Рубрики

“Плюс” и “минус”

Полезная информация об автомобильных аккумуляторах

Современные автомобильные аккумуляторы, как правило, надежные и долговечные. Тем не менее их приходится иногда “оживлять” или заменять. Но для этого не обязательно обращаться в техцентр – задача по силам даже не слишком опытному автомобилисту, тем более если вы знаете азы устройства аккумулятора.

ПЕРВЫЕ аккумуляторы в корпусах из тяжелого и хрупкого эбонита назывались “обслуживаемыми”, потому что их конструкция позволяла доливать и менять электролит, а также устанавливать новые блоки пластин вместо пришедших в негодность. В наши дни такие устройства уже не применяются.

В автомагазинах можно найти “малообслуживаемые” батареи. Прежде чем установить под капот, в них следует налить электролит и подзарядить.

Большинство же аккумуляторов для современных легковых автомобилей относится к категории “необслуживаемых”. Они продаются уже готовыми к эксплуатации, абсолютно герметичны, виброустойчивы и практически не требуют к себе внимания до окончания срока службы. Правда, в случае неисправности такая батарея не подлежит ремонту, ее можно лишь заменить на новую.

Основные характеристики

ОДИН из важнейших параметров аккумулятора – его электрическая емкость. Говоря просто, это количество тока, которое батарея может отдать за единицу времени. Измеряется оно в амперах в час – А-ч. Чем больше электроемкость, тем, к примеру, легче провернуть стартер на морозе. Как правило, автопроизводители указывают, какая емкость аккумулятора оптимальна для той или иной модели автомобиля. Если она недостаточна – ждите неприятностей, связанных с неуверенным пуском двигателя, частыми разрядками и меньшим сроком службы батареи. Если же емкость чрезмерна, аккумулятор может постоянно быть недозаряженным, что тоже не идет ему на пользу.

Советы на зиму
  • Если в морозы вы ездите только на короткие расстояния, не давая двигателю и батарее толком прогреться, то рискуете полностью посадить аккумулятор.
  • Если двигатель на морозе сразу не заводится, не пытайтесь крутить стартер раз за разом – так вы быстро и окончательно разрядите аккумулятор. Между пусками делайте как минимум минутные паузы.

Однако не все так просто. Иногда имеет смысл делать поправку на условия эксплуатации машины. К примеру, если вы живете в местности с холодным климатом, где зимой сильные морозы, то специалисты советуют установить батарею емкостью на 5-10 А-ч больше рекомендуемых параметров. Нелишне это и в том случае, когда машина оборудована мощной аудиосистемой, насыщена опциями вроде разнообразных электроприводов, подогрева сидений и т.п.

Другая важная характеристика – пусковой ток (он измеряется в амперах) – показывает, насколько эффективно батарея может питать стартер двигателя. Опять-таки в неблагоприятных условиях, например в сильную стужу, – чем выше ток, тем легче завести двигатель. Но это не значит, что в канун зимы следует устанавливать модель с большим пусковым током, нежели рекомендовано автопроизводителем. По крайней мере надо предварительно проконсультироваться со специалистами – ведь если ток слишком велик, то можно повредить стартер.

Еще один параметр – напряжение аккумулятора, которое одинаково с напряжением бортовой сети автомобиля. У подавляющего большинства машин оно равно 12 В. Однако бывают и исключения – к примеру, у больших американских пикапов оно может составлять 24 В. В любом случае перед установкой новой батареи следует убедиться, что напряжение сети и аккумулятора соответствуют друг другу.

Нюансы установки

СУЩЕСТВЕННЫЙ нюанс: батареи, разработанные для автомобилей, сертифицированных в Европе, не всегда годятся для моделей из других частей света. У некоторых японских машин клеммы аккумуляторов заметно тоньше; у американских они расположены не на верху батареи, а сбоку и крепятся к проводам резьбовым соединением.

Советы на зиму
  • В мороз, прежде чем повернуть ключ зажигания, включите дальний свет на 10-15 секунд. Это поможет прогреть электролит и облегчит пуск двигателя.
  • В сильные холода некоторые автомобилисты снимают аккумулятор на ночь и уносят домой, чтобы он не разрядился. Сомнительный вариант: ведь при этом обнуляются показания электронных приборов, а главное – бездействует противоугонная система.

При покупке аккумулятора непременно следует учитывать ее полярность, то есть расположение клемм “плюс-минус” на корпусе. Если у повернутой к вам лицевой стороной батареи (где обычно располагается фирменная наклейка) клемма со знаком “+” находится слева, такую полярность принято называть “прямой”. А если “+” расположен справа – “обратной”.

Почему это важно? Потому, что контактные провода довольно коротки, и если полярность батареи им не соответствует, то установить ее будет проблематично – длины проводов может просто не хватить. А поставить батарею “лицом” в другую сторону обычно не позволяет конструкция посадочного места.

Заглядывайте в инструкции и каталоги

ЭТО САМЫЙ простой и надежный способ подобрать новый аккумулятор. Практически в каждой инструкции по эксплуатации автомобиля указан тип батареи, а то и конкретная марка, подходящая именно для вашей машины. И наоборот, всякий уважающий себя производитель аккумуляторов снабжает свою продукцию каталогом, где указаны модели батарей для определенных марок автомобилей. Однако здесь есть свои подводные камни. Технические данные в каталогах, разумеется, не могут учитывать погодные и дорожные условия, в которых будет эксплуатироваться данный автомобиль. Они основаны на том, что наиболее эффективно аккумулятор работает при температуре плюс 27-28о С.
При этом предполагается, что режим движения автомобиля будет достаточно плавным, а запуски и остановки двигателя – не очень частыми. Поэтому, как мы уже говорили, в холодных регионах автовладельцы нередко перестраховки ради приобретают батареи чуть более мощные, чем указано производителем.

Леонид ПАЩЕНКО

Поделиться: