Рубрики

Остаться в живых

13:47 27-02-2019

Компания Brandt учит, как спастись от лавины. Многие любители снегоходов в наши дни отдают предпочтение поездкам по горам. Это экстремальное увлечение связано с серьезными рисками для здоровья и жизни.

Многие любители снегоходов в наши дни отдают предпочтение поездкам по горам. Это экстремальное увлечение связано с серьезными рисками для здоровья и жизни. Существенно снизить их помогает правильный выбор техники и инструктора, наличие лавинного снаряжения, знание местности и маршрутов, а также тщательная теоретическая и практическая подготовка. Именно такую подготовку и полезные навыки катания в зонах экстремального риска и дают тренинги, организованные в России компанией Brandt в девяти крупнейших городах страны.


Тренинги проводит известный российский райдер Андрей Красилов, с которым пообщался корреспондент лучшей автомобильной газеты «Клаксон».

– Как возникла идея проведения тренингов по лавинной безопасности?

Эта идея появилась не вдруг. Необходимость тренингов объясняется тем, что поклонников катания на снежных вершинах становится больше во всем мире, в том числе и в России. Но вместе с этим увлечением, увы, растет и число несчастных случаев.

– А почему именно тренинги по лавинам? Почему не по рекам или лесам? Катание на ледяных водоемах разве не опаснее?

Я бы не стал ранжировать риски, говорить, что там страшнее, а вот там не очень. Вопрос безопасности должен охватывать все сферы. В моих тренингах есть блок, который затрагивает вопросы общей безопасности катания на снегоходе. Как и всякое транспортное средство, снегоход – средство повышенной опасности. Исключать угрозы необходимо в любое время независимо от локации. Но предпочтения любителей снегоходов меняются. Когда я только начинал заниматься этим видом техники, популярным направлением считался «сноу-кросс». Самые известные райдеры были мастерами именно снежного кросса. Сегодня главные звезды снегоходного движения те, кто катаются в горах. И топовыми моделями сегодня являются горные снегоходы. Это самый развивающийся сегмент рынка.


– Но раз существует горная райдерская «субкультура», значит должны вырабатываться и определенные правила катания?

Безусловно. Лично я пришел к пониманию важности таких правил и стал заниматься темой лавин в 2013 году, а через два года создал свою программу, адаптированную специально для «снегоходчиков». Вообще в нашей стране увлечение катанием на снегоходах в горах появилось позднее, чем, скажем, на развитом североамериканском рынке. Но в этой «отсталости» можно усмотреть и положительный момент: у нас есть возможность проанализировать ошибки зарубежных коллег, избегая их и усваивая лучшее. Сейчас я вижу, что ситуация с безопасностью в горах у нас меняется. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но меняется. К сожалению, сильными толчками к тому, что люди начинают интересоваться тренингами являются случаи гибели людей. Так же, впрочем, было и на американском континенте.

–Неопытным райдерам, вероятно, и не нужно отправляться в горы?

Лавинные тренинги Brandt предназначены не для новичков. Они рассчитаны на опытных райдеров, которые уверенно катаются и владеют основами преодоления замерзших водоемов, участков пересеченной местности и тому подобное. Но увлеченные этим видом техники люди ищут новых сильных ощущений. Для них снег – это азарт, радость, кайф. Вместе с тем, снег может быть смертельной угрозой. И моя задача – напомнить об этом поклонникам катания в горах, научить их прогнозировать и избегать снежную угрозу.

– Ваши тренинги проводятся в том числе и в равнинных городах страны. Почему?

Тренинги не имеют географической привязки. Именно потому, что энтузиасты горного направления – люди активные, они путешествуют по всему миру, выбирая сегодня одни вершины, а завтра – другие. Российских райдеров сегодня можно встретить в любой точке планеты. Большая часть любителей катания живет в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре… но катаются они и на Камчатке, и на Кавказе, и на Урале и в других «мекках» катания. Кстати, занятия по безопасности непосредственно в горах не всегда собирают достаточное число заинтересованных слушателей. Люди устают к вечеру, у них нет времени, да и просто они не настроены на тренинги.

– Сколько слушателей собирают ваши занятия?

От 30 до 100 человек. Больше всего участников собирают тренинги на Камчатке и Сахалине. Ну и после несчастных случаев число желающих повысить свою компетенцию заметно растет. Меня радует, что многие ко мне приходят повторно. Это правильно, потому что навыки поведения в горах нужно освежать регулярно.


– Основы лавинной безопасности для «снегоходчиков» сильно отличаются от тех, что должны знать лыжники или сноубордисты?

Каждый тренинг я начинаю с опровержения его названия. Своей аудитории я стараюсь донести простую мысль, что не существует лавинной безопасности. Напротив, есть лавинная опасность. Основы поведения в горах для альпинистов, лыжников, сноубордистов и «снегоходчиков» имеют много общего. Но есть нюансы. Главное – это то, что снегоходы делают их владельцев представителями «группы риска номер один». Американская статистика показывает, что число погибших снегоходных райдеров начинает превышать все другие числа. Причины очевидны: растет популярность экстремального катания в горах, снегоход дает возможность заезжать далеко, и снегоход оказывает более агрессивное воздействие на склон.

– Ну и, наверное, среди поклонников снежной техники больше бесшабашных райтеров?

Мне понятна эта бесшабашность. Я сам человек, увлеченный катанием в горах. Мы разговариваем с участниками тренингов на одном языке. Я привожу и личные примеры, и рассказываю истории, которые случаются с моими знакомыми и те, которыми со мною делятся другие райтеры.


– Расскажите хотя бы парочку таких историй…

Я стараюсь выбирать те, которые поучительны, но все-таки не имеют трагической концовки. Например, историю, которая случилась в 2017 году в Лаго-Наки . В группе из пяти человек полное лавинное снаряжение было только у одного. Именно он и попал в лавину. А четверо оставшихся на поверхности товарищей ничем ему не могли помочь. Лишь по счастливому стечению обстоятельств человек остался жив: рядом проезжала другая группа, в которой были райдеры с необходимым набором для спасения и поисковыми знаниями. Эти люди, к слову, проходили у меня курс обучения. Они его нашли, достали из-под снега, сумели запустить сердце – человек уже не дышал – и спасти несчастному жизнь. Или вот совсем свежая история уже этого сезона. Она случилась в Хабаровском крае буквально на другой день после того, как в одном из поселков снегом засыпало рабочих. О той трагедии рассказывали на всех федеральных каналах. В нашем случае беда приключилась с райдером, который катался в одиночку по склонам. Он ушел от одной лавины, но оказался погребенным под второй. Его спасло то, что у него была рация, и он успел нажать тангенту. По рации его и нашли катавшиеся по соседству райдеры. Однако, у них, как и у пострадавшего, не было лавинных датчиков. Не было и зондов, их заменили сломанные березы. Бедолагу искали час. Погодные условия оказались, к счастью, не очень суровыми, и он был спасен.

– Какие вопросы вам чаще всего задают на тренингах? Как убежать от лавины?

И этот в том числе. Часто спрашивают, как вообще понять, куда можно ехать, а куда нельзя. Курс длится четыре часа. Мы разбираем алгоритмы поведения в том числе и в ситуациях, когда лавина уже идет. Важно помнить, что лавина – это как горная река, наиболее бурная она в середине, поэтому надо двигаться к краю. Чтобы представить себе, как пойдет лавина, надо мысленно вылить на вершину большой объем воды. Никогда нельзя ехать поперек лавины. Снегоходчику, попавшему под лавину, важно оказаться от машины как можно дальше, чтобы избежать дополнительных травм. Очень часто при сходе снега райдер оказывается под своей машиной. А это затрудняет спасение человека, увеличивает время поиска. А шансов выжить больше у тех, кого выкопали в первые пятнадцать минут.

Я попытался сформулировать пять основных правил безопасности. Сделал я это на американский манер, составив запоминающуюся формулу по первым буквам. Получилась формула «АПЕКС», которая расшифровывается так: «анализируй склон, планируй свою поездку, будь единственным на склоне, имей круговой обзор в 360 градусов и стоянка должна быть организована в безопасном месте».

В качестве итога: все райдеры, которые катаются в горах, должны держать в уме сценарий возможного схода лавины. И понимать, что они могут противопоставить стихии.

Поделиться: