Рубрики

Пилоты, пытавшиеся покорить NASCAR

Даника Патрик, самая успешная гонщица США и одна из самых красивых представительниц слабой половины человечества из тех, кто когда-либо садились за руль гоночного автомобиля, приняла решение перейти в серию NASCAR. Чуть ранее о желании попробовать силы в заокеанском чемпионате объявил и экс-пилот “Ф 1” Кими Райкконен. Причем он уже успел проехать несколько гонок в низших дивизионах NASCAR. Провожая Данику и Кими в самую популярную серию Америки, “Клаксон” вспоминает других известных пилотов, которые в недавнем прошлом пытались покорить NASCAR, но так и не смогли этого сделать.

Хуан Пабло Монтойя

ОСОБЕННО популярна NASCAR у пилотов, проведших часть карьеры в Америке. На рубеже веков, перед переходом в “Формулу 1”, Хуан Пабло Монтойя в течение двух сезонов гонялся в заокеанской формульной серии CART и стал ее чемпионом в год своего дебюта. Кроме того, колумбиец с первой же попытки выиграл и культовую гонку “Инди-500”.

Тем не менее формульные гонки в Америке значительно уступают по популяности кузовной NASCAR, на этапах которой нередко собираются до 400 тысяч зрителей. Рейтинги трансляций гонок столь же высоки, как у бейсбола и американского футбола, и для большинства пилотов, выступающих в Америке, вершина автомобильного спорта – это именно NASCAR, а вовсе не “Формула 1”.

Наверное, именно поэтому Хуан Пабло столь легко променял место в одной из ведущих команд “Ф 1” на карьеру в NASCAR. Переход колумбийца в заокеанский чемпионат иначе как скандальным не назовешь. На “Гран-при США” в июле 2006 года Хаун Пабло столкнулся с собственным напарником по команде Кими Райкконеном и, выбравшись после этого из кокпита своей машины, больше в него решил не возвращаться. Всего неделю спустя, не поставив в известность своего босса по “McLaren” Рона Денниса, на специально созванной пресс-конференции Монтойя объявил о том, что не собирается больше выступать в “Формуле 1” и переходит в NASCAR.

Место в команде ему предоставил Чип Гэнасси – основатель и владелец одной из ведущих команд серии, за которую Хуа Пабло выступал и в CART. Тем не менее, несмотря на превосходные результаты в формульных чемпионатах, в NASCAR серьезных достижений после пяти сезонов у колумбийца пока нет.

Начиналась карьера Монтойи в NASCAR за здравие. После ухода из “Ф 1” он для начала решил попробовать силы во второстепенных чемпионатах, где в одной из гонок даже финишировал третьим. В высшем дивизионе он дебютировал в конце сезона-2006. Квалифицировавшись в первой гонке 29-м, Хаун Пабло затем сошел с дистаннции после столкновения с одним из соперников…

Следующий год колумбиец провел уже полностью в высшем дивизионе и даже заработал титул “Новичка года” – правда, для получения подобного звания хватило и 20-го места в генеральной классификации. В следующем сезоне прогресса не было – Хуан Пабло закончил чемпионат 25-м.

2009 год стал самым успешным для Монтойи в NASCAR. Он в первый и последний пока раз пробился в плей-офф высшего дивизиона и закончил чемпионат на восьмом месте.

Последующая карьера Хуана Пабло в NASCAR подтвердила, что то было скорее исключением из общего правила, по которому варяги в самой популярной американской серии не приживаются. В прошлом году в генеральной классификации он был 17-м, а в этом пока идет 23-м, потеряв шансы на то, чтобы пробиться в плей-офф.

Сэм Хорниш

ОДИН из самых популярных и успешных пилотов серии INDYCAR, перейдя в NASCAR, фактически загубил себе карьеру. К моменту перехода в конце 2006 года Сэм Хорниш был уже трехкратным чемпионом самой популярной формульной серии США, но, как и любой американский пилот, грезил о NASCAR.

Осуществить переход Хорнишу помог Роджер Пенске, глава одной из самых успешных команд в США, автомобили которой выходят на старт во всех популярнейших сериях. Сэм остался пилотом “Penske”, но сменил при этом чемпионат.

Как и большинство пилотов, решающихся на переход в NASCAR, Хорниш начал карьеру в этих гонках со второго дивизиона, но лучшим результатом для Сэма оказалось 15-е место на финише одного из заездов. В большинстве гонок Хорниш вообще не добирался до клетчатого флага из-за аварий.

Тем не менее неудачи во втором дивизионе не остановили Сэма, и он перешел в высший. Но там карьеру Хорниша иначе как кошмаром не назовешь.

За три с половиной сезона трехкратный чемпион INDYCAR, отлично знакомый с американскими овальным треками, в NASCAR лишь в шести гонках смог пробиться в десятку сильнейших. И это при том, что ежегодно в высшем дивизионе проходит по 36 этапов. Плотный календарь – еще одна причина, по которой в NASCAR не приживаются пилоты, выступавшие в других категориях. Помимо 36 зачетных этапов в высшем дивизионе серии есть еще выставочные гонки и предсезонные тесты. Пилоты NASCAR живут фактически только в гостиницах. С 15 гонками, которые каждый год Хорниш проводил в INDYCAR, сравнить это никак нельзя.

Первый полный сезон в 2008 году в высшем дивизионе Хорниш закончил на 35-й строчке протокола личного зачета. Годом позже стал 28-м, а в прошлом сезоне – 29-м. При этом последний год стал без преувеличения худшим в карьере Сэма. Бывший кумир миллионов американцев в 25 гонках из 30 финишировал ниже 20-й позиции. Если же суммировать все выступления Хорниша в NASCAR, то получится, что он более чем в половине своих гонок был классифицирован на позициях в четвертом десятке…

Неудивительно, что перед началом нынешнего сезона Сэм лишился спонсорской поддержки и сейчас выступает в гонках лишь от случая к случаю и в основном – во втором дивизионе.

Жак Вильнёв

КАК И Монтойя, перед началом выступлений в “Формуле 1” Жак Вильнёв гонялся в американских формулах. Канадец также был чемпионом INDYCAR и победителем “Инди-500”. Затем последовал переход в “Большие призы”, титул и постепенный закат карьеры. Командам “Ф 1” Вильнёв перестал быть нужен в 2006 году, когда после микротравмы спины Жак не смог выйти на старт “Гран-при Венгрии”. “BMW-Sauber”, в составе которой канадец выступал в последние годы, расторгла контракт с ним, а мест в других коллективах для экс-чемпиона не нашлось.

Тогда-то Вильнёв и задумался о NASCAR. В заокеанской серии некоторые пилоты успешно выступают и в 50-летнем возрасте, так что, как представлялось Жаку, он вполне может начать вторую карьеру на родном континенте.

Тем не менее роман с NASCAR у Жака не сложился с самого начала. Громкие фамилии чемпионов других серий спонсорам NASCAR неинтересны. У этой серии свои герои, и побеждают здесь только те пилоты, которые строили свою карьеру изначально с расчетом на то, чтобы в конце концов выступать в самой престижной американской серии. Успеха добиваются гонщики, которые пробивались из низших дивизионов, учились ездить на тяжелых закрытых автомобилях по овалам. Варяги конкурировать с ними не могут, а потому практически обречены с самого начала плестись в хвосте.

Менеджеру Вильнёва удалось пристроить своего подопечного в одну из команд, и сезон-2008 Жак должен был провести в высшем дивизионе серии. Но незадолго до старта чемпионата спонсор отказался оплачивать выступления канадца. Скорее всего это было связано с низкими результатами Вильнёва в подготовительных гонках. В квалификации перед “Дайтоной 500” Жак спровоцировал аварию, а через два дня было объявлено о разрыве отношений со спонсорами.

Найти других инвесторов Жаку не удалось. Всего в высшем дивизионе NASCAR он в итоге стартовал в трех гонках и выше 21 места не поднимался. Во втором дивизионе гонок было чуть больше – на протяжении последних четырех сезонов Вильнёв эпизодически выходит на старт, но не блещет.

Дарио Франкитти

О ПЕРЕХОДЕ в NASCAR Дарио Франкитти задумался после победы в серии INDYCAR в 2007 году. То был первый титул шотландца в формульной серии, и, став его обладателем, как и Сэм Хорниш, Дарио решил перебраться в более популярный NASCAR.

Дела пошли кувырком с самого начала. У Дарио была спланирована масштабная подготовительная программа, но, как считают многие, Франкитти чуть раньше, чем нужно перешел в высший дивизион – фактически ничего не показав в младших классах.

Ничего хорошего в итоге не получилось. Франкитти выступал на автомобиле команды “Chip Ganassi”, но в первых пяти гонках был классифицирован в четвертом десятке. В апреле 2008 года, по ходу сезона, попав в массовый завал в одной из гонок второго дивизиона серии, Дарио получил травму ноги и выбыл из строя на несколько недель.

После возвращения в высший дивизион результаты стали только хуже. В четырех гонках подряд Дарио не смог классифицироваться выше 38 места! Для спонсоров это стало последней каплей – они отказались поддерживать шотландца.

В отличие от Хорниша Дарио не пошел на принцип и предпочел вернуться в INDYCAR. После возвращения Франкитти с легкостью выиграл два чемпионата в составе все той же “Chip Ganassi”, а в нынешнем сезоне близок к тому, чтобы стать четырехкратным чемпионом формульной серии. О NASCAR Дарио больше не грезит.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: