Главное – правильная резина
Впереди – бескрайнее поле, покрытое глубоким рыхлым снегом, в котором запросто можно утонуть вместе с машиной. По крайней мере, таким оно кажется с высоты седла четырехколесника. Да, я собираюсь форсировать эту белую целину не на снегоходе, а на обычном ATV. И ответить, наконец, на вопрос, который волнует многих владельцев подобной техники: ставить ее зимой на прикол или можно ездить и по снегу?
ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНИК – машина не только всепогодная и всепролазная, но и всесезонная. В прошлые теплые зимы это можно было принять за аксиому – при явной нехватке снега АТV выигрывал у сноумобиля в одни ворота. А вот как будет теперь, когда снега навалило, как говорится, выше крыши? Смею утверждать, что четырехколесник и здесь не спасует. Если, конечно, вы все делаете правильно.
Такая оговорка необходима. Немало владельцев пробовали, ничего не меняя, эксплуатировать свои квадроциклы зимой так же, как летом, – мол, вездеход в любое время года вездеход. И быстро убеждались в своей ошибке, вылетев с трассы в ближайший сугроб. А вытаскивать три центнера холодного железа из глубокого снега – удовольствие ниже среднего. Лучше заранее учесть, что зимняя езда на АTV требует особой подготовки техники и особых навыков вождения.
О колесах и не только
КАКИХ-ТО железных правил здесь нет, но есть несколько полезных рекомендаций, соблюдение которых избавит вас от многих лишних проблем. Прежде всего, следует выбрать правильные покрышки.
Специальных шин “исключительно для зимы” в продаже не бывает, зато можно найти весьма эффективную внедорожную резину, которая не подведет и в глубокой грязи, и в рыхлом снегу. По объему эти баллоны, как правило, превосходят обычные. Протектор у них должен быть с высокими грунтозацепами (желательно – самоочищающимися, сужающимися к своей вершине); боковые зацепы необходимы тоже крупные – такие, чтобы не позволяли машине поскользнуться в колее и при боковом сносе. Правда, на твердом покрытии подобная резина изрядно шумит, но некоторый акустический дискомфорт искупается ее хорошей проходимостью в глубоком снегу.
Кстати, есть довольно распространенное – и ошибочное! – мнение, что перед выездом на снег полезно стравить часть воздуха из колес – дескать, за счет этого они будут меньше проваливаться. В случае с ATV эта идея не сработает: квадроциклы и так оснащаются баллонами низкого давления. Обычная норма для них – 7 psi в передних колесах и 5 psi в задних, что соответствует всего 0,49 и 0,35 бара на манометре. Такое колесо вам по ноге проедет – больно не будет. Другое дело, что давление в только что купленных шинах обязательно надо проверить. Многие даже опытные водители ATV забывают это сделать, между тем баллоны “с витрины” зачастую бывают изрядно перекачаны. Понятно, это ухудшает управляемость на снежной трассе.
Помимо установки иных колес советую заменить масло в двигателе на 100-процентную синтетику, например “САЕ 0-50”. Это облегчит запуск мотора в холодную погоду и сильно поможет небольшому аккумулятору, пусковая мощность которого рассчитана в основном на плюсовую температуру. Пойдет это на пользу и самому двигателю – ведь минералка и даже полусинтетика на крепком морозе густеют и теряют свои смазочные свойства.
Чтобы кататься зимой было не только интересно, но и в меру комфортно, нелишне поставить на ATV ветровое стекло и защиту для рук, этакие пластиковые лопухи – это спасет от злого встречного ветра. Для борьбы с морозом очень рекомендую заказать в салоне диллера ручки руля и курок газа с подогревом. Там же можно приобрести чехол с подогревом на сиденье – его нагревательный элемент питается от бортовой сети четырехколесника.
Что касается вашей личной экипировки, то ее обязательный элемент – снегоходные перчатки. Шлем для обычного катания предпочтительнее тоже снегоходный. Кроссовый не столь удобен, если, конечно, вы не собираетесь участвовать в соревнованиях.
ATV дальнего плавания
УПРАВЛЕНИЕ четырехколесником на снегу не таит в себе каких-то немыслимых секретов, но требует известной сноровки. Во многом помогают правильные внедорожные шины: например, в моем случае они весьма похвально проявили себя на ухабистом проселке с засыпанными снегом колеями по колено глубиной. В осеннюю распутицу мой АТV, оснащенный обычными колесами, неоднократно садился здесь на брюхо, несмотря на то, что у него самый высокий клиренс в своем классе – 30 см. А сейчас едет бодро, уверенно – боковые грунтозацепы держат, буквально вгрызаясь в края колеи, не давая сползти вниз. Нечаянно поскользнуться, разумеется, можно, но для этого, что называется, надо постараться. Эксперимента ради съезжаю в колею, где меня, как нарочно, поджидает здоровенный камень, торчащий из-под снега. С замиранием сердца пропускаю его между колесами, хотя уже успел прикинуть, что должен проскочить безопасно – ведь ATV приподнялся на высоту объемистых внедорожных баллонов, и клиренс соответственно увеличился. Так и есть – проехал над валуном, даже не чиркнув по нему.
Вот и трасса – дорога, сплошь заметенная недавней метелью. Если по скрытой под снегом грунтовке ехать относительно неспешно, то все будет чинно и благородно. Еще бы, на таких колесах! Ну а если открыть гашетку на полную? Тоже неплохо получается, пусть и не так быстро, как на снегоходе. Если мощный сноумобиль легко разгоняется под 200 км/ч, то “максималка”, например, моего АТV – всего 110 км/ч. Но это как сравнивать спортбайк и кроссовый мотоцикл – у того и другого свои таланты и свои поклонники.
Сложности начинаются при прохождении поворотов. Вот тут все летние навыки езды на ATV надо забыть. Иначе тебя всякий раз будет выносить с трассы, или вообще в поворот впишешься весьма приблизительно. А чтобы все получилось, следует вспомнить приемы управления… гидроциклом.
Да, я не оговорился! Поведение четырехколесника в снегу очень похоже на поведение аквабайка в воде. В частности, на вираже надо “поддать газку” – иначе не повернешь, а продолжишь плыть прямым курсом.
Имейте в виду, тренировать подобный стиль вождения лучше в чистом поле, чтобы в случае неудачи было куда вылетать без ущерба для себя и машины. Итак… На полном приводе, на приличной скорости подхожу к виражу и, волевым усилием задавив в себе естественный порыв оттормозиться, открываю газ побольше – с заранее вывернутыми в сторону поворота передними колесами. В результате АТV, словно “гидрик”, вплывает в поворот, лишь чуть занеся задние колеса. На выходе открываю газ на всю – и четырехколесник, вытянувшись в струнку, гребя всеми четырьмя покрышками, ощетинившимися ежами грунтозацепов, буквально вытаскивает сам себя на прямую.
Еще больше на заплыв смахивает езда по глубокой снежной целине. Снегоход по ней пройдет играючи, а вот четырехколесник запросто может “пойти ко дну”, и ваше счастье, если будет, за что зацепить трос лебедки. В таких условиях колеса ATV работают под стать гребным колесам старинного парохода на Волге или Миссисипи, и главное – не потерять запас хода.
До сих пор с содроганием вспоминаю то поле диаметром с добрый километр. Я самонадеянно рискнул проскочить его ходом и резво долетел до середины, но к этому моменту даже правильные внедорожные колеса устали перемалывать кубометры снега. Скорость начала катастрофически падать, машину затрясло как в лихорадке. Я с тоской поглядывал на противоположный “берег”, отчетливо понимая – если встану, никто меня отсюда не вытащит. Заколдованный круг: чтобы выбраться, надо бы включить понижающую, но для этого опять же следует остановиться, а остановлюсь – сто процентов гарантии, что дальше не тронусь. Вот вам и готовый памятник за $14.000. До ближайшего жилья три десятка километров в любую сторону… Но тут колеса каким-то чудом вновь зацепились за относительно плотный слой снега и вынесли ATV на безопасное место. Каюсь, первой мыслью после этого было: “А вот на снегоходе просквозил бы – и не заметил”...
И все же. Если бы мне предложили выбрать для личного гаража что-то одно из двух – либо снегоход, либо квадроцикл, – я бы, наверное, проголосовал за четырехколесник. И даже не потому, что им можно пользоваться круглый год, а сноумобилем – только зимой. Просто езда по снегу на колесах – удовольствие совершенно особенное. Да, снегоход изначально лучше приспособлен к зимней стихии. Да, управлять четырехколесником среди сугробов гораздо сложнее. Зато и кайфа, и адреналина получаешь намного больше, уж можете мне поверить. Конечно, при условии, что и вы, и ваш АТV к этому готовы.
Вячеслав КИЦИС,
фото Дмитрия ПЕРЕПЕЛКИНА