Рубрики

Павел Коган: “Автомобили – это целая жизнь и любовь”

13:52 21-09-2012

Как бороться с хамством на дорогах, откуда берутся неумелые водители, в какой стране человек за рулем чувствует себя комфортнее… Скажете, это не самые актуальные темы, если ваш собеседник – народный артист России, музыкант с мировым именем, главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра? Все так. Однако в “анкетных данных” Павла Когана есть еще два пункта: заядлый автомобилист и давний читатель “Клаксона”. Так что разговор у нас шел не только о музыке.

Как бороться с хамством на дорогах, откуда берутся неумелые водители, в какой стране человек за рулем чувствует себя комфортнее… Скажете, это не самые актуальные темы, если ваш собеседник – народный артист России, музыкант с мировым именем, главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра? Все так. Однако в “анкетных данных” Павла Когана есть еще два пункта: заядлый автомобилист и давний читатель “Клаксона”. Так что разговор у нас шел не только о музыке.

Полководец с баттутой


Солидный “Volkswagen Phaeton” лихо развернулся на маленькой парковке и четко встал на место. Глядя на это со стороны, я отметил, что шофер у дирижера – профи. И ошибся. В том смысле, что водителем оказался сам Павел Коган.
заголов

– Зачем вам это? Большинство владельцев машин представительского класса ездят на заднем диване…

– Я тоже, но только когда отправляюсь на какие-то официальные мероприятия или встречи. А в остальное время предпочитаю сидеть за рулем. Люблю водить. Собственно, и “Phaeton” выбрал за многофункциональность. Мощный, быстрый автомобиль, послушный в управлении, просторный и комфортабельный – на задних креслах спать можно… Он меня полностью устраивает и как водителя, и как пассажира.

Кстати, я видел, как эти машины вручную собирают на “Стеклянной мануфактуре” в Дрездене. Невероятно впечатляющее зрелище. Двое рабочих монтировали решетку радиатора: проверяли зазоры микронными щупами, им что-то не нравилось, три раза снимали и снова ставили, пока не сделали как надо. Вот это качество!

А еще меня радует отличная шумоизоляция. Это очень важно в мегаполисе, где вокруг все рычит и лязгает. Когда в салоне тишина, можно в поездке подумать, сосредоточиться на каких-то рабочих моментах.

– Насчет этих моментов… Мы встретились в восемь, в десять у вас репетиция, и дальше весь день расписан “от и до”. Вы сколько часов в сутки работаете?

– Если скажу, что двадцать четыре, то не слишком преувеличу. МГАСО – это больше ста человек и больше ста выступлений в год в России и по всему миру, не считая студийных и “живых” записей. Я не только главный дирижер, но и руководитель коллектива. Репетиции, процессы организации – даже когда отдыхаю, голова занята делами.

– В Московской консерватории вы учились сразу по двум специальностям – скрипача и дирижера. Карьеру начинали, и очень успешно, как скрипач. Но в итоге стали дирижером…

– Я об этом мечтал с детства, но десятилетний мальчик дирижером стать не может – полководцев в таком возрасте не бывает. А дирижер как полководец. Мало собрать огромную армию – надо ее организовать, выстроить войсковую операцию… Порой на сцене вместе с хорами человек триста, и всеми управляет дирижер. Он и стратег, и тактик. Надо свести все партии воедино, донести смысл, обеспечить форму исполнения. Не менее важно настроить людей в эмоциональном плане. И конечно, отрепетировать все так, чтобы при выступлении был минимум случайностей. Слушателям важен результат. В Германии раньше приверженцы классической музыки приходили на концерты с партитурами, чтобы следить за точностью исполнения. Сейчас, правда, таких строгих ценителей стало меньше.

А то, что я скрипач, помогало и помогает в работе. Ведь основа любого симфонического оркестра – струнные инструменты, а я их, можно сказать, знаю изнутри.

– Какая-то доля импровизации для дирижера допустима? Или он – раб партитуры?

– Место для импровизации есть. Но не для отсебятины. Партитура – это то, что хотел сказать автор. В истории бывало иногда, что композиторы, прослушав свою музыку в чужой интерпретации, сдавались и признавали: да, так лучше. Но подобных случаев мало. А наиболее ценно в работе дирижера, когда произведение звучит максимально близко к замыслу автора.


“Водить начал, как ходить”

Родители – знаменитые скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс. Дядя – прославленный пианист Эмиль Гилельс. Друзья семьи – сплошь известные имена в мире культуры. Немудрено с такими генами и в таком окружении полюбить музыку...

– А откуда любовь к автомобилям?

– Тоже с детства. Мой отец – страстный автолюбитель. Еще молодым и совсем небогатым он все же нашел возможность купить “Москвич-400” – один из первых, с заводским номером “4”. По семейному преданию, папа целый день на заводе шел за конвейером, глядя, как собирают эту машину. Правда, меня на свете тогда еще не было. Для меня первым семейным автомобилем стала папина “Победа”, появившаяся позже.

– Когда вы сами сели за руль?

– Лет в десять, кажется. Когда ноги дотянулись до педалей, сел и поехал. Это как-то естественно произошло, на уровне инстинкта. Как ребенок ходить начинает, так я начал и водить. Кстати, за всю жизнь не взял ни одного урока вождения у постороннего инструктора. С 1966-67 года спокойно ездил по Москве.

Любовь к автомобилям, как и любовь
к музыке, Павел Коган унаследовал от отца,
знаменитого скрипача и страстного
автолюбителя Леонида Когана.

– Это ученик седьмого-восьмого класса. Без прав?

– Тогда в СССР выдавали так называемые юношеские права. С ними можно было ездить везде, кроме “спецтрасс” вроде Кутузовского и Ленинского проспектов, но обязательно в сопровождении взрослого с трехлетним, если не ошибаюсь, опытом вождения.

– Сейчас подобная система действует в некоторых странах: несовершеннолетние могут сесть за руль, если рядом находится “опекун”. Там начинают учиться лет с шестнадцати…

– Правильно делают. Со мной, например, постоянно ездил кто-то из родителей, и я без спешки и нарушений набирался опыта и уверенности. А потом, уже студентом, без проблем получил права и в апреле 1971 года купил собственную машину.

– Не иначе, “копейку”?

– Что же еще? Незадолго до этого я выиграл конкурс скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и получил премию. Вот и потратил деньги на ВАЗ-2101. Эту модель только начали выпускать. Тогда это был еще почти “Fiat” – на многих деталях и колесных болтах стояли штампы итальянского автопроизводителя.

Но очень скоро пересел на настоящий иностранный автомобиль. Международная известность, поездки в другие страны – возможности были. Друзья помогли с гигантской скидкой приобрести спортивное купе “Fiat 124”. Двухвальный мотор объемом 1.800 “кубиков”, 120 сил, пятискоростная коробка передач… Вот только у нас никто в таких двигателях не разбирался. Удалось договориться в итальянском посольстве, и два раза в год их механик Антонио проводил техобслуживание моего “Фиата”. А я потом на этом купе шустрил по московским улицам.

– За рулем больше 40 лет. Можно сказать, что вы водитель-ас?

– Скорее, как сейчас выражаются, продвинутый пользователь. В машинах разбираюсь и в вождении тоже. За все время только дважды попадал в ДТП, причем не по своей вине. Один раз было опасно: другой автомобиль вылетел на перекресток под красный свет. Если бы я начал тормозить, все могло кончиться очень плохо. Но я прибавил газу и получил только удар в бок сзади.

– Фальшивые ноты в музыке вы слышите сразу. А в работе двигателя?

– Тоже. Фальшь ощущаю мгновенно и в звучании мотора, и в поведении машины. К тому же я перфекционист по натуре – просто не могу ехать в автомобиле, если у него есть хоть небольшие проблемы. Все должно быть совершенным.

– Насколько я понимаю, дирижер во время выступлений испытывает колоссальные нагрузки, под стать автогонщикам. Пилоты чемпионатов вроде “Формулы 1” за гонку худеют на несколько килограммов…

– Мы также теряем вес на сцене. Хотя нагрузки в основном эмоциональные, но и физических сил уходит много. Так что дирижер должен быть здоровым или, по крайней мере, относительно здоровым человеком. У меня, например, нет какой-то особой диеты или специальных упражнений для поддержания тонуса, но хорошую форму сохранять надо. И вождение автомобиля в этом тоже помогает.


О российских дорогах и непотопляемых мутантах

Павел Коган водит автомобиль по зарубежным дорогам не меньше, чем по отечественным. Так что сравнивать порядки здесь и там может по собственному опыту.


– Когда вы ездили с юношескими правами, автотранспорта на московских дорогах по нынешним меркам вообще не было. Не то, что теперь. Пробки сильно раздражают?

– Ужасно действуют на нервы. Конечно, машин стало во много раз больше, но проблема не в машинах, а в их владельцах, у которых нередко отсутствуют навыки вождения. Для меня главное – ловкость во владении инструментом, будь то скрипка или машина. Плох музыкант, если не он владеет инструментом, а инструмент владеет им. Это полностью относится и к водителям. Я считаю, неумелый автомобилист просто не имеет права выезжать на улицы такого мегаполиса, как Москва. А у нас многие, кто окончил автошколу и получил права, не знают азов вроде параллельной парковки или выезда на главную дорогу с второстепенной, не чувствуют габариты собственного автомобиля. Им бы в чистом поле машину водить, где только зверье за этим наблюдает из соседнего леска, а они выезжают на трассу и путаются друг у друга в колесах. Конечно, возникают пробки…

– Как, по вашему мнению, можно привести дорожное движение в гармонию?

“Люблю водить!” Даже в автомобиле представительского класса
Павел Коган предпочитает сидеть за рулем.

– Не знаю, как справиться с этим хаосом и массовым хамством, которое превращает наши дороги в настоящее поле боя. Несомненно, надо ужесточить порядок сдачи экзаменов, чтобы права нельзя было купить. Надо принимать самые жесткие меры к нарушителям, но это эффективно лишь тогда, когда ПДД и наказания едины для всех – и для простого смертного, и для чиновника. А у нас многие ездят не по Правилам, а “по понятиям”. Спецсигналов нет, зато в машине человек, которого автоинспекторам штрафовать как бы не по чину. А глядя на таких, нарушают и другие – стадный инстинкт срабатывает… В некоторых случаях нарушения ПДД просто запрограммированы ситуацией на дорогах. Скажем, сейчас московские власти взялись активно бороться с неправильно припаркованными машинами, но парковаться по правилам бывает негде – мест на всех не хватает. С другой стороны, это не повод, чтобы бросать автомобиль поперек проезжей части или на тротуаре. За границей такое не проходит: там один раз проштрафишься, накажут так, что второй уже не захочется.

– Не секрет, что автомобилисты быстро привыкают к повышенным штрафам и перестают их бояться…

– Или находят способы обойти. Так и во времена штрафных талонов было, когда инспектор делал проколы за нарушения, так и сейчас, когда по дорогам развешиваются видеокамеры. Наши водители – как непотопляемые мутанты, которые всегда приспосабливаются к изменившимся условиям и находят лазейки.

– Вам самому никогда не случалось “договориться” с автоинспектором?

– Случалось, конечно. Все мы немножко дипломаты.

– В лицо вас они узнавали? Хотя о чем я спрашиваю – гаишники и классическая музыка…

– Зря сомневаетесь, некоторые узнавали. Они тоже ходят в концертные залы. И вообще большинство инспекторов, с кем мне приходилось встречаться, – нормальные люди. Бывали отдельные случаи, но не они определяют общую картину. Другое дело, что хамства не должно быть ни с одной стороны. Я понимаю, что у инспектора тоже могут быть проблемы и плохое настроение, но он не имеет права отыгрываться на водителях.

– Давайте о хорошем. В каких странах вы комфортнее всего чувствуете себя за рулем?

– Пожалуй, в Германии и Италии. Не только потому, что там хорошие дороги, – по ним еще и ездить приятно. Например, в США трассы не хуже, но повсюду торчат знаки ограничения скорости. Качество хайвея позволяет хоть гонки устраивать, а знак запрещает разгоняться сверх 50 или 30 миль в час. Почему – непонятно. В Германии водителям больше доверяют: там обычно указывается рекомендованная скорость. Уверен в себе и своей машине – можешь ехать быстрее, это твое решение.

– За рулем какую музыку слушаете?

– Предпочитаю классическую. В том числе классический джаз.

– А что для вас значат автомобили?

– Как и музыка, это для меня – целая жизнь и любовь.


АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Павел Коган родился 6 июня 1952 г. в Москве.
Его родители – знаменитые скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс.
В 1970 году стал победителем международного конкурса скрипачей
им. Яна Сибелиуса в Хельсинки.
В 1976 году окончил Московскую государственную консерваторию
по специальностям “скрипка” и “симфоническое дирижирование”.
Дирижерский дебют состоялся в 1972 г. с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР.
С 1989 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО).
На протяжении всей карьеры выступал с лучшими оркестрами,
в числе которых – Филадельфийский оркестр, оркестр баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, оркестр радио
и телевидения Испании, симфонический оркестр Торонто,
Национальный оркестр Франции и другие.
Народный артист Российской Федерации (1994 г.).
Награжден орденами Дружбы (2002 г.) и “За заслуги перед Отечеством” (2007 г.).
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы
и искусства (1997 г.).



Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: