Рубрики

Особенности российской “автогражданки”

19:37 09-06-2011

На вопросы читателей газеты отвечает президент Российского союза автостраховщиков Павел БУНИН

На вопросы читателей газеты отвечает президент Российского союза автостраховщиков Павел БУНИН

ЧАСТО приходится читать в СМИ о поддельных полисах ОСАГО. Как отличить фальшивку и не нарваться на “липу”? (С. Голенков, Санкт-Петербург)

– Такая проблема действительно существует. Не столь давно на рынке появилась очень крупная партия фальшивых полисов – более 70.000 штук. Самый простой способ обезопасить себя – не приобретать ОСАГО в сомнительных местах вроде палаток или переоборудованных микроавтобусов около отделений ГИБДД. Именно в таких “точках” чаще всего всплывают подделки. Лучше купить полис в официальном офисе какой-либо страховой компании. Сейчас это не проблема.

А вот отличить настоящий полис от подделки порой бывает сложно даже экспертам, не говоря о простых автолюбителях. Тем не менее есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить внимание. Зачастую фальшивки бывают отпечатаны на бумаге низкого качества – на таких бланках не прощупываются серия и номер полиса, отсутствует металлизированная защитная нить, вживленная в бумагу, нет видимых на просвет водяных знаков с логотипом РСА. Кроме того, у подделок в надписях на полисе и штампах страховых компаний нередко встречаются опечатки.

Если полис уже приобретен, но возникли какие-то сомнения, то не поленитесь проверить его, зайдя на сайт РСА. Для этого надо ввести в специальном разделе номер и серию договора. Если он настоящий, то вы практически моментально получите ответ, от имени какой компании заключен этот договор. Если же полис не значится в реестре РСА, значит, у вас на руках подделка. В такой ситуации можно посоветовать лишь подать заявление о мошенничестве в правоохранительные органы и приобрести другой полис у настоящего страховщика.

– Любая страховая компания может продавать полисы “автогражданки”? (Г. Лунева, Москва)

Нет. Компания должна, во-первых, иметь лицензию именно на этот вид страхования. А во-вторых, обязательно входить в РСА.Если не выполнено одно из этих условий, страховщик не вправе заниматься “автогражданкой”. Проверить это можно опять-таки на сайте РСА – там есть полный список компаний, работающих с ОСАГО.

– Может случиться так, что через некоторое время после заключения договора страховщик обанкротился или у него отозвали лицензию. Что тогда делать клиенту? (Н. Дербеновский, Омск)

То, что страховая компания признана банкротом или у нее отозвана лицензия, отнюдь не означает, что заключенный с ней договор “автогражданки” теряет силу. В случае ДТП, произошедшего по вине клиента этой фирмы, ее обязательства, касающиеся выплаты компенсации пострадавшим, возьмет на себя РСА – для этого у нашего союза есть компенсационный фонд.

– Раньше, когда заканчивался срок действия полиса ОСАГО, автовладельцам давалась фора в один месяц для оформления нового договора. Сейчас это правило действует? (П. Жномарев, Москва)

– Нет, не действует. Льготного периода для заключения нового договора ОСАГО больше не существует. По действующему законодательству водитель, управляющий машиной после даты окончания действия полиса, считается не застраховавшим свою гражданскую ответственность. Соответственно в случае ДТП выплачивать компенсацию потерпевшим придется ему самому.

– Допустим, я везу в машине какую-то дорогую вещь. И в результате ДТП эта вещь в салоне моей машины пострадала. ОСАГО покрывает такие риски? (И. Кувалов, Москва)

– Безусловно. Многие почему-то считают, что “автогражданка” распространяется только на повреждения машины, но это совсем не так. По ОСАГО может быть возмещен вред любому имуществу, причиненный в результате аварии. Причем это касается не только вещей, находившихся в машине пострадавшего автовладельца. Например, автомобиль вылетел с дороги и врезался в забор, остановку, газетный киоск и т.п. Так вот, собственник этого забора, остановки, киоска вправе получить компенсацию ущерба по ОСАГО со страховой компании виновника происшествия. Правда, сначала необходимо доказать, что имущество пострадало именно в результате ДТП. Для этого проводится специальная экспертиза, а факт повреждений должен быть зафиксирован в справке, которая выдается сотрудниками ГИБДД.

– Моя машина пострадала в ДТП. Но в силу всяких причин восстанавливать я смогу ее только через несколько месяцев. В этом случае страховая компания может отказать мне в выплате возмещения? (Н. Шильнев, Балашиха)

– Нет, не может. Срок исковой давности по ГК РФ составляет три года.

– Многие покупают так называемое расширение “автогражданки”, покрывающее убытки до одного миллиона рублей. Почему бы не внедрить это для всех водителей? Ведь 120.000 рублей, предусмотренных обычным ОСАГО, зачастую не хватает на ремонт машины... (С. Казочевский, Выборг)

– В том-то и дело, что ОСАГО – это обязательный вид страхования для всех автовладельцев, и предельный размер возмещения по нему устанавливается федеральным законом, а “расширение” – добровольное. Конечно, в некоторых случаях отведенного государством лимита не хватает для полного покрытия убытков. Но увеличить этот лимит можно лишь соответствующими поправками в законодательство. Впрочем, законопроект об увеличении лимитов выплат по плану должен быть рассмотрен правительством в июле.

– От чего зависит форма возмещения? Кто решает: получит автовладелец деньги, причитающиеся на ремонт машины, или она будет отправлена страховщиком на сервис? (Д. Плющева, Махачкала)

– По действующим правилам организация ремонта возможна лишь по согласованию с хозяином поврежденной машины. А вот деньги страховщик вправе выплатить потерпевшему без каких-либо согласований. То есть вы можете отказаться от ремонта и выбрать деньги, но не можете отказаться от денег в пользу ремонта. Во втором случае решение отдано на усмотрение страховщику.

– Как быть, если пострадавший восстановил поврежденную машину, не дожидаясь выплаты по ОСАГО, а затем оказалось, что размера компенсации не хватает для покрытия убытков? (Е. Ксенофонтов, Тула)

– Вы вправе повторно обратиться к страховщику за дополнительной компенсацией. Однако, важно знать причину, по которой не хватило денежной компенсации для ремонта. Например, страховая выплата по ОСАГО осуществляется с учетом износа поврежденных деталей, и если разница между размером выплаты и стоимостью ремонта обусловлена износом, страховщик откажет в доплате. В этом случае вы вправе требовать возмещения ущерба, не покрытого договором ОСАГО, с причинителя вреда.

– Почему, когда выезжаешь на автомобиле за границу, наш полис ОСАГО перестает действовать? (М. Колейнян, Красноярск)

– Потому что “автогражданка” регулируется российским законом, который не распространяется на территории других стран. Точно так же иностранные полисы недействительны в России. Поэтому нашим водителям при выезде, например, в Европу, приходится покупать “Зеленую карту”, а зарубежным автомобилистам, въезжающим на территорию РФ, – нашу “автогражданку”.

– Я попал в небольшую аварию, и мы со вторым водителем решили все оформить сами, по так называемому “европротоколу”, без участия гаишников. Однако потом, когда я обратился на сервис, выяснилось, что ущерб моей машине был намного больше, чем 25.000 рублей. Выходит, я сам себя наказал... (В. Мосинок, Москва)

– Недостающую для возмещения убытков сумму придется требовать с виновника ДТП – таков закон. Однако 25.000 рублей вы в любом случае должны получить от страховой компании – это также требование закона.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: