Рубрики

Первая гибридная модель от компании “Mercedes-Benz”

Мы уже привыкли к тому, что автомобили с трехлучевой звездой на эмблеме всегда идут в авангарде технического прогресса. Отчасти это стало само собой разумеющимся. Но в области разработки и внедрения в серию гибридных технологий “Mercedes-Benz”, как ни странно, оказался в роли догоняющего. Тем не менее первая гибридная машина появилась, точнее – на следующий год появится в модельном ряду штутгартской марки. Нам удалось познакомиться с проходящим сейчас ходовые испытания первым предсерийным гибридным “Мерседесом”.

“ERPROBUNGSFAHRZEUG” – прочитали? Готов биться об заклад, что тем, кто в школе изучал английский, это далось не просто. Впрочем, знатоки немецкого, думаю, тоже поморщились при виде замысловатой лингвистической конструкции. Хотя на самом деле ничего сложного тут нет. Это сложносоставное слово, в переводе на русский означающее “экспериментальное транспортное средство”, было написано на крышке багажника моей машины.

О необычности силовой установки этого S-класса
свидетельствуют лишь шильдики “Hybrid”.
Снаружи – на крышке багажника, внутри –
на центральной консоли.

Ну и что тут экспериментального? На первый взгляд – обычный S-класс. У нас в Москве таких – пруд пруди. Разумеется, в Германии их тоже хватает... Но внимательный наблюдатель может заметить шильдик “S400”. Что еще за новости? Нет в модельной гамме “Мерседеса” такой машины! “S350” есть, “S450” – тоже, а ничего промежуточного нет. И в этом поколении не было.

Правильно – не было. И до сих пор нет. Но скоро будет. Уже на следующий год появится первый гибридный S-класс, силовая установка которого состоит из двигателя внутреннего сгорания и работающего с ним в паре электромотора.

Выдам коммерческую тайну (ведь я же не работаю в компании “Mercedes-Benz”) – на 2009 год намечен рестайлинг S-класса. Обновление затронет все модели этого семейства, а вдобавок к ним появится совершенно новая гибридная модификация, носящая индекс “S400”.

Но это дело будущего, а пока мерседесовский гибрид проходит последние испытания. Можно сказать – финальную обкатку перед запуском в серию. Причем пока силовая установка смонтирована на машине нынешнего поколения, которая внешне ничем, кроме шильдика и надписи “Erprobungsfahrzeug” на корме, не выделяется из множества себе подобных.


Гибридная классика


Вообще-то, ничего сногсшибательного нет и в начинке первого мерседесовского гибрида. До показанных на выставках дизель-электрических силовых установок и бензиновых двигателей с воспламенением от сжатия дело пока не дошло. Специалисты над ними работают (они в личной беседе подтвердили мне это), но есть ряд проблем, и до запуска в серию еще далеко.

Вспомогательный электромотор установлен между основным двигателем и коробкой передач.

Конструкцию, которую на следующий год предложат покупателям, по нынешним временам уже можно считать классической. Бензиновый шестицилиндровый двигатель, семиступенчатая КПП “7G-Tronic”, а аккурат между ними – тороидальный электромотор. Я специально крупно сфотографировал его на разрезном макете, чтобы вы могли воочию убедиться, насколько он компактен.

Двигатель внутреннего сгорания, несмотря на схожий рабочий объем (3.498 куб. см), заметно отличается от того мотора, который устанавливается на модификацию “S350”. Не вдаваясь в скучные технические подробности, скажу, что он работает не по привычному циклу Отто (как подавляющее большинство бензиновых моторов), а по так называемому циклу Аткинсона, отличающемуся иными фазами сжатия и расширения. За счет этого характеристики силовой установки получились, скажем так, нетривиальными. Сам, без посторонней помощи, такой мотор не сможет эффективно разгонять автомобиль. Зато он потребляет очень мало топлива и способен работать в режиме старт/стоп.

Автомобиль остановился: бензиновый двигатель заглушен,индикатор показывает,
что аккумулятор заряжен на 52%.
Трогание с места и разгон: работают оба мотора, уровень заряда аккумулятора понижается.
Движение накатом и торможение: бензиновый двигатель работает, происходит
рекуперация энергии, аккумулятор подзаряжается.

Стоит остановиться, например, на светофоре – мотор автоматически заглохнет. Даже, мне показалось, чуть раньше – еще до полной остановки. А стоит нажать на акселератор, как бензиновый двигатель тут же заведется. И запустит его электромотор, исполняющий в данном случае роль стартера. Причем происходит это все очень тихо и совершенно незаметно. Без характерного звука и вибрации. Следить за процессом (если вам интересно) можно лишь по показаниям дисплея, размещенного в центре спидометра.

Так выглядит мерседесовский литий-ионный
аккумулятор. Его емкость составляет
45 ампер-часов, а мощность – 65 кВт.

При интенсивном разгоне усилия обоих моторов складываются, и подхват получается весьма впечатляющим. И, что очень важно, начинается он практически с холостых оборотов. Отпустишь педаль газа – электромотор выключается, а аккумулятор (кстати, тоже специальный – литий-ионный) подпитывается от штатного генератора. То же самое происходит при движении с горы или накатом. Уровень заряда аккумулятора отображается на том же дисплее, что и режим работы силовой установки.

На первый взгляд, моторный отсек гибридного “Мерседеса” ничем не отличается от обычного.


Самая главная цифра


А ТЕПЕРЬ давайте посчитаем. Максимальная (она может колебаться в зависимости от режима работы) мощность бензинового двигателя составляет 279 л.с. Электромотора – 20 “лошадей”. Крутящий момент – 350 и 160 Нм соответственно. Но складывать эти значения напрямую нельзя. Одновременно оба мотора с полной отдачей работать не могут. Суммарная мощность гибридной установки составляет 299 л.с., а момент – 385 Нм. Получается не слишко впечатляюще. Ненамного больше, чем у стандартного “S350”. По динамике эти автомобили тоже практически одинаковы. Так ради чего тогда все затевалось?

Вот тут-то и начинается самая интересная арифметика. Я уже сказал, что расход топлива у модернизированного двигателя заметно меньше, чем у стандартного. Вдобавок благодаря помощи электромотора большую часть времени он еще и работает “вполсилы”. А еще при движении по городу он часто останавливается...

Не стану мучить читателя дальнейшими выкладками. Учесть все факторы непросто. Но специалисты уже подсчитали, что в итоге гибридный “S400” потребляет меньше 8 л бензина на 100 км пробега. Неплохо для автомобиля представительского класса. Кстати, это на 2,2 л меньше, чем надо бензиновому “S350”. Если помножить эти цифры на среднесуточный пробег машины... А если на годовой... Пусть российских владельцев представительских моделей экономия топлива не сильно волнует, тем не менее она есть.

Впрочем, это не главное. А главное то, что выброс CO2 в атмосферу сократился по сравнению с “S350” более чем на 20%. Даже, пожалуй, на 21%. Что в цифровом выражении составляет 190 г на 100 км пробега. Опять-таки нам, россиянам, пока на это наплевать, но в помешанной на экологии Европе таким показателям придают большое значение. Даже очень. Поэтому полученной цифрой мерседесовцы по праву гордятся. Ведь отныне огромный S-класс по уровню выбросов СО2 приблизился, скажем, к двухлитровой версии компактного “А-класса” и стал абсолютным рекордсменом среди себе подобных. Вот такая арифметика.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: