Рубрики

Овцы целы, волки сыты

Итоги сезона-2009 в чемпионате IRC

В раллийном первенстве “IntercontinentalRallyChallenge” чемпион определился за этап до конца сезона, но борьбы за титул зрители так и не увидели. Сколь бы странным это ни казалось, цель занять по итогам года первое место ставил перед собой лишь один гонщик – Крис Мик из “PeugeotTaemUK”. В чем он и преуспел. Основные соперники из команды “Skoda” даже не стремились его остановить.

МОЛОДОЕ первенство IRC набирает обороты. В высшем классе “Super 2000” едва ли не каждая очередная гонка бьет рекорды по количеству вышедших на старт автомобилей: на последних этапах их было два с половиной десятка. Единственная беда “интерконтинетального” первенства – отсутствие борьбы за титул.

Дело в том, что в календаре серии – одиннадцать разных ралли, которые объединены лишь общим названием IRC. Причем регламент первенства, изначально созданного как более дешевое по сравнению с WRC, позволяет командам пропустить любое количество этапов, а в итоговой табели о рангах пилотов учитываются лишь семь лучших результатов за сезон.

Таким образом, от этапа к этапу состав участников меняется. Например, в этом году на более-менее постоянной основе в серии выступали команды “Peugeot”, “Abarth”, “Skoda” и “Proton”, но ни одна из них не посетила абсолютно все гонки чемпионата. А на ралли в Кению никто из лидеров вовсе не поехал – слишком дорого.

К тому же и цели перед собой “конюшни” ставят отнюдь не одинаковые…

Никто не хотел побеждать

СКАЖЕМ, в минувшем сезоне автомобили “Abarth” явно не поспевали за более новыми разработками “Peugeot” и “Skoda”, а потому пилоты итальянской команды “выстреливали” лишь изредка. В “Proton” о победах даже не мечтают – малайцы, которые делают первые шаги в автомобильном спорте, просто занимались обкаткой своей “Satria Neo”. Успех в отдельных гонках в основном оспаривали “Peugeot” и “Skoda” – однако борьбы в чемпионате между ними не получилось. По той простой причине, что у чехов изначально не было задачи выиграть титул.

Крис Мик – чемпион IRC сезона-2009.

По сути, получить чемпионскую корону стремился лишь лидер “Peugeot Taem UK” Крис Мик. Потому британец и заявился практически на все гонки, за исключением российской и кенийской. И усердно пробивался к заветной цели.

А вот гонщики заводской команды “Skoda” провели в сезоне лишь по семь гонок. И перед ними стояла только одна задача – полноценно обкатать новую раллийную “Fabia Super 2000”, показать ее потенциальным покупателям из частных команд. А она вдруг сразу поехала быстро. Инженерам команды не пришлось избавлять автомобиль от “детских болезней” – он ими просто не страдал. Четвертое место Яна Копецки на первой боевой для “Fabia” гонке в Монте-Карло можно было расценить как случайный успех. Однако затем чех трижды – в Португалии, Бельгии и России – финишировал вторым, а другой пилот “Skoda” Юхо Ханнинен в Выборге принес марке первую победу в IRC. Затем Копецки победил в Чехии и Испании.

Вот так, обкатывая новую технику, чехи неожиданно для себя стали претендентами на титул. Перед этапом в Сан-Ремо Мик всего на одно очко опережал Копецки, хотя провел больше гонок, чем соперник. Тем не менее “Skoda” не изменила планов на сезон.

“О титуле я не думаю, – говорил Копецки корреспонденту “Клаксона” перед началом гонки в Сан-Ремо, предпоследней в календаре IRC в этом году. – Даже если мы выиграем здесь, Мик потом отыграется в Шотландии и все равно станет чемпионом.”

В том, что лидер “Peugeot Team UK” победит у себя на родине, можно не сомневаться. На эту гонку, которая пройдет в середине ноября, “Skoda” ехать не намерена. “Слишком дорого”, – объясняют они. Организаторы этапа устроили сразу три зоны сервиса. Такого нет даже в чемпионате мира. Бюджет “Skoda Motorsport” на гонку в Британии рассчитан не был, и расширять его чехи не стали.

Что дальше?

ВПРОЧЕМ, сейчас это уже не имеет значения. Копецки на втором допе ралли Сан-Ремо задел колесом своей “Skoda” бордюр и выбыл из гонки. Мик же, хоть и не без труда, все же выиграл ралли в Италии и досрочно стал чемпионом. В стане “Skoda” никто не расстроился. С главной задачей на сезон-2009 команда не просто справилась – она ее перевыполнила. Заводская “конюшня” фактически и была создана для того, чтобы продемонстрировать потенциальным клиентам, на что способна “Fabia Super 2000”. Но на то, что она оказалась способна выиграть три гонки уже в первый год, не рассчитывали даже сами сами чехи. К концу сезона было продано уже около двадцати таких автомобилей.

Теперь, правда, непонятно, чем дальше будет заниматься заводской коллектив “Skoda Motorsport”. Через два года, когда класс “Super 2000” станет основным в WRC, чехи со своей “Fabia” смогут дебютировать в чемпионате мира. Но пока они не спешат раскрывать планы даже относительно сезона-2010. Возможно, сами еще ничего не решили. Продолжать участвовать в IRC? Но второй год обкатывать автомобиль смысла уже не имеет. А если делать ставку на чемпионский титул, то придется пересмотреть бюджет команды – надо будет ездить на заокеанские этапы, в ту же Шотландию, возможно, создать дочернюю команду, чтобы ее пилоты в случае чего помогали основным гонщикам. Ведь чтобы победить в IRC, надо прежде всего этого захотеть...

Олег КАРПОВ,
фото “Skoda” и “PeugeotSport
Сан-Ремо – Москва

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: