Рубрики

“Panamera Sport Turismo” – первый гибридный универсал от “Porsche”

14:37 11-01-2013

Поджарый универсал выглядит суровым и по-спортивному подтянутым. Но вместо заправочного шланга с высокооктановым топливом к машине тянется провод от розетки. Жму на сенсорную кнопку запуска, но в ответ слышу не рык форсированного мотора, а легкий гул электротехники. Автомобиль бесшумно трогается с места, плавно набирает скорость, в тишине атакует повороты… Это “Panamera Sport Turismo” – близкий к серийному воплощению гибридный прототип, в котором “Porsche” постаралась объединить присущую моделям этой марки динамику с высокой практичностью и заботой об окружающей среде.

Поджарый универсал выглядит суровым и по-спортивному подтянутым. Но вместо заправочного шланга с высокооктановым топливом к машине тянется провод от розетки. Жму на сенсорную кнопку запуска, но в ответ слышу не рык форсированного мотора, а легкий гул электротехники. Автомобиль бесшумно трогается с места, плавно набирает скорость, в тишине атакует повороты… Это “PanameraSportTurismo” – близкий к серийному воплощению гибридный прототип, в котором “Porsche” постаралась объединить присущую моделям этой марки динамику с высокой практичностью и заботой об окружающей среде.

УКРЫТЫЙ тенью пальм особняк ничем не выделяется на фоне других строений в окрестностях Беверли-Хиллз. Но вот автоматические ворота отъезжают в сторону, и на бульвар Сансет чинно выкатывается кортеж, какого здесь не встретишь, пожалуй, даже во время проезда губернатора Калифорнии. Меня сопровождает не только минивэн-техничка, но и два полицейских автомобиля при полном параде. На перекрестках они перекрывают дорогу, а на прямых держат на почтительном расстоянии других участников движения. Неслыханное дело для свободной Америки!

Так бдительно поршевцы оберегали свой “Panamera Sport Turismo”. И не только потому, что прототипу формально выезд на обычные улицы запрещен. Эта машина построена в единственном экземпляре, и ее стоимость, по признанию разработчиков, зашкаливает далеко за миллион долларов. Причем, если необычный для “Porsche” тип кузова “спортивный универсал” любой желающий мог оценить по фотографиям и даже вживую увидеть на стенде Парижского автосалона, то за рулем экспериментальной модели до меня сидели разве что заводские испытатели...

Теперь один из ведущих инженеров проекта занимает пассажирское кресло рядом со мной, контролируя на экране ноутбука параметры движения, а заодно оценивая мои действия. Едем, присматриваемся... Я – к машине, эксперт – ко мне. Тишину в салоне нарушил еще один пассажир – Митя Боркерт, дизайнер и автор идеи “Panamera Sport Turismo”.

– Этот концепт уникален тем, что в нем заключены сразу четыре перспективные инновации “Porsche”, – рассказывает Митя. – Машина дает представление о том, как будет развиваться дизайн модели “Panamera”, какие кузовные версии мы готовим на ближайшую перспективу, а также дает возможность оценить гибридный привод “e-Hybrid” второго поколения и новую архитектуру интерьера.

Ты только прикоснись

САЛОН “Panamera Sport Turismo” действительно необычен. Внутри прототипа находишь квинтэссенцию как исторически знаковых для “Porsche” решений, так и революционных для марки идей. Например, только после слов Мити я обратил внимание, что процесс посадки в универсал совершенно вылетел из памяти. Лежащие практически на полу плотные спортивные кресла, низкий дверной проем, обнимающий водителя кокпит – все это типично и для серийной “Panamera”.

<~1~>

...Полицейский впереди замигал поворотником, по рации прозвучала команда перестроиться на левую полосу. По привычке бросаю взгляд на зеркало заднего вида, но его… нет. Обстановку сзади мне предлагается оценивать при помощи двух микрокамер: они встроены в “жабры” на боковых панелях кузова и выводят изображения на экраны в комбинации приборов. Тем самым разработчики пытались снизить аэродинамическое сопротивление универсала, но водителю от этого проще не стало. Объективы имеют обширные мертвые зоны, постоянно засвечиваются солнцем, а картинки на дисплеях отображаются с задержками.

“Sport Turismo” лишился типичной для “Porsche” приборной доски в стиле “парад планет” из пяти выстроенных в ряд отдельных циферблатов. Теперь передо мной располагается огромный многофункциональный экран. Сейчас, к примеру, по центру нарисованы аналоговый тахометр и цифровой спидометр. Касаюсь регулятора на спице руля, и вместо указателей появляется карта с подсказками навигации. Еще одно касание, и я уже смотрю трансляцию с камеры заднего вида.

– Пока это только эксперимент, – просветил меня позже Вольфганг Хатц, член правления “Porsche”, отвечающий за исследования и разработки. – Мы все еще не уверены, что стоит переходить на полностью цифровые приборы и камеры. Вы и сами убедились, что это не всегда удобно. Однако могу обещать, что в ближайшее время особое внимание мы уделим взаимной интеграции машины и компьютерных гаджетов владельца.

Именно поэтому на наклонной центральной консоли “Panamera Sport Turismo” установлен аналог планшетника: посредством него водитель может менять настройки практически всех систем автомобиля, начиная от климат-контроля и музыки, заканчивая параметрами шасси. Схожий сенсорный пульт, но размером поменьше, появился и у пассажиров задних сидений. На прикосновение в этом концепте реагируют даже внутренние ручки открывания дверей...

Насчет удобства такого подхода сказать ничего не могу, поскольку на прототипе сенсорные панели, за исключением тех самых ручек, были по большей части бутафорскими, но продвинутым пользователям смартфонов сама идея наверняка понравится. Ведь, к примеру, теперь виртуальные кнопки быстрого доступа можно группировать по своему усмотрению, то есть фактически создавать в интерфейсе машины индивидуальный “рабочий стол”, как на экране домашнего компьютера.

Кроме того, “Panamera Sport Turismo” дает возможность управлять собой дистанционно. Установил приложение на коммуникатор, и передавай команды автомобилю хоть из офиса или торгового центра: остудить или прогреть салон, отпереть двери, посмотреть уровень зарядки батареи – все происходит удаленно. Правда, пока это тоже только в проекте.

Цена замены

НО ЕДЕТ машина по-настоящему. Пусть некоторые функции еще не работают, а сделанный по обходным технологиям салон на неровностях потрескивает и поскрипывает, но в настройках шасси и силовой установки поршевцы не могли идти на компромиссы, даже когда строили опытный экземпляр. Впрочем, именно эти компоненты мы, скорее всего, первыми увидим на серийных моделях.

Это логично, ведь в основе “Sport Turismo” лежит модернизированная платформа нынешней модели “Panamera S Hybrid”. Колесная база у них одинакова, но прототип немного короче, шире и ниже. При этом у него больше объем багажника и меньше масса – сказалось обильное использование карбоновых и пластиковых элементов. А сильнее всего изменился гибридный привод.

Прежде всего, никель-металлгидридная батарея уступила место более продвинутой литий-ионной. Инженерам удалось решить проблему поддержания ее оптимального температурного режима путем внедрения жидкостной рубашки охлаждения. Понятно, что владельцу в принципе все равно, какого типа аккумуляторы в его машине. Ему важна эффективность. И здесь новая система сделала даже не шаг, а рывок вперед. При прежних размерах литий-ионная батарея получилась в пять с половиной раз более емкой, и при этом ей добавили функцию подзарядки от сети (на это уходит всего 2,5-4 часа). В результате инженеры получили возможность поднять мощность электромотора с 47 до 95 л.с., суммарную отдачу двух двигателей увеличить с 380 до 416 “лошадок” и довести запас хода на электротяге до вполне ощутимых 30 км вместо прежних несерьезных двух километров.

Причем это не просто унылое перемещение по пробкам от одного светофора к другому. “Panamera Sport Turismo” умеет ездить быстро и напористо, как и положено “Porsche”. Электродвигатель способен в одиночку разогнать автомобиль до 130 км/ч, но если этого покажется мало, надо лишь посильнее и порезче нажать на газ. И тогда в работу вступит еще и трехлитровый компрессорный V6. Его подключение не приводит к рывкам и не сопровождается задержками. Но звуковое сопровождение более чем агрессивное. У меня над ухом словно петарда разорвалась, и спортуниверсал так рванул вперед, что инженер ноутбук чуть не выронил...

Совместная работа двух моторов образует столь ровный поток тяги, что даже сейчас, когда силовая установка находится в “сыром” варианте, разработчики сравнивают эластичность “Sport Turismo” с 500-сильной “Panamera Turbo”. Впрочем, точных цифр, характеризующих ускорение под нагрузкой, у поршевцев пока нет, зато динамику экспериментального универсала можно оценить по разгону до “сотни”. Он у этой модели занимает не более шести секунд. И это при том, что средний расход топлива “Panamera Sport Turismo” составляет всего 3,5 л на 100 км.

Планируется, что водитель серийной машины сможет выбирать один из трех режимов работы силовой установки: полностью электрический, спортивный (работают оба мотора) и для подзарядки батарей перед “зеленой” зоной города, куда въезд обычным машинам запрещен. Однако на концепте электроника пока не позволяет почувствовать разницу, поскольку постоянно трудится в автоматическом режиме – приходится полагаться исключительно на ее оценку ситуации.

Чувствуется, что потенциал подвески также еще раскрыт не до конца. Понятно, что резкие маневры мне делать запретили, поэтому с оглядкой на инструктора начинаю слегка провоцировать машину при перестроениях и в поворотах. Инженер одобрительно кивает. Видно, что он гордится проделанной работой. И действительно, “Sport Turismo” держится за дорогу не хуже серийной “Panamera”, а ведь это только первый и, по сути, выставочный экземпляр!

Впрочем, жесткость подвески и сверхнизкопрофильных 20-дюймовых колес для автомобиля, претендующего на звание “скоростного путешественника”, можно признать избыточной. Швы и стыки бетонных плит, трещины в асфальте и даже нанесенную на него разметку универсал проходит жестко и тряско. От таких перегрузок у нас в зоне задней подвески даже немного треснуло толстое электрохромное стекло, которое выполняет роль пола багажника. Экзотическая, кстати, вещь. Нажал на кнопку, и пол вдруг становится прозрачным, открывая взору подсвеченный экологичным зеленым светом кожух аккумуляторной батареи.

Это, пожалуй, одна из немногих дизайнерских идей, которая в столь прагматичном концепте лишена практических оснований...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Porsche читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: