, что цена машиноместа в “Народном гараже” составит не более $5.000, потом – $7.500, а сейчас места предлагают за $15.000.

Еще одна проблема подобных механизированных парковок, по мнению экспертов, заключается в трудностях с оформлением собственности.

– Место на подземном паркинге можно продать, завещать, подарить – потому как это является недвижимостью и при покупке вы получаете документ о собственности. Я не представляю, каким образом бюро технической инвентаризации признает подвесное место на паркинге недвижимостью. А платить 15.000 евро непонятно за что желающих найдется мало. Поэтому для того, чтобы проект действительно заработал, придется менять законодательную базу, – полагает Алексей Белоусов, коммерческий директор строительно-риэлтинговой компании “Капитал групп”.

Планов громадье

ОДНАКО правительство Москвы полно оптимизма. Юрию Лужкову проект очень понравился. Уже определено 35 участков, где в ближайшее время будет построено 120 многоэтажных автоматизированных паркингов. Все они расположены в пределах Третьего транспортного кольца у офисных зданий и жилых домов. Больше того, как удалось узнать корреспонденту “Клаксона” из источников, близких к реализации проекта, в июне должно выйти постановление правительства Москвы, в котором будет прямо указано: ни один жилой дом не примут в эксплуатацию, пока рядом с ним не построят фундамент для МАП. Правда, учитывая его вместительность – максимум 54 автомобиля, на средней жилой дом в столице их надо будет как минимум три-четыре. В любом случае, кто в конечном счете оплатит возведение фундаментов, одного или нескольких, объяснять не надо.

В правительстве города эту информацию не комментируют, но добавляют, что Москва думает о том, как организовать выдачу льготных кредитов жителям, решившимся на приобретение места на новейших парковках.

Интересно, что подобные разговоры шли и тогда, когда начиналась реализация программы “Народный гараж”. Получается, что МАПы могут стать альтернативой неудавшемуся проекту, призванному спасти столицу от нехватки парковочных мест? Возможно, но у многих есть сомнения, поможет ли это городу. Так, архитекторы считают, что избавиться от дефицита парковочных мест в столице нереально.

– Эти парковки никоим образом не смогут решить проблему с хранением автотранспорта в Москве, – говорит Андрей Никифоров, главный архитектор проектов архитектурного бюро “Сергей Киселев и партнеры”, – и причина тут не в них, а в плотности застройки и величине населения города. У всего в мире есть свой предел. Так вот, Москва его перешла. У нас спальные районы застроены плотнее деловых центров Западной Европы. А город продолжает возводить все новые и новые дома.

Проекты парковок, которые рассматривались столичными чиновниками
  • 1994 год: на открытии станции метро в Бутове Юрию Лужкову предложили делать стоянки над линиями метро. Когда ветка неглубокая, ее можно копать открытым способом – очень удобно для возведения над туннелем подземных гаражей. Мэру идея понравилась, и он сказал начальнику метрополитена Дмитрию Гаеву: “Теперь ни одну станцию не приму без паркинга”. Станции открываются, а парковок все нет.
  • 2004 год: планировалось построить автостоянку, рассчитанную примерно на 1.000 машин, под Обводным каналом в районе памятника Петру I. Был даже разработан план строительства, но он оказался слишком дорогим. Проект заморожен.
  • 2005 год: рассматривались варианты строительства паркингов прямо над тротуарами. Даже было определено одно из первых мест – пересечение проспекта Вернадского и улицы Кравченко. Ничего так и не построено.
  • 2006 год: В московском районе Кунцево возведена первая парковка по принципу “чертова колеса” (она же – карусельная). Тогда говорили, что подобные стоянки получат массовое распространение, что их выпуск вот-вот наладят в Тушине. Никакого развития.
  • 2008 год: появились предложения сделать плавучие парковки на Москве-реке. Планировалось вдоль набережных пришвартовать баржи, на которые и станут заезжать автомобили. Такая стоянка есть в Красноярске на Енисее. Проект имеет статус “на рассмотрении”.

Поделиться: