Рубрики

По снегу и льду. Зимние шины премиум-класса

13:53 17-10-2012

В России, как известно, зима наступает нежданно-негаданно. И только мудрые автолюбители знают, что пока не выпал первый снежок, надо заранее позаботиться о зимних шинах. Иначе езда по снегу и льду может превратиться в смертельно опасный аттракцион. Не случайно все ведущие мировые производители покрышек загодя, еще даже по весне знакомят автомобильное общество со своими новыми зимними шинами. Некоторые из них успели протестировать эксперты “Клаксона”.



В России, как известно, зима наступает нежданно-негаданно. И только мудрые автолюбители знают, что пока не выпал первый снежок, надо заранее позаботиться о зимних шинах. Иначе езда по снегу и льду может превратиться в смертельно опасный аттракцион. Не случайно все ведущие мировые производители покрышек загодя, еще даже по весне знакомят автомобильное общество со своими новыми зимними шинами. Некоторые из них успели протестировать эксперты “Клаксона”.


Без разницы...


На создание шипованной шины “UltraGrip Ice Arctic” у компании “Goodyear” ушло почти пять лет. Испытание на полигоне показало: эта модель неплохо подходит для регионов с переменчивой зимней погодой, такой как у нас....

ПЕРВЫЙ этап был довольно простым: заснеженная трасса извилистая, но не “быстрая”, хотя несколько коварных мест не дают расслабиться. Для начала мы проехали по ней на машинах, обутых в шины двух премиальных конкурентов, а затем опробовали новую “UltraGrip Ice Arctic”. По субъективным ощущениям на укатанном снегу она ведет себя несколько лучше, правда, выигрыш на разгоне и торможении не столь значительный. Зато управляемость хороша: в быстрых виражах “Goodyear” позволил ехать на 15-20 км/ч быстрее, чем его конкуренты.

В этой модели разработчики применили немало свежих идей. Крупные прямоугольные блоки протектора выложены перпендикулярными друг другу парами, что похоже на укладку паркета. По сравнению с традиционными рисунками эта схема значительно увеличивает число рабочих кромок. Кроме того, ламели здесь имеют V-образную форму, в движении их “крылья” расходятся и нагребают снег, помогая эффективнее разгоняться и тормозить. А в плечевой зоне шины расположены пилообразные “наросты”, которые захватывают снег по бокам от колеса. Не обошлось, разумеется, и без фирменной технологии “3D BIS” – взаимопроникающих выступов и впадин на стенках ламелей, которые делают блоки протектора более жесткими.

Индекс скорости: T , высота профиля: 70-45,
посадочный диаметр диска: 13-17 дюймов.

Новый состав верхнего слоя (на основе силики) не теряет эластичности даже в сильный мороз и при воздействии активных реагентов. Для наглядности представители компании опустили кусочки резины в колбу, заполненную охлажденным до -500 градусов ацетоном. За 20 секунд в столь агрессивной среде старая резина стала ломкой и хрупкой, а новый состав остался мягким и эластичным.

Для испытаний на льду организаторы превратили извилистую дорожку длиной около километра в настоящий каток. И здесь “Goodyear” отработал достойно: если держать скорость в разумных пределах, то шины предоставляют хорошую обратную связь и позволяют лишь слегка корректировать курс рулем. Да и на сравнительных испытаниях по торможению “в пол” с 40 км/ч компактный GPS-прибор зафиксировал, что на голом льду “UltraGrip Ice Arctic” отыграл у одного соперника около метра, а у другого – более двух. Этого удалось достичь в первую очередь благодаря необычным шипам. Твердосплавная сердцевина в соответствии с фирменной технологией “Multicontrol Ice” выполнена в форме “граненой” трапеции. Ее острый передний край обеспечивает уверенный разгон на скользкой поверхности, а боковые грани вгрызаются в лед при маневрировании. Схему размещения шипов оптимизировали, чтобы добиться максимального сцепления, снизив при этом шум. 


“Скорпион” для Сибири


Современные нешипованные шины позволяют уверенно чувствовать себя не только на городских улицах, но и на загородных трассах. А в сочетании с приводом “4х4” они еще эффективнее, что и доказала новая “Scorpion Winter”.

СЛОВО “Scorpion” в названии покрышек от “Pirelli” означает, что модель входит во внедорожную линейку. Значит, в ее конструкции учитывались значительная масса и более высокий, чем у легковых машин, центр тяжести кроссоверов. Чтобы создать “Scorpion Winter”, компания провела немало тестов в Скандинавии, Центральной Европе и Новой Зеландии. В результате был разработан особый рисунок протектора, где центральная зона “собрана” из блоков различной конфигурации в виде параллелограмма, ромба и буквы “V”. Это позволило увеличить число разнонаправленных цепляющих кромок и улучшить сцепление на снегу и льду, как при движении по прямой, так и в поворотах.

Индекс скорости: T – V ,
высота профиля: 65-35, посадочный
диаметр диска: 17-21 дюймов.

По обе стороны от центральной части протектора идут крупные водоотводные каналы – в зависимости от размера колеса их может быть два или четыре. Общее же число мелких и больших канавок достигает 2.500, а суммарная длина ламелей на одной покрышке составляет почти 50 метров. При этом изрезанные ламелями блоки сохраняют должную жесткость благодаря особым перемычкам внутри канавок. В состав смеси входят устойчивые при низких температурах полимеры последнего поколения из смеси силикона и углеродистой резины, ведь для шины без шипов особенно важно сохранять “липучесть” при низких температурах.

Новую модель мы испытывали на горнолыжной трассе. И первым делом нам предложили взобраться на машинах на самую верхушку горы. Несмотря на скользкий мокрый снег, нам удалось выполнить эту задачу. Затем мы отправились на классическую “змейку”, где “Scorpion Winter” порадовал внятными реакциями и четкой обратной связью. Особенно эффективно шина проявила себя в тандеме с системой стабилизации кроссовера, если та не спешит вмешиваться в действия водителя, позволяя проходить трассу широким веером. Сцепные свойства “Scorpion Winter” позволяют надежно контролировать машину во время имитации заноса.

Напоследок на закрытом катке нам продемонстрировали тормозные качества новых покрышек. Измерительная аппаратура подтвердила, что среди шин-одноклассников “Scorpion Winter” вполне может поспорить за место в первых рядах. Чудес она не творит, но даже на голом льду позволяет тормозить вполне уверенно. Никаких уводов с прямой, никаких “скачков” руля – все просто и понятно.

Ведущие производители часто сопровождают
шипованные шины инструкцией, в которой
рекомендуют производить их обкатку,
чтобы шипы окончательно заняли оптимальное
положение в пазах, и первые 700-1.000 км
не превышать скорость 80 км/ч, а также
избегать резких маневров и торможений.
Так что изрядную часть первого сезона
желательно ездить по возможности
спокойно и размеренно.

Чтобы сохранить летние шины в хорошем состоянии до следующего сезона, надо соблюдать несколько основных правил.

Не стоит хранить колеса в холодном гараже или на неотапливаемом складе. Оптимальная температура – +10-25°С.

Шины без дисков лучше хранить вертикально и раз в месяц проворачивать на четверть оборота, чтобы избежать остаточной деформации.

Колеса в сборе, наоборот, укладываютя в стопку или подвешиваются за диск. Давление воздуха в шинах при этом надо наполовину снизить.

Избегайте соседства шин с агрессивными жидкостями: бензином, маслами, растворителями.

Прежде чем положить колеса на хранение, желательно их тщательно очистить и удалить грязь из канавок протектора.

Нелишне сделать на боковинах шин отметки мелом об их расположении на автомобиле.

Лучше всего сдать летние колеса в одно из специальных хранилищ, которые есть при многих шинных центрах и автосервисах.


Важно найти баланс

Модель “Winter Drive” от “Сordiant” неплохо ведет себя в самых разных условиях. Даже на... сухом асфальте.


ВНЕШНЯЯ часть протектора, состоящая из блоков разного размера, разделенных L-образными канавками, отвечает за сцепные свойства покрышки при разгоне и торможении. А блоки на внутренней части, от которых зависит управляемость, разделены множеством продольных и поперечных канавок, расширяющихся ближе к краям протектора, что позволило улучшить отвод воды и липкого снега из пятна контакта.

Индекс скорости: T – H,
высота профиля: 70-55, посадочный
диаметр диска: 13-16 дюймов.

Сам протектор двухслойный. Его наружная часть изготовлена по технологии “Smart-Mix” с использованием техуглерода и силики, в результате чего резина сохраняет эластичность и цепкость в широком температурном диапазоне. Второй, более жесткий слой предохраняет шину от деформации под нагрузками.

Эффективность этих технологий нам удалось испытать в разных условиях. Под колесами был и жесткий, как лед, снежный наст, и рыхлое снежное покрытие – “Winter Drive” позволял себя чувствовать за рулем вполне уверенно. Даже такие упражнения, как “змейки”, переставки и прочие скоростные маневры автомобиль на “Winter Drive” за счет развитой системы канавок и жестких блоков протектора проходил быстрее, чем машины на шинах конкурентов.

А потом мы выехали на обычные дороги, где в равной степени есть голый асфальт, снег и лед. Опасное сочетание, особенно при скоростных обгонах, когда одна пара колес едет по льду, а другая – по сухому асфальту... Но и в таких ситуациях за счет согласованной работы наружной и внутренней частей протектора “Winter Drive” позволял не отклоняться от траектории... 


Еще и скоростная


Компания "Michelin" представила третье поколение нешипованной шины "X-ICE".

Индекс скорости: T – H, высота профиля:
65-45, посадочный диаметр диска: 14-18 дюймов.

ЕЕ МОЖНО узнать по фирменному симметричному рисунку протектора, напоминающему оперение стрелы. Но все его элементы стали меньше по размеру, а на рабочей поверхности теперь на 15% больше секторов протектора, что позволило увеличить число цепляющих кромок.

Сами блоки имеют многочисленные ламели Z-образной конфигурации. Причем они расположены не только на плоскостях, но и в глубине блоков. В результате образуются острые кромки для сцепления с зимней дорогой, и при этом сохраняется необходимая жесткость покрышки, а в глубине – взаимопроникающие элементы, придающие блоку необходимую жесткость.

По верхнему краю находятся “микропомпы” – небольшие отверстия, которые удаляют тонкий слой воды, образующийся на точке контакта шины со льдом. Кроме того, замена части ламелей на “микропомпы” также добавила жесткости всей структуре, что положительно отразилось на управляемости.

Резиновая смесь со значительным содержанием силики способна сохранять достаточную эластичность на холоде и умеренную жесткость при повышенной температуре, что улучшает сцепление на всех типах зимних дорог. Кроме того, она обладает высокой стойкостью к износу и улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге.

Надо отметить, что шина “Michelin X-ICE 3” получила высокий индекс скорости среди нешипованных шин для зимних условий, представленных на нашем рынке – Н (210 км/ч).


Крепкий орешек


В своей новой шине “Observe Gsi-5” японская компания “Toyo” использовала… скорлупу грецкого ореха.

Индекс скорости: S – H,
высота профиля: 75-35, посадочный
диаметр диска: 15-20 дюймов.

КАК ГОВОРЯТ специалисты “Toyo”, скорлупа грецкого ореха – один из самых прочных природных материалов. Ее микрочастицы придают резине абразивные свойства, работая подобно тысячам миниатюрных шипов и обеспечивая тем самым надежное сцепление и торможение на любой зимней дороге. Еще одно необычное решение из той же серии – применение абсорбента влаги на основе порошка, полученного из бамбукового угля, который удаляет тонкий слой воды с ледяной поверхности. 

Симметричный направленный рисунок протектора “Observe Gsi-5” включает в себя массивное центральное ребро, отвечающее за стабильность при движении по прямой, крупные блоки с зубчатыми краями, улучшающие сцепление при торможении или ускорении на снегу и слякоти, и четыре крупные водоотводные канавки. А “паукообразная” ламель увеличивает сцепление при поворотах, ускорении и торможении. Как и у большинства зимних шин, ламели выполнены взаимопроникающими для придания жесткости блоку протектора.

Пороговой среднесуточной температурой для “переобувания” почти все производители называют отметку в +7°С, когда летние шины начинают терять часть сцепных свойств. Однако шипованные модели лучше устанавливать, что называется, “по погоде” – на сухом асфальте они, двигаясь “как на коньках”, значительно теряют цепкость, особенно при торможении.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Smart читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: