Рубрики

Открываем летний сезон

О чем полезно вспомнить, прежде чем сесть в седло мотоцикла

Хотя весна в этом году с опозданием приступила к своим обязанностям, пора уже готовиться к новому мотосезону. Это касается как самого байка, простоявшего всю зиму в гараже, так и его владельца.

Готовим технику

ПРЕЖДЕ всего, не поленитесь лишний раз заглянуть в руководство по эксплуатации вашего байка и свериться с графиком регламентного обслуживания. Как показывает практика, даже мотоциклисты со стажем могут обнаружить там много нового и интересного для себя. Например, некоторые владельцы впрысковой техники считают, что пункта “синхронизация” в перечне работ в принципе быть не может, забывая о том, что у большей части мотоциклов своя заслонка (а то и две!) на каждый цилиндр.

Если же же говорить в общем и целом, то стандартный набор предсезонных мероприятий одинаков практически для всех мотоциклов.

Аккумулятор. Перед первым выездом стоит не просто зарядить его, а проделать два-три раза процедуру “полная разрядка – зарядка”. Таким образом вы более-менее надежно застрахуете себя от риска, что однажды в ответ на нажатие кнопки стартера послышится лишь треск реле.

Заряжать аккумулятор лучше указанным на его крышке током зарядки; обычно это 10% от номинальной емкости (например, 1,4 А для батареи емкостью 14 А/ч). Зарядку продолжать в течение десяти часов. Разрядить же аккумулятор проще всего, поставив его на мотоцикл, включив зажигание и дальний свет. После чего вновь повторить процесс зарядки.

Масло в двигателе после зимнего простоя заменить необходимо. И вот тут лучше не идти на поводу у руководства по эксплуатации, которое зачастую предлагает менять масляный фильтр лишь при каждой второй замене масла. Резоннее делать это всякий раз. Деталь копеечная, а вам спокойнее будет.

Воздушный фильтр также стоит проверить, ведь его состояние влияет не только на отдачу мощности и расход топлива, но и на долговечность работы двигателя. В зависимости от типа фильтра его перед новым сезоном надо заменить либо промыть и пропитать соответствующим маслом.

Покрышки. За зиму “самочувствие” резины вполне могло ухудшиться. Непременно убедитесь в ее хорошем состоянии, чтобы не пришлось в разгар сезона бегать в поисках новых шин. Проверьте величину остаточной глубины протектора; посмотрите, нет ли трещин; обратите внимание на дату выпуска резины – если с того момента прошло более трех лет, то стоит задуматься о замене шин вне зависимости от их внешнего вида.

Тормозная система. Внимательно осмотрите тормозные диски –все ли с ними в порядке. Убедитесь, что их толщина не меньше минимально допустимой заводом-изготовителем (она обычно указана на ступичной части диска) и отсутствуют следы неравномерного износа диска. Проверьте тормозные колодки, оцените оставшуюся толщину их фрикционного слоя. Тут есть один психологический момент: если вам кажется, что их “на несколько сотен километров еще хватит”, то это верный признак того, что заменить колодки лучше уже сейчас. Кроме того, вспомните, когда в последний раз меняли тормозную жидкость. Плохо вспоминается? Значит, пора залить новую (кстати, производители мотоциклов настоятельно рекомендуют делать это хотя бы раз в два года) и прокачать тормозные контуры.

Прочее. Теперь проверяем работу ближнего/дальнего света фары (или фар), “габаритов”, стоп-сигнала и указателей поворота. Не забываем и про звуковой сигнал. Заливаем в бак свежий бензин и… Стоп! С выездом на трассу спешить не стоит.

Не спешите выезжать на дорогу

МОТОЦИКЛ к сезону готов, но готовы ли вы сами? Если зимой у вас не было возможности поддерживать себя в хорошей форме на дорогах или треках в теплых странах, то имеет смысл уделить некоторое время восстановлению моторных навыков управления байком. Проще говоря, потренироваться. Разумеется, лучше и безопаснее делать это на закрытых трассах, к примеру, на картодроме или асфальтовой площадке мотошколы, либо на кроссовой трассе.

Если вы намерены открыть собственный мотосезон пораньше, то не забывайте о коварных особенностях весенних дорог. Снег на обочинах продолжает таять, а утренние и вечерние заморозки превращают ручьи талой воды в ледяные языки. Причем ледок на затененных участках может сохраняться даже днем, когда, казалось бы, асфальт прогревается. Аккуратнее следует быть при проезде по лужам: на их дне тоже может оказаться слой льда. Опрометчивые люди зачастую обнаруживают это, уже лежа в луже рядом со своим мотоциклом. В любом случае, не забывайте: весной даже сухой асфальт все еще холодный, да и покрышки не успевают прогреться, поэтому при разгоне и торможении надо делать поправку на более низкие сцепные свойства резины.

Экипировка: массивнее не значит лучше

ОСНОВНОЙ критерий при выборе мотоэкипировки сводится к английскому выражению “Dress for the crash, not for the ride” – “одевайся для аварии, а не для езды”. То есть она должна обеспечивать максимально возможный уровень защиты. Но при этом надо соблюсти оптимальный баланс пассивной и активной безопасности.

С пассивной вроде бы ясно: чем массивнее и крепче защита, тем лучше. Но не все так просто. Активная безопасность мотоциклиста подразумевает в первую очередь свободу движений (байк требует от водителя активной работы всем телом), а соответственно – удобство одежды, что плохо сочетается с массивностью. В идеале она должна надежно вас защищать, но при этом ощущаться как “вторая кожа”.

Конечно, в любом мотосалоне помогут подобрать экипировку в соответствии с вашим телосложением, а также типом и классом вашего мотоцикла. Но просто примерить ее перед покупкой недостаточно. Походите в ней некоторое время, сядьте в седло мотоцикла, в общем – всячески постарайтесь оценить ее удобство и “неощутимость” на теле.

Выбор типа экипировки напрямую связан с тем, на мотоцикле какого класса вы будете ездить.

Спортбайк.

 Наиболее энерговооруженный и быстрый среди прочих мотоцикл этого класса предполагает наличие соответствующей – только самой лучшей! – экипировки. Легкий, но прочный шлем-”интеграл” с системой вентиляции обеспечит максимальной уровень безопасности и комфорта. Кожаный комбинезон может быть как цельным, так и раздельным (к куртке молнией пристегиваются брюки). Первый вариант уместнее на треке, второй – для повседневной эксплуатации. При выборе шоссейных мотобот тоже экономить не стоит. Все топовые спортивные модели именитых марок обладают высоким уровнем защиты, вам остается подобрать те, которые идеально сядут на ногу. И наконец, перчатки. Тут работает тот же максималистский принцип: кожаные, с длинными крагами и максимумом защиты. Но, повторю, не забывайте про удобство: на подвижность кисти наличие перчаток не должно оказать негативного влияния.

Найкед/классик.

Аппарат, сочетающий в себе функциональность классического мотоцикла с динамическими характеристиками спортбайка, предоставляет широкие возможности выбора экипировки.

Максималисты могут подобрать себе практически такой же комплект, как водители спортбайков, причем сочетаться он с мотоциклом будет весьма гармонично. Людям практичным есть резон остановиться на куртке и брюках из кордуры, а вместо “интеграла” взять “модуляр”, то есть шлем с поднимающейся “челюстью”. Но оптимальным все же, на мой взгляд, будет комплект из жестких шарнирных наколенников, мотоциклетных джинсов и кожаной куртки в сочетании со шлемом-”интегралом”.

Круизер.

 Здесь определяющим фактором является стиль, и поэтому советовать что-то конкретное – занятие неблагодарное. Остановимся на общих моментах.

Что касается шлема, то на водителях многих современных круизеров (и особенно пауэр-круизеров) даже некоторые “интегралы” смотрятся довольно гармонично, а уж “модуляр” и подавно.

Круизер – мотоцикл тяжелый, поэтому к обуви особые требования: она должна быть крепкой, с толстой и жесткой подошвой, крайне желательно – с элементами защиты. То же касается и перчаток: те, что с обрезанными пальцами, выглядят стильно, но руки почти не защищают. Благо, сейчас можно подобрать нормальные перчатки (например, не с карбоновыми, а титановыми элементами защиты), брутальность которых идеально впишется в общий облик наездника солидного круизера.

Эндуро.

К этому классу относятся как сугубо спортивные мотоциклы, так и туристические, предназначенные для длительных вояжей как по дорогам, так и вне их. Соответственно надо подходить и к экипировке. Например, в последнее время у владельцев туристических эндуро стали популярны шлемы, сочетающие плюсы кроссового (наличие козырька, развитая система вентиляции) с удобством “интеграла” (стекло вместо очков). В остальном различий меньше. Наиболее распространенным является такой вариант: куртка и брюки из кордуры (а лучше еще и с непромокающей, но позволяющей “дышать” мембраной), встроенная защита для туризма или “черепаха” и жесткие шарнирные наколенники на случай более динамичного передвижения по бездорожью, кроссовые или туристические мотоботы и перчатки (для мокрой погоды лучше также с мембраной).

Скутер.

Самый популярный городской транспорт Европы у нас пока воспринимается больше как недорогое молодежное транспортное средство, не требующее даже наличия водительского удостоверения. И отношение к экипировке зачастую легкомысленное: зачем, мол, тратить средства на покупку защиты, если он “медленно едет”? Однако даже 50-кубовые аппараты способны развивать скорость, заметно превышающую регламентированные ПДД 50 км/ч. И падение может закончиться плачевно. Поэтому лучше подобрать хотя бы минимальный комплект: шлем (пусть даже открытый), перчатки, наколенники и прочную обувь.

Непростая страховка

ЕСЛИ автомобилисту хватает двух полисов – каско и “автогражданки”, то мотоциклисту этого бывает недостаточно. Да и с обычной страховкой возникают некоторые нюансы. Во-первых, о широком выборе страховых компаний байкерам приходится лишь мечтать: на сегодняшний день, пожалуй, только в двух московских компаниях можно застраховать практически любой “свежий” мотоцикл. Во-вторых, тарифы каско для мототехники обычно выше, чем для автомобилей – в среднем 14-16% от оценочной стоимости мотоцикла.

Впрочем, страховая премия может быть и ниже – около 10%. На это влияют класс мотоцикла (к примеру, тарифы для круизеров и туристических моделей не столь высоки), стаж вождения мотоцикла и стаж по категории “В”, а также возраст мотоциклиста. На снижение стоимости полиса играет и наличие на мотоцикле противоугонной системы.

Весьма интересной мне показалась программа под названием “Кастом”, ориентированная на тех, кто хочет застраховать мотоцикл не от возможных повреждений, а исключительно от хищения или полной гибели. Тариф по этой программе начинается от 5%.

В-третьих, мотоцикл – не самое безопасное транспортное средство, и его владельцу не помешает дополнительная медицинская страховка (в особенности программы экстренной медицины), равно как и страховка от несчастного случая. Но имейте в виду, здесь есть свои подводные камни. Прежде чем платить за полис, внимательно изучите договор. Дело в том, что ряд страховых компаний приравнивает передвижение на мотоцикле к занятиям экстремальными видами спорта, а это уже совсем другие тарифы либо повод для отказа в страховой выплате.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: