Рубрики

Первый гибрид от “Land Rover”

18:28 16-05-2011

“Настоящий внедорожник тоже может быть экономичным” – под таким девизом “Land Rover” начал работу над первым в своей истории гибридным автомобилем на базе “Range Rover Sport”, который должен пойти в серию через два года. Британцы уже добились определенных успехов, обеспечив крупному внедорожнику расход топлива на уровне городской малолитражной машинки.

Настоящий внедорожник тоже может быть экономичным” – под таким девизом “Land Rover” начал работу над первым в своей истории гибридным автомобилем на базе “Range Rover Sport”, который должен пойти в серию через два года. Британцы уже добились определенных успехов, обеспечив крупному внедорожнику расход топлива на уровне городской малолитражной машинки.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, Стратфорд, вечер. Мимо театра Уильяма Шекспира едет белый внедорожник – практически бесшумно. По крайней мере хлопанье лебединых крыльев на соседнем озере я слышу более отчетливее, чем легкое гудение трансформатора автомобиля. Это один из пяти опытных экземпляров, построенных “Land Rover” для испытаний гибридной силовой установки, позволяющей машине временами перемещаться только на электротяге.

Получивший название “Range_e”, внешне ничем не отличается от обычного “Range Rover Sport”. Разве что три лючка на боковинах кузова выглядят несколько странно. Сопровождающий меня инженер открывает все три. За одним, как обычно, скрывается горловина топливного бака. За вторым обнаружился разъем для подключения литий-ионной батареи емкостью 14,2 кВт*ч к бытовой электросети. А за третьим – непрезентабельная, явно сделанная на скорую руку сервисная розетка.

– Это все мелочи, потом все будет по-другому, – объясняет заводской специалист. – Сейчас мы сосредоточились прежде всего на доводке ходовых качеств машины. Прошу за руль!

Слева от спидометра – информационный экран силовой установки. Сейчас она находится
в режиме ожидания. Символ батарейки показывает, что “Range_e” готов начать
движение на электротяге.

В салоне “Range_e” тоже на первый взгляд нет ничего необычного – обычная стандартная роскошь дорогого внедорожника. А когда пригляделся, обратил внимание на оригинальную комбинацию приборов. Слева от спидометра – крупный экран, на который выводятся сообщения борткомпьютера, и специальная шкала, показывающая режим работы силовой установки и эффективность использования энергии. Сейчас стрелка находится в начале зеленого сектора, а снизу горит символ батарейки. Это значит, что сцепление разомкнуто и трехлитровый 245-сильный турбодизель V6 отсоединен от трансмиссии. То есть внедорожник готов двигаться только при помощи 94-сильного электромотора, встроенного в трансмиссию и фактически заменившего собой гидротрансформатор у восьмиступенчатой автоматической коробки передач. Есть в этой схеме и второе сцепление, отключающее электромотор. В общем, у “Range_e” возможны самые разные варианты передачи тяги на колеса.


Фронт работ


ЧЕМ СИЛЬНЕЕ нажимаешь на педаль газа, тем натужнее начинает гудеть трансформатор. Это снаружи он не слышен, а в салоне автомобиля звук громкий и навязчивый, как в видавшем виды троллейбусе. Зато он аккомпанирует достаточно бодрому разгону: максимальная тяга в 200 Нм доступна с нулевых оборотов, так что почти трехтонный внедорожник на тесных улочках показал себя вполне проворным.

– Наши исследования показали, – комментирует инженер, – что большинство европейских водителей за день проезжают около 40 км. Мы стремимся достичь именно такого запаса хода на электротяге. Пока добились результата в 32 км...

Для подзарядки батареи можно подключиться к обычной бытовой сети. Электрические
разъемы на автомобилях скоро будут стандартизованы.

Впрочем, и этого вполне достаточно. Во всяком случае, мне емкости батареи хватило на то, чтобы совершить несколько кругов по Стратфорду со всеми его светофорами, тесными поворотами, достаточно плотным трафиком и прочими особенностями городской езды.

А если выехать на загородную трассу? Теоретически до тех пор, пока машина не наберет 112 км/ч, ничего измениться не должно – это порог включения турбодизеля. Однако на деле он запускается раньше – все зависит от того, насколько активно вы будете ехать. Например, при выходе на обгон, когда требуется резко набрать скорость, управляющая электроника дает команду использовать оба мотора одновременно. В этом случае вы можете рассчитывать на внушительные 339 л.с. и почти 600 Нм. Неудивительно, что на разгон до “сотни” гибридному “Range_e” требуется лишь 8 с, в то время как обычный “Range Rover Sport” тратит на это 9,3 с.

Но улучшение динамики – это лишь дополнительный бонус от борьбы за повышение экономичности и снижение уровня выброса вредных веществ. Заявленный средний расход топлива у модели составляет всего 3,36 л/100 км, а выбросы CO2 – 89 грамм на километр пробега. Так что на одной заправке топливом и электричеством гибрид может преодолеть 1.112 км.

– Хватит, чтобы без остановки до Глазго доехать и назад вернуться, – говорит мой напарник.

При этом “Range_e” остался настоящим внедорожником – у него и дорожный просвет соответствующий, и трансмиссия серьезная с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. А в будущем добавится еще специальный алгоритм работы системы “Terrain Repsonse”, управляющей тягой на колесах. Она станет учитывать наличие электродвигателя и научится управлять его работой в интересах повышения проходимости.

Впрочем, и без этого работы специалистам “Land Rover” хватит: чтобы запустить “Range_e” в серию, надо как минимум улучшить шумоизоляцию (в основном высоковольтных электрических компонентов) и повысить плавность подключения турбодизеля. Сейчас при запуске он передает на кузов заметные вибрации, а при замыкании сцепления машину сотрясает сильный удар и она рывком прыгает вперед.

Каждый раз, когда это происходило, инженер склонялся над своим ноутбуком, на экране которого мелькали сотни цифр и несколько графиков, озабоченно качал головой и делал какие-то пометки в блокноте. Но на прощание заявил исключительно оптимистично:

– К 2013 году вы машину не узнаете!

Ждать осталось недолго...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Land Rover читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: