Рубрики

Перехожу на прием. Об основных нюансах CB-радиостанций

15:59 06-07-2014

Несмотря на обилие цифровых технологий, многие автовладельцы не забывают о традиционной радиосвязи, где особое место занимают автомобильные устройства, работающие в так называемом гражданском диапазоне.

Несмотря на обилие цифровых технологий, многие автовладельцы не забывают о традиционной радиосвязи, где особое место занимают автомобильные устройства, работающие в так называемом гражданском диапазоне.

Внезапный ремонт на узком участке дороги, размокшая непроходимая грунтовка, тяжелая авария, перекрывшая несколько полос, полицейская засада или даже подозрительно рыскающий, возможно, пьяный, водитель – сколько еще неожиданных опасностей и сюрпризов может подстерегать в дальней дороге, а мобильный Интернет недоступен и некому предупредить по сотовому телефону... Но есть сообщество, которое в открытом эфире предупредит о неприятностях, подскажет дорогу, а в спокойной обстановке расскажет свежий анекдот... Это пользователи “сибишек” – радиостанций гражданского коротковолнового диапазона CB (от англ. “citizen band”). В отличие от радиоустройств, связывающих пару или несколько собеседников, эти станции создают постоянное радиопространство, схожее с интернет-форумом или социальной сетью, только общение здесь в прямом смысле живое.


Как это работает?

Все владельцы СВ-радиостанций общаются в частотном диапазоне 27 МГц, который законодательно выделен для гражданских пользователей – не надо платить абонентскую плату и регистрировать аппаратуру. Во всех странах СВ-диапазон начинается с частоты 26,965 МГц. В Европе диапазон “нарезается” на сорок каналов с шагом в 10 кГц (то есть следующая от первой частота равна 26,975 МГц). Из-за последней цифры эти каналы в обиходе так и называются – “пятерки” или “Европа” (Е). Чтобы всем пользователем “хватило места”, в некоторых странах шаг частот чуть сдвинули. В России он начинается с 26,960 МГц – отсюда и прозвища “нули” или “Россия” (R). Это условные обозначения, и географически частоты не привязаны – главное, чтобы в любой стране собеседники настроились на одну частоту, хоть “российскую”, хоть “европейскую”. Продаваемые у нас радиостанции обычно рассчитаны максимум на две вещательные сетки по 40 каналов – “E” и “R”, что гораздо предпочтительнее при выборе, но чаще всего производители ограничиваются только “Россией”.

Продвинутые модели помимо CB-диапазона могут работать в качестве усилителя низкой
частоты, а также принимать специальные каналы погоды WX по американским стандартам.

У коротких радиоволн есть специфика. При длине 11 метров они способны пронизывать насаждения деревьев и кустов вплоть до лесопосадок, а также огибать здания и холмы. Но эти свойства, напротив, мешают волнам проникать в здания и подвалы сквозь оконные и дверные проемы. Кроме того, в городе эти радиостанции ловят немало помех от различных промышленных и бытовых электрических приборов, бороться с которыми отчасти помогают специальные шумоподавители.

Чаще всего радиостанцию устанавливают справа от центрального туннеля.
А если ее размеры совпадают со стандартной магнитолой, можно использовать штатные ниши.

Для общения между двумя или несколькими машинами в поездке вам следует настроиться на одну частоту. Определенные частоты закреплены в разных городах и странах за клубами и автосообществами по интересам, где радио служит своего рода живой эфирной сетью. Особенно популярна и полезна в плане шоферской взаимопомощи так называемая “частота дальнобойщиков” (27.135 МГц), на которой общаются во всем мире не только водители тяжелых грузовиков, но и обычные автопутешественники. Важно, что на коротких волнах можно связаться с диспетчерскими службами, которые при необходимости вызовут врачей, пожарных или полицию.

Радиостанцию с питаниемот прикуривателя в комплекте с магнитной антенной при необходимости
можно быстро переставить с одного автомобиля на другой. Помните, что напряжение бортовой сети
у легковых автомобилей составляет 12 В, а у грузовиков – 24 В. Если вы используете оба вида
транспорта, выбирайте рации со встроенным или внешним преобразователем напряжения.
Это относится и к стационарным моделям.

Все СВ-радиостанции, в отличие от сотовых телефонов и отдельных радиоустройств, работают в так называемом симплексном режиме – пока говорит один собеседник, остальные слушают. Для смены режимов “прием-передача” служит специальный переключатель – тангента, который в ненажатом положении задействует станцию на прием сообщений.


Как выбрать радиостанцию?

Подбор компонентов радиостанции и установка их на автомобиль требуют определенных технических знаний. Ошибка на каждом этапе может привести к тому, что даже дорогие устройства не будут эффективно работать, а то и вовсе замолчат. Чтобы общаться со специалистами почти на равных, мы дадим несколько советов.

Прибор КСВ-метр служит для точной настройки антенны, без которой она не сможет эффективно работать.

Многие потенциальные покупатели сразу хотят устройство “помощнее”. Тут стоит процитировать постановление Правительства РФ от 13 октября 2011 г. N 837, согласно которому не подлежат регистрации “станции сухопутной подвижной связи личного пользования диапазона 27 МГц (СиБи-диапазона) с допустимой мощностью излучения передатчика не более 10 Вт”. Прямо скажем, это не так уж и много, поэтому в продаже можно встретить усилители, которые встраиваются между станцией и антенной и увеличивают мощность в десять и более раз. В самом факте продажи и покупки усилителя нет ничего криминального, но как только вы соедините все компоненты в единое целое – вы нарушили закон.

Направление антенны регулируется
специальными кронштейнами, но лучшее
ее положение – строго вертикальное.

Специалисты любят повторять, что лучший усилитель – это антенна. Ее роль в обеспечении связи не меньше, чем у радиостанции, а цена доходит до половины “сибишки”. Чем длиннее антенна, тем дальше и качественнее связь, поэтому на машинах истинных авторадиолюбителей нередко встречаются гибкие штыри около двух и более метров. Немало зависит и от способа установки антенны. Антенна должна контактировать с электрической “массой” автомобиля, то есть с деталями несущего кузова. Присоединили контакт в другое место (к багажнику или крылу) – и потеряли до трети мощности. Лучшее решение – врезка в центр крыши, но это подходит разве что водителям, которым радиостанция жизненно необходима, вроде путешественников-экстремалов. Компромиссное решение – присоединение к рейлингу или водостоку крыши. Магнитные крепления могут существенно уступать врезной конструкции по качеству сигнала. Но и у них есть своя ниша – в комплекте с радиостанцией, питающейся от прикуривателя, их легко переставлять с одного автомобиля на другой или временно оснастить несколько автомобилей такими комплектами на время пробега. Антенна требует тщательной настройки с помощью прибора КСВ-метра, которую следует доверить специалистам. Без этой процедуры можно ждать неприятностей – от отсутствия связи до “сгорания” деталей радиостанции. Кстати, предпочтительно, чтобы антенна изначально стояла вертикально, а если вам пришлось изменить угол, ей снова необходима отдельная настройка.

СВ-радиостанции могут работать в амплитудной (АМ), частотной (ЧМ) и однополосной (SSB) модуляции. Для нас важны первые две как самые распространенные. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что при почти равной дальности у ЧМ несколько выше качество и помехоустойчивость. При этом во всем мире по устоявшейся в силу давности традиции дальнобойщики используют АМ. Для пользователя это важно, поскольку недостаточно знать только рабочую частоту собеседника, также надо переключиться в одну с ним модуляцию.

Предпочтительное место для антенны – середина крыши с контактом на электрическую
массу автомобиля. На крышке багажника и навесных деталях ее отдача существенно меньше.

Назойливое шипение – постоянный спутник радиолюбителя, поэтому необходимо выбирать рации с системой подавления шумов. Простой вариант – это пороговый шумоподавитель. Он блокирует все сигналы ниже порога, который вы сами устанавливаете. Сигнал пробьется, только если он будет сильней, чем шумы, но тогда есть риск, что вы пропустите важное, но “слабое” сообщение. Более продвинутый спектральный шумоподавитель работает автоматически, отделяя шумы от голоса по их частотной характеристике. В некоторых станциях для точной подстройки есть оба вида подавителей шумов.

Поделиться: