В 50-е автомобильные гонки вообще и те, что впоследствии стали известны как "Формула 1", сильно отличались от современных. Хотя на тот момент автоспортивным соревнованиям было уже больше полувека. Но именно в послевоенные годы автомобильные гонки начали серьёзно эволюционировать. Тогда были другие нравы, безопасность была на нуле. А потому аварии имели крайне серьёзные последствия. Будет кощунственно сказать, что гибель пилота тогда была в порядке вещей, ведь это всегда большая трагедия. Но случалось это, к огромному сожалению, несколько раз в год. И начиная сезон, пилоты знали, что не досчитаются нескольких своих соперников в конце года.
Владимир Башмаков
Сейчас порой успешные гонщики заканчивают гоняться в 35 или 40 лет. Тогда как в 50-е это был возраст пилотов в самом расцвете сил. Многие из гонщиков того времени начали гоняться ещё до войны. Легендарный аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио пятикратный чемпион мира Формулы 1, дебютировал в европейских гонках Гран-При в 1948 году. То есть, за два года до появления Чемпионата Мира. На тот момент ему было 37 лет. Впрочем, гоняться он начал ещё за 12 лет до этого, в гонках сток-каров в Аргентине.
Пилоты тех лет не были похожи на космонавтов или пилотов истребителей. Впрочем, и космонавтов тогда пока ещё не было. Некоторые из них были довольно тучными. Чего стоит один Хосе Фройлан Гонсалес. Вместо комбинезона на них обычно была футболка или поло с брюками. Шлем в первые годы был кожаным, и не было никаких ремней безопасности. Более того, в 50-е считалось, что куда лучше вылететь из машины, чем остаться зажатым в груде метала. Ограждений на трассе, можно считать, что совсем не было.
Но скорости уже тогда были высокими, как и уровень физической нагрузки. Так что пилот должен был быть бесстрашным и выносливым. В середине 50-х машины Формулы 1 развивали скорость около 300 км/ч. Конечно, понятно, что скорости в поворотах в те годы были гораздо ниже, чем сейчас. Однако и торможения были очень длинными и не стабильными. При этом гонки шли дольше, чем современные. Их протяжённость была от двух с половиной до трёх часов, а не полтора-два часа.
Пилоты ехали почти с полностью отрытым телом. В их гоночном болиде были большие вырезы по краям. В них летели ошмётки резины, масло, а руки стирались до мозолей. Каждая ошибка могла стоить жизни. Говоря, об уровне физической нагрузки и выносливость, стоит отметить и другие факты. Например, такие марафоны, как 24 часа Ле-Мана пилоты проезжали вдвоём В то время, как сейчас экипаж обычно состоит из трёх человек. А в 1950 году Луи Розье провёл за рулём 23 часа и 15 минут. Ту гонку он выиграл вместе со своим сыном. Это был спорт суровых мужчин.
В 50-е пилоты не заключали долгосрочные контракты с командами как сейчас. Тогда не было такого застоя в составе команд. Фанхио всегда выбирал быстрейшую машину на следующий сезон, и всегда угадывал с командой. Он выигрывал титулы в составе команд Альфа Ромео, Мерседес, Феррари и Мазерати. Для примера, Михаэль Шумахера, побивший рекорд Фанхио по числу чемпионских титулов, который продержался 46 лет, стал чемпионом в составе двух команд. Кстати, как и Льюис Хэмильтон. Впрочем, иногда трансферы были следствием трагедий на трассе.
В гонках порой можно было встретить людей благородных кровей. В 1948 году Игорь Трубецкой выиграл гонку Тарга Флорио. Также он участвовал в ряде других, среди которых был Гран-При Монако. Внук короля Сиама, принц Бира, участвовал в гонках Гран-При в 50-х. Сейчас в гонках также есть люди аристократических кровей. Например, Фердинанд фон Габсбург или Альберт фон торн ун Таксис. Но все же поколение уже совсем другое.
Кроме прочего, и сама структура гонок была другая. Несмотря на существование нескольких чемпионатов, в течение года также проводилось много внезачётных Гран-При. Плюс много и других гонок, к которым пилоты относились со всей серьёзностью. Бывало и так, что заводская команда могла не выйти на старт гонки, входившей в чемпионат мира. Тогда, пилот, желавший принять участие в ней, был вынужден выходить на старт в составе другой команды.
В число важных соревнований входили не только заезды на машинах Формулы 1. Класс спорткаров был вполне равносильным. Он собирал на старте главных звёзд мирового автоспорта, и некоторые этапы именовали Гран-При. Как, например, Гран-При Кубы 57-го и 58-го года. Но он вошёл в историю скорее не из-за событий на трассе. Пилотов тех лет опасность поджидала не только на трассе. Президент Кубы Фульхенсио Батиста хотел превратить Гавану в некое подобие Лас-Вегаса, а также поднять международный престиж страны.
Среди запланированных для этой цели мероприятий был и Гран-При, который впервые прошёл в 1957 году. Гонка проходила на спорткарах. В 57-м году её выиграл Фанхио. На следующий год кроме него был заявлен целый ряд известных гонщиков, таких как Стирлинг Мосс, Педро Родригес, Мастен Грегори, Морис Тринтиньян.
Но на старт гонки Фанхио не вышел, потому что был похищен революционерами Фиделя Кастро. Изначально похищение планировалось ещё в 57-м, но не было чёткого плана. Затем Фанхио хотели похитить в аэропорте. Однако там было слишком много полиции для реализации этого плана.
Вечером перед предстоящим на следующий день Гран-При Фанхио вышел в лобби отеля «Линкольн», чтобы отужинать. В какой-то момент к нему подошли люди, и сказали, что он должен проследовать с ними. Когда друзья чемпиона попытались за него вступиться, в руке одного из людей Кастро мелькнул пистолет. Революционеры пытались сорвать Гран-При, похитив главную звезду гонки. Но Батиста дал установку проводить гонку, будто ничего не случилось. При этом на поиски Фанхио была брошена полиция. Тогда как номер другой звезды -- Стирлинга Мосса -- всю ночь охраняли, чтобы и его не похитили. Фанхио же в попытке уберечь друга соврал повстанцам, что у Мосса медовый месяц.
Аргентинца отвезли в хорошо обставленную квартиру. И даже досыта накормили стейком с картофелем. После чего он лёг спать. В день гонки ему принесли радио, по которому транслировалось Гран-При, но он не захотел слушать. На следующий день его привезли к посольству Аргентины. Гонку выиграл Мосс, но она была омрачена аварией местного пилота Армандо Гарсии Сифуэнтеса. Как известно, он поскользнулся на разлитом масле, и вылетел в толпу. В результате семь человек погибли.
50-е занимают особое место в истории автогонок. Это десятилетие отважных пилотов, это время рождения и начала истории Формулы 1, чемпионата мира Спорткаров. Это имена легенд, таких как Фанхио, Аскари, Фарина, Мосс, Гонсалес, Хоторн.
Последние новости Формулы 1 сезона 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон