Рубрики

Падают и производство, и продажи автомобилей

14:06 08-07-2013

Тенденции, в которые многие участники российского авторынка упорно не хотели верить, теперь становятся очевидными. После нескольких лет фактически непрерывного роста, продажи автомобилей стали сокращаться.

Тенденции, в которые многие участники российского авторынка упорно не хотели верить, теперь становятся очевидными. После нескольких лет фактически непрерывного роста, продажи автомобилей стали сокращаться.

СИЛЬНЕЕ всего спад ощутили компании, работающие в массовом сегменте. Например, у лидера продаж по итогам прошлого года – “Chevrolet” – в мае объемы упали на 34%. Существенное снижение наблюдалось у “Peugeot” (28%), “Mazda” (21%), “Ford” (17%) и “Opel” (15%). Избежать отрицательных показателей удалось корейским брендам “Hyunday” и “KIA”. Относительно неплохо чувствуют себя и другие компании, предлагающие широкую линейку современных кроссоверов, которые пользуются большой популярностью.

На общем фоне спада устойчивую положительную динамику показывает лишь премиальный сегмент. Особенно выделяется рост продаж у немецких брендов. Причин здесь несколько. Во-первых, люкс-сектор не сразу реагирует на рыночные тенденции. Во-вторых, за последнее время премиум-бренды заметно расширили модельные линейки, снизив стоимость “входного билета”.

Придется корректировать

ПОЛГОДА назад большинство компаний прогнозировали рост на 2013 год в пределах от пяти до 40 процентов в зависимости от бренда. Теперь им не только придется переписывать прогнозы, но и серьезно корректировать производственные планы. Необходимость таких корректировок подтверждают в большинстве иностранных корпораций, имеющих на территории России крупные производственные площадки. Не так оптимистично, как прежде, смотрят в будущее и в Ассоциации европейского бизнеса.

– К сожалению, тренд падения продаж усиливается, – признает председатель комитета автопризводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Участники рынка обеспокоены, но надеются на увеличение спроса во второй половине года.

Однако для построения дальнейшей тактики работы компаниям важно детально разобраться в текущем процессе и понять, как долго будет продолжаться падение рынка. Пока российские представители иностранных корпораций стараются высказываться относительно оптимистично.

– Ситуация в автомобильной сфере связана с общим замедлением экономики и перенасыщением рынка в городах-миллионниках, – считает управляющий директор “Chevrolet Russia” Александр Мигаль. – Мы будем корректировать свои планы в соответствии с обстановкой на рынке.

Между тем в крупных дилерских холдингах понимают, что надо менять не только прогнозы и планы, но взаимоотношения с клиентами.

– Российский рынок движется к западной модели, когда автомобили "сами по себе" уже не продаются, поэтому и автопроизводителям, и дилерам надо прикладывать усилия для того, чтобы привлечь клиентов в автоцентры, – отмечает главный управляющий директор розничного подразделения “Рольф” Татьяна Луковецкая. – При этом необходимо не только предлагать различные программы льготной покупки автомобиля, но и расширять спектр услуг. Мы активно перестраиваемся. Например, сейчас наша прибыль от реализации автомобилей составляет всего 35 процентов в общем объеме. А от реализации финансовых услуг мы получаем 12 процентов, на “trade-in” приходится еще восемь.

Ценовые войны неизбежны

НЕ СЕКРЕТ, что далеко не все дилеры смогли распродать складские запасы автомобилей, выпущенных в прошлом году. Так что демпинговые войны на рынке неизбежны. Даже невооруженным глазом заметно: на рынке продолжаются нехарактерные для этого периода времени акции и различные спецпредложения, которые в прежние годы заканчивались уже в марте. Кроме того, сейчас можно ожидать появления новых программ лояльности и других приятных сюрпризов для постоянной клиентуры дилеров.

– Конечно, конкуренция будет усиливаться, – не сомневается Татьяна Луковецкая. – Сейчас основная задача авторитейлера – удержание клиентов, поскольку стоимость удержания в шесть раз ниже, чем стоимость привлечения нового клиента. Поэтому дилеры и вынуждены разрабатывать специальные программы лояльности, внедрять новые услуги для клиентов. Это залог выживания, так как в текущих рыночных условиях зарабатывать только на продажах все сложнее. Но в долгосрочном плане мы не видим серьезных угроз для рынка. Это объясняется тем, что российский автопарк старый (около 50% автомобилей – старше десяти лет), а менять его надо. Кроме того, у населения есть средства, которые оно готово вложить в покупку автомобилей. Макроэкономические показатели не предвещают серьезного падения. Пока мы наблюдаем лишь замедление роста. Дальнейшее зависит от шагов правительства по стимулированию экономики.

И в самом деле, единственной спасительной соломинкой, за которую могут ухватиться автопродавцы, может стать очередная государственная программа поддержки потребительского спроса в автомобильном секторе. Ее с нетерпением ждут в той же АЕБ.

– Все зависит от того, насколько масштабными будут меры правительства, – рассуждает Йорг Шрайбер. – А пока мы корректируем наш прогноз на этот год. Считаем, что рынок снизится примерно на пять процентов. В итоге продажи составят 2,8 млн автомобилей.

Между тем ожидаемая программа господдержки, скорее всего, еще и изменит структуру покупательского спроса. В выигрыше останутся компании, собирающие автомобили на территории нашей страны. А вот те бренды, которые в основном импортируют автомобили, смогут не попасть в рамки правительственной акции.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: