Автомобильные компании должны развиваться, иначе их ждет смерть. Каждый год производители демонстрируют свои самые последние разработки. Но только малая часть из них доходит до конвейера.
«Калашников» и электромобили
Сейчас «Калашников» - это не только оружейное предприятие. Концерн развивается в нескольких направлениях и одно из них – электрокары. И, несмотря на то, что данная отрасль стала «возделываться» относительно недавно, успехи уже есть.
Яркий пример – трехколесный электромобиль Иж UV-4 «Овум». Его на предприятии создали по заказу департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы к Чемпионату мира по футболу.
Летом 2018 года на «Овумах» полицейские патрулировали Москву. Правда, дальше центра города они не уезжали, поскольку электромобили могли без подзарядки проехать лишь 150 километров. А максимальная скорость составляла всего 40 км/ч. Массовыми «Овумы» не стали, сказалась недоделанность конструкции и узкая специализация. И после чемпионата электромобили исчезли с улиц города.
Был у «Калашникова» и еще один проект. Он в свое время наделал много шума в интернете. Речь идет об электромобиле СV-1. Его продемонстрировали на международном форуме Армия-2018. По факту, это был советский Иж-21252 «Комби», который превратили в электромобиль. Внешне машина получилась просто фантастической. А фотографии концепта разлетелись, наверное, по всем автомобильным изданиям. Такого просто никто не ожидал. Но, к сожалению, дальше дело не пошло.
Lada Ellada и Lada Vesta EV
Электрическое «поле» пыталось освоить и Волжское предприятие. Опыт работы был, поскольку еще в советское время АвтоВАЗ создал электрокар ВАЗ-2102, работу над которым пришлось свернуть в тяжелые 1990-е годы.
В новом тысячелетии АвтоВАЗ создал электромобиль Ellada. Его сделали на базе «Калины», оснастив 60-киловатным электромотором, выдающим 81 л.с. Батареи, емкостью в 13 кВт-часов, хватало на то, чтобы машина могла разогнаться максимум до 130 км/ч. А запас хода не превышал 150 километров. При этом, на полную зарядку требовалось не менее 8 часов.
Ellada отправилась покорять автомобильный рынок в качестве первого отечественного электромобиля. Но спрос на нее отсутствовал. За два года было продано менее сотни экземпляров. После чего производство свернули.
Пытался АвтоВАЗ сделать и электрическую «Весту». Была сделана одна машина под названием «Vesta EV». По технике она мало чем отличалась от «Эллады». Понимая, что Россия пока не готова к электрокарам, развивать данное направление Волжское предприятие не стало.
Zetta El-Panda
Первый российский электромобиль, разработанный с нуля, был создан специалистами из лаборатории биомехатронных технологий при университете имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Представили его еще в 2017 году, но за прошедшее время, каких-либо существенных сдвигов так и не произошло. Сначала планировалось, что производство электрокара будет налажено в Тольятти, но этого не произошло по целому ряду причин.
Главная особенность «Панды» - ее модульная платформа, которая позволяет устанавливать практически любой кузов. Что касается прототипа, то он представляет собой двухместный хэтчбек, оснащенный мотор-колесами мощностью 15 кВт. Из-за этого и возникли первые проблемы. Меньшая мощность ударит и так по низкой динамике, а имеющаяся – не позволяет зарегистрировать «Панду», как квадроцикл. Так что, пока совершенно не ясно, какое будущее ждет Zetta El-Panda.
LADA Revolution I-III
В начале 2000-х годов АвтоВАЗ решил, что пришла пора создать отечественный автомобиль, который стал бы аналогом Porsche Boxster или Mazda MX-5. В общем, концерн захотел сделать свой двухдверный родстер. Предполагалось, что сначала автомобиль будут использовать для кольцевых гонок, а потом отправят и в массы.
В 2004 году был создан автомобиль Lada Revolution. Всего было собрано три машины, представлявших собой три поколения. Все они являлись разными не только по экстерьеру, но и по технической начинке. Правда, в виде жизнеспособных машин удалось собрать лишь два экземпляра, третий так и остался макетом. Потенциал у Lada Revolution был неплохим. Машины весили менее семисот килограммов и до «сотни» разгонялись за 6,7 секунд. Но кризис 2008 года внес свои коррективы. Руководство предприятия приняло решение отказаться от дорогих разработок и сосредоточиться на спортивных версиях «Калины».
ВАЗ-2120 (Лада Надежда)
Очередной ВАЗовский перспективный проект, который так и не выстрелил. А ведь предпосылки того, что «Надежда» станет народным бестселлером, были. Дело в том, что у нас как-то не складывались отношения с минивэнами. А потребность в семейной машине на семь мест существовала давно.
«Надежду» начали выпускать мелкими партиями в начале 2000-х годов. Но уже в 2006 ее сняли с производства. Почему так произошло? Ответить сложно, сразу несколько причин оказались фатальными для минивэна.
Автомобиль был создан на базе пятидверной LADA 4×4. И поэтому первые образцы получили полный привод. Но затем от него отказались, чтобы удешевить производство. По той же причине минивэн получил 1,-литровый двигатель, который был для него явно слабоват. Другой бедой стала надежность, точнее, ее отсутствие. Третья причина – цена. Несмотря на все недостатки, автомобиль стоил дорого, и люди его не покупали, отдавая предпочтение иностранным конкурентам.
Marussia F2
Компания «Маруся» известна не только, как создатель спорткаров. В планах было еще и создание семиместного кроссовера с необычной внешностью. Концепт со сдвижными задними дверьми был представлен в 2010 году и произвел фурор. Ничего подобного отечественные дизайнеры еще не демонстрировали. При этом, футуристический стиль был не только в экстерьере, но и в интерьере. Планировалось, что кроссовер получит мощный двигатель на 340 л.с., 4-ступенчатый «автомат» и пружинную подвеску. Но концепт так и остался концептом. Компания вскоре обанкротилась, не успев наладить даже мелкосерийное производство Marussia F2.
Текст: Павел Жуков