Горная модель “Yamaha FX Nytro M-TX SE 162”
“Yamaha” сделала любителям сноумобилей отменный подарок – новый “FX Nytro M-TX SE 162”, профессия которого – преодолевать глубокий снег. У этой горной модели четырехтактный трехцилиндровый двигатель, газонаполненные амортизаторы, а главное ее оружие – длиннющая гусеница, выставившая напоказ зубы под стать пиранье.
…ПАРУ дней назад, катаясь на снегоходе с короткой “быстрой” гусеницей, я провалился в совершенно жуткий по глубине и ширине кювет, доверху засыпанный снегом. Спросите, о чем я мечтал, копая руками туннель, по которому после меня можно было легко запустить поезд метрополитена? О снегоходе типа “Mountain”, то есть горном. Таком, как новая “Yamaha”. И вот передо мной тот же самый кювет.
В былые времена солдаты ходили в атаку под звуки марша. Красиво окрашенный звук выхлопа из солидного глушителя, по-мотоциклетному выглядывающего из-под сиденья “FX Nytro M-TX SE 162”, звучит не менее впечатляюще – конечно, для тех, кто понимает. Под эту победную музыку снегоход погрузился в коварную яму по самые подножки и, толкая своей короткой мордой огромную кучу снега, выплыл на другой “берег” легко и просто, ни разу даже не чихнув. Вот так, знай наших.
О технике и не только
ПЕРВЫЕ модели линейки “Nytro”, представленные “Ямахой” несколько лет тому назад, удивляли очень непривычным дизайном. Ни малейшего намека на передний обтекатель, двигатель расположен за передней подвеской, ближе к середине сноумобиля, а сама подвеска, казалось, брала свое начало прямо из фары. Новый снегоход выглядит еще необычнее – его передняя подвеска “FX Nytro” второго поколения не похожа ни на какую другую. У нее не видно силового элемента, пружин. Вместо них – газонаполненные амортизаторы известной фирмы “Fox Float”. Сзади – “Fox Float 2” увеличенного объема. Амортизаторы регулируются под тип снегохода, трассу и стиль вождения.
Родословная трехцилиндрового двигателя “Genesis 130F1” с распределенным впрыском топлива “Mikuni” и тремя дроссельными заслонками с подогревом, диаметром по 41 мм каждая, восходит к легендарному литровому четырехцилиндровому мотору, что стоял на спортбайке “Yamaha R1”. Визитной карточкой четырехтактного ямаховского мотора традиционно являются пятиклапанные головки, где три клапана впускных и два – выпускных. Потеряв в ходе эволюции один цилиндр, но сохранив при этом рабочий объем 1.049 куб. см, мотор выиграл в весе, габаритах, а главное – в тяге на низах.
Ну а самое главное в “FX Nytro M-TX SE 162” – уже упоминавшаяся широкая и длинная (38,1х411,5 см) гусеница “Camoplast Maverick”. У нее малый угол атаки – всего 18 градусов – для лучшей проходимости по глубокому снегу. А огромные 5,7-сантиметровые шипы придают гусенице вид воистину устрашающий.
Райское удовольствие
ЕСЛИ есть рай земной для снегоходчиков, то он выглядит именно так: белая целина и сноумобиль с беспредельными (это же рай) ходовыми возможностями. Я не имею в виду “максималку”, она у нового “Yamaha” достаточно скромная – 154 км/ч. Но какова проходимость! Рассуждая теоретически, засадить его в снегу, наверное, можно. На практике, по-моему, не получится.
Судите сами. Снега по колено, а местами – и по уши. Если здесь потеряешь ход на сноумобиле с обычной гусеницей – утонешь и больше не тронешься. А вот на “FX Nytro M-TX SE 162” я на такой целине останавливался совсем, катался вперед-назад, разворачивался и потихоньку, и на большой скорости. Что называется, ноль эмоций – едет как по асфальту, даже не буксует.
Аппетит приходит во время еды, и я направляю снегоход в горы. Не Альпы, конечно, но нынешней зимой и в Подмосковье снегу предостаточно. Выбираю холм повыше и лезу на него. Набираюсь наглости и останавливаюсь на средине крутого склона. Стоит как вкопанный. Трогаюсь. Нет, не едет. Все же бывает предел совершенству. Тяну на себя и опускаю вниз маленький рычажок, расположенный справа, ниже руля. Так включается задняя передача. Снегоход чуть сползает вниз, отщелкиваю рычаг в исходное положение и нажимаю курок газа. Огромные, как у пираньи, зубы трака злобно впиваются в снег и… Это было что-то нереальное: “Yamaha” не стал, буксуя, понемногу карабкаться вверх – он выстрелил к вершине как из пушки. Наверное, схожие ощущения были у барона Мюнхгаузена, оседлавшего ядро.
Как он правится? На прямой стоит потрясающе. Вот с поворотами надо поаккуратнее. Длинная гусеница снегоходов типа “Mountain” – не чета их коротким родственницам, поощряющим спортивный стиль вождения. Разгоняюсь в бескрайнем чистом поле. Когда цифры на электронном спидометре подбираются к “сотне”, поворачиваю руль. Нет, это уже не снегоход, это грейдер какой-то. С максимально вывернутыми широкими пластиковыми лыжами, полностью скрывшимися под снегом, моя “Yamaha” с упрямством носорога продолжала переть вперед, вздымая тучи снежной пыли. И только когда я упал всем своим весом на руль, загрузив лыжи, снегоход начал неохотно поворачивать.
В чем дело? Во-первых, честно сказать, прохождение виражей – не та дисциплина, в которой горные снегоходы сильны. Во-вторых, в данном случае даже приличного снежного покрова “FX Nytro M-TX SE 162” не хватало – ему не на что было опереться в повороте своими лыжами и широкой длинной гусеницей. В более глубоком снегу он маневрирует лучше.
А в целом впечатления – самые отрадные. Ямаховская модель хороша не только в горах, но и в условиях нашей средней полосы. Особенно учитывая непредсказуемые случайности, которыми природа любит испытывать снегоходчиков. Модели типа “Mountain” надежнее застрахованы от снежных ловушек. Согласитесь, гораздо приятнее в финале прогулки на свежем воздухе смаковать горячий кофе, а не расплескивать его из-за дрожи в руках после того, как два часа вызволял свой снегоход из сугроба.
Вячеслав КИЦИС.
фото Дмитрия ПЕРЕПЕЛКИНА