Рубрики

Как начиналась Формула 1 — отчаянные пятидесятые!

13:38 10-02-2021

Гонщики середины прошлого века знали, что не досчитаются нескольких своих соперников в конце сезона. С чего начиналась сегодняшняя безопасность «Формулы 1»

В 50-е автомобильные гонки вообще и те, что впоследствии стали известны как "Формула 1", сильно отличались от современных. Хотя на тот момент автоспортивным соревнованиям было уже больше полувека. Но именно в послевоенные годы автомобильные гонки начали серьёзно эволюционировать. Тогда были другие нравы, безопасность была на нуле. А потому аварии имели крайне серьёзные последствия. Будет кощунственно сказать, что гибель пилота тогда была в порядке вещей, ведь это всегда большая трагедия. Но случалось это, к огромному сожалению, несколько раз в год. И начиная сезон, пилоты знали, что не досчитаются нескольких своих соперников в конце года.

Владимир Башмаков

Сейчас порой успешные гонщики заканчивают гоняться в 35 или 40 лет. Тогда как в 50-е это был возраст пилотов в самом расцвете сил.  Многие из гонщиков того времени начали гоняться ещё до войны. Легендарный аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио пятикратный чемпион мира Формулы 1, дебютировал в европейских гонках Гран-При в 1948 году. То есть, за два года до появления Чемпионата Мира. На тот момент ему было 37 лет. Впрочем, гоняться он начал ещё за 12 лет до этого, в гонках сток-каров в Аргентине.

В 30 лет автоспорт только начинается. Если, конечно, судить по биографии Хуана-Мануэля Фанхио.

Пилоты тех лет не были похожи на космонавтов или пилотов истребителей. Впрочем, и космонавтов тогда пока ещё не было. Некоторые из них были довольно тучными. Чего стоит один Хосе Фройлан Гонсалес. Вместо комбинезона на них обычно была футболка или поло с брюками. Шлем в первые годы был кожаным, и не было никаких ремней безопасности. Более того, в 50-е считалось, что куда лучше вылететь из машины, чем остаться зажатым в груде метала. Ограждений на трассе, можно считать, что совсем не было.

В 50-е считалось, что куда лучше вылететь из машины, чем остаться зажатым в груде метала

Но скорости уже тогда были высокими, как и уровень физической нагрузки. Так что пилот должен был быть бесстрашным и выносливым. В середине 50-х машины Формулы 1 развивали скорость около 300 км/ч. Конечно, понятно, что скорости в поворотах в те годы были гораздо ниже, чем сейчас. Однако и торможения были очень длинными и не стабильными. При этом гонки шли дольше, чем современные. Их протяжённость была от двух с половиной до трёх часов, а не полтора-два часа.

Пилоты ехали почти с полностью отрытым телом. В их гоночном болиде были большие вырезы по краям. В них летели ошмётки резины, масло, а руки стирались до мозолей. Каждая ошибка могла стоить жизни. Говоря, об уровне физической нагрузки и выносливость, стоит отметить и другие факты. Например, такие марафоны, как 24 часа Ле-Мана пилоты проезжали вдвоём В то время, как сейчас экипаж обычно состоит из трёх человек. А в 1950 году Луи Розье провёл за рулём 23 часа и 15 минут. Ту гонку он выиграл вместе со своим сыном.  Это был спорт суровых мужчин.

Легендарные гонщики 50-ых порой буквально проводили за рулем болидов сутки напролет.

 В 50-е пилоты не заключали долгосрочные контракты с командами как сейчас. Тогда не было такого застоя в составе команд. Фанхио всегда выбирал быстрейшую машину на следующий сезон, и всегда угадывал с командой. Он выигрывал титулы в составе команд Альфа Ромео, Мерседес, Феррари и Мазерати. Для примера, Михаэль Шумахера, побивший рекорд Фанхио по числу чемпионских титулов, который продержался 46 лет, стал чемпионом в составе двух команд. Кстати, как и Льюис Хэмильтон. Впрочем, иногда трансферы были следствием трагедий на трассе.

В гонках порой можно было встретить людей благородных кровей. В 1948 году Игорь Трубецкой выиграл гонку Тарга Флорио. Также он участвовал в ряде других, среди которых был Гран-При Монако. Внук короля Сиама, принц Бира, участвовал в гонках Гран-При в 50-х. Сейчас в гонках также есть люди аристократических кровей. Например, Фердинанд фон Габсбург или Альберт фон торн ун Таксис. Но все же поколение уже совсем другое.

Кроме прочего, и сама структура гонок была другая. Несмотря на существование нескольких чемпионатов, в течение года также проводилось много внезачётных Гран-При. Плюс много и других гонок, к которым пилоты относились со всей серьёзностью. Бывало и так, что заводская команда могла не выйти на старт гонки, входившей в чемпионат мира. Тогда, пилот, желавший принять участие в ней, был вынужден выходить на старт в составе другой команды.

В число важных соревнований входили не только заезды на машинах Формулы 1. Класс спорткаров был вполне равносильным. Он собирал на старте главных звёзд мирового автоспорта, и некоторые этапы именовали Гран-При. Как, например, Гран-При Кубы 57-го и 58-го года. Но он вошёл в историю скорее не из-за событий на трассе. Пилотов тех лет опасность поджидала не только на трассе. Президент Кубы Фульхенсио Батиста хотел превратить Гавану в некое подобие Лас-Вегаса, а также поднять международный престиж страны.

Президент Кубы Фульхенсио Батиста любил автомобили и автоспорт.

Среди запланированных для этой цели мероприятий был и Гран-При, который впервые прошёл в 1957 году. Гонка проходила на спорткарах. В 57-м году её выиграл Фанхио. На следующий год кроме него был заявлен целый ряд известных гонщиков, таких как Стирлинг Мосс, Педро Родригес, Мастен Грегори, Морис Тринтиньян.

50-е - это десятилетие отважных и неутомимых пилотов.

Но на старт гонки Фанхио не вышел, потому что был похищен революционерами Фиделя Кастро. Изначально похищение планировалось ещё в 57-м, но не было чёткого плана. Затем Фанхио хотели похитить в аэропорте. Однако там было слишком много полиции для реализации этого плана.

Вечером перед предстоящим на следующий день Гран-При Фанхио вышел в лобби отеля «Линкольн», чтобы отужинать. В какой-то момент к нему подошли люди, и сказали, что он должен проследовать с ними. Когда друзья чемпиона попытались за него вступиться, в руке одного из людей Кастро мелькнул пистолет. Революционеры пытались сорвать Гран-При, похитив главную звезду гонки. Но Батиста дал установку проводить гонку, будто ничего не случилось. При этом на поиски Фанхио была брошена полиция. Тогда как номер другой звезды -- Стирлинга Мосса -- всю ночь охраняли, чтобы и его не похитили. Фанхио же в попытке уберечь друга соврал повстанцам, что у Мосса медовый месяц.

Даже жуткие аварии не смогли выбить Стирлинга Мосса из "седла".

Аргентинца отвезли в хорошо обставленную квартиру. И даже досыта накормили стейком с картофелем. После чего он лёг спать. В день гонки ему принесли радио, по которому транслировалось Гран-При, но он не захотел слушать. На следующий день его привезли к посольству Аргентины. Гонку выиграл Мосс, но она была омрачена аварией местного пилота Армандо Гарсии Сифуэнтеса. Как известно, он поскользнулся на разлитом масле, и вылетел в толпу. В результате семь  человек погибли.

Отважный гонщик Мосс до самой старости пользовался успехом у поклонниц автоспорта.

50-е занимают особое место в истории автогонок. Это десятилетие отважных пилотов, это время рождения и начала истории Формулы 1, чемпионата мира Спорткаров. Это имена легенд, таких как Фанхио, Аскари, Фарина, Мосс, Гонсалес, Хоторн.

Последние новости Формулы 1 сезона 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: