Рубрики

Почему первый сезон Сергея Сироткина в “Ф1” не задался

18:15 25-06-2018

Позади первая треть чемпионата в “Формуле-1”, и в личном зачете лишь у двоих пилотов пока нет набранных очков. Один из них – единственный россиянин в текущем чемпионате Сергей Сироткин.

В ненужный момент в ненужном месте

Позади первая треть чемпионата в “Формуле-1”, и в личном зачете лишь у двоих пилотов пока нет набранных очков. Один из них – единственный россиянин в текущем чемпионате Сергей Сироткин. Плюс ко всему его команда, легендарная “Williams”, идет на последнем месте в Кубке конструкторов. В чем причина?


В теории все должно было быть иначе. Сироткин занял в пелотоне последнюю вакансию – о подписании контракта с ним было объявлено в январе, когда все остальные места уже были заняты. Но при этом сказать, что россиянину достался “плохой” кокпит, нельзя.

По крайней мере на бумаге все выглядело неплохо. Сироткин стал пилотом команды “Williams”, которая была непобедимой в начале и середине 90-х. В последние годы она решала все же чуть более скромные задачи, но при этом все равно достойные. Вот уже как полтора десятка лет некогда лучшая команда чемпионата борется за позиции в середине пелотона и два последних сезона завершила на пятом месте в Кубке конструкторов.


Ожидания перед стартом

Казалось, у Сироткина есть все, чтобы показать себя, – пусть бороться за подиумы на регулярной основе “Williams” в последние пару лет не приходилось, очки ее пилоты зарабатывали регулярно. Дебютировав в ее составе в 2017 году, канадец Лэнс Стролл семь раз финишировал в десятке сильнейших и занял 12-е место в личном зачете. Его напарник Фелипе Масса оказался в протоколе строчкой выше, но после окончания чемпионата покинул команду и “Формулу-1” в целом, уступив место Сироткину.

В этом году “Williams” рассчитывала на прогресс и, надо сказать, небезосновательно. Ее техническим директором в прошлом сезоне стал один из творцов успеха “Mercedes” последних лет Падди Лоу. Британский инженер перебрался в команду из Гроу в январе 2017 года и полностью руководил процессом создания новой машины “FW41”, на которой и дебютировал в итоге Сироткин в гонках.


  Сергей Сироткин – третий россиянин в “Формуле 1”. Два предыдущих, Виталий Петров
  и Даниил Квят, начали карьеру в чемпионате мира удачнее.

 

Плоды его работы можно было отчетливо разглядеть уже на февральской презентации накануне старта нынешнего сезона: команда решилась на радикальную смену концепции шасси и создала совершенно новый автомобиль с нуля. “Williams FW41” радикально отличается от предшественницы, и в ее конструкции легко угадываются идеи, заимствованные у предыдущего работодателя Лоу – “Mercedes”, а также у “Ferrari”.

Да, у команды из Гроу нет тех же возможностей, что и у лидеров, однако и в финансовом плане дела у нее идут не столь плохо – благодаря поддержке со стороны отца Стролла, одного из богатейших канадских бизнесменов, а также крупному спонсорскому контракту с “Martini”. Прибавку к бюджету обеспечила и российская программа “SMP Racing”, благодаря которой далеко не в последнюю очередь место в “Williams” получил сам Сироткин.

Перед стартом чемпионата руководители “Williams” говорили о том, что планируют добиться большего по сравнению с предыдущими сезонами, давая понять, что цель – борьба во главе средней группы.


Разочарование на тестах

Понимание, что справиться с этими задачами не удастся, пришло достаточно быстро. Уже на тестах стало очевидно, что новая машина оказалось не столь быстрой, как на то рассчитывали в команде. В Австралии Сироткин не смог преодолеть барьер первого сегмента квалификации, а Стролл, хоть и смог заработать себе 12-ю позицию на стартовой решетке, до финиша добрался последним. О том, что “Williams” в глубоком кризисе, можно было уверенно говорить уже после второго этапа в Бахрейне, где оба пилота замкнули пелотон в гонке, но при этом еще и сильно отстали от ближайших соперников. Стало очевидно, что в конструкции машины был допущен некий глобальный просчет.

Если предшественница, “FW40”, была одной из самых быстрых на прямых, но уступала лидерам в поворотах, то теперь картина поменялась: с самого начала года новая машина “Williams” – даже несмотря на то, что на ее машинах стоит двигатель “Mercedes”, который по-прежнему считается лучшим в современной “Ф1”, – оказалась самой медленной на прямых. Меняя дизайн, инженеры команды рассчитывали добиться примерно того же эффекта: разменяв высокую максимальную скорость на прижимную силу, благодаря которой машина оказалась бы быстрее в поворотах. Но что-то пошло не так: добиться минимальной прибавки в поворотах все-таки удалось, но потери оказались слишком велики. В итоге за семь первых этапов, ровно треть сезона, “Williams” набрала лишь четыре очка, а ее пилоты четыре раза в полном составе выбывали из борьбы уже в первом сегменте квалификации, то есть занимали позиции с 16-й по 20-ю.


> Уже на тестах стало очевидно, что новая машина оказалась не столь быстра.


При этом даже “Sauber”, которая прошлогодний чемпионат закончила последней, уже имеет на счету 12 баллов, а ее пилоты пробивались в десятку сильнейших на финише гонок в четырех гонках из семи. Средняя группа в “Формуле-1” настолько плотная, что шансы на очки есть практически у всех и практически на любой трассе. За исключением как раз “Williams”…


Проблески скорости

Заметнее всего слабости шасси “Williams” проявляются на трассах с большим количеством быстрых поворотов, как в той же Барселоне. В Испании команда смотрелась особенно удручающе: Сироткин и Стролл показали два худших результата, а россиянин по итогам гонки отстал на три круга от лидера.


  У “Williams” – самый молодой состав пилотов в этом году в “Ф 1”. На двоих Сироткину
  и его напарнику Лэнсу Строллу чуть более 40 лет.

 

Более или менее неплохо “Williams” смотрелась лишь на городских трассах в Баку и Монако. В Азербайджане пилоты не только квалифицировались в середине пелотона, но и оба могли заработать очки. Удалось это лишь Строллу – он финишировал восьмым, пусть не в последнюю очередь и благодаря многочисленным сходам соперников. Сироткин имел все шансы на то, чтобы составить компанию напарнику в зачетной зоне, но сошел на первом круге в результате аварии.

В Монако россиянин также мог пополнить копилку команды. На протяжении всего уик-энда он показывал неплохую скорость, пробился во второй сегмент квалификации, но лишился возможности побороться с соперниками в гонке еще даже до старта. Из-за проблем с креплением колеса команда не смогла вовремя установить на его машину шины, за что Сироткин получил штраф, отбросивший его в конец пелотона. Возможность впервые в карьере финишировать в десятке сильнейших была упущена, и новая теперь может представиться еще очень нескоро.

В остальные уик-энды у “Williams” банально не было шансов пробиться в десятку из-за низкой скорости. “FW41” получилась не только медленной, но и слишком восприимчивой к перемене условий. Изменения погоды негативно сказываются на работе шин, делая поведение машин непредсказуемым.

“Мы сейчас, к сожалению, в той ситуации, когда мы просто ездим на машине, но не пилотируем ее, – резюмировал проблемы, с которыми столкнулись гонщики, резервист “Williams” Роберт Кубица, садившийся за руль и на тестах в Барселоне, и затем в ходе тренировки на “Гран-при Испании”. – Это тяжелая работа. Я знаю, это прозвучит странно, но очень тяжело пилотировать машину, которая проигрывает четыре секунды с круга. В нашей позиции сейчас мы пилотируем, не зная, чего от машины ждать в следующий момент. Ты понимаешь, что с ней происходит, только тогда, когда это уже происходит, и потом реагируешь на ее движения. Это очень трудно”.


Что сам Сироткин?

Оценивать дебют в таких условиях очень сложно. Сироткин просто не имеет возможности продемонстрировать свои способности из-за неконкурентоспособной машины. У Сергея нет шансов бороться за очки на регулярной основе, а на тех двух трассах, что “Williams” была в более или менее неплохой форме, ему не повезло: в Баку Сироткина зажали в “коробочку” Фернандо Алонсо и Нико Хюлькенберг, и Сергей сошел уже после двух поворотов гонки, а в Монако после отличной квалификации ошибку допустила команда.

“На протяжении всей зимы я был на базе, – рассказал сам Сироткин корреспонденту “Клаксона”. – Я был в курсе развития машины, следил за всеми процессами, и конечно, можно сказать, что мы рассчитывали получить намного больше, чем в итоге получили. Мы рассчитывали быть четвертой командой по скорости, а оказались последними или предпоследними. В каких-то моментах мне и самому оказалось нужно кое-что исправить и подучить, но, после того как мы с этим разобрались, все стало нормально. Плюс я впервые оказался в ситуации, когда расстановка сил так зависит от команд. В той же “Формуле-2” ты каждый уик-энд приезжаешь на трассу с пониманием, что можешь бороться за победу или за подиум. Здесь ты изначально знаешь, что не можешь”.


  После трети чемпионата “Williams” занимает последнюю строчку в протоколе
  Кубка конструкторов.

 

Если говорить о личных целях Сироткина на остаток сезона, то они теперь намного скромнее, чем те, которые могли бы стоять перед ним, сохрани “Williams” хотя бы прошлогодний уровень. Теперь уже очевидно, что главный соперник россиянина – его напарник. У Лэнса Стролла чуть больше опыта, но не слишком хорошая репутация. Поэтому, чтобы по крайней мере не испортить впечатление о своем дебютном сезоне, Сироткину было бы неплохо внутрикомандную дуэль выиграть. В квалификациях пока получается: Сергей на одном быстром круге быстрее напарника, но в гонках в основном финиширует позади. Отчасти из-за умения Стролла стартовать – в прошлом году он был лучшим в “Ф1” по количеству отыгранных на первом круге позиций и в этом сезоне подтверждает, что это было не случайно; отчасти из-за не самых оптимальных тактических решений, принимаемых командой. К концу сезона было бы неплохо все-таки опередить Стролла и по набранным очкам, но это будет зависеть уже от того, сумеет ли “Williams” преодолеть кризис.


Свет в конце туннеля

У команды есть план. Как только в “Williams” окончательно поняли, что “FW41” получилась неудачной, полетели головы. Со своих постов ушли сначала главный конструктор Эд Вуд, а спустя еще несколько недель и Дирк де Бир, возглавлявший отдел аэродинамики. Пусть в обоих случаях команда сообщала, что причиной расставания стали их личные мотивы, в паддоке мало кто сомневается в том, что реальная причина – это именно провал на старте сезона.


> Сироткин попал в команду в один из самых сложных моментов в ее истории.


При этом “Williams” пока не спешит переключаться на работу над следующим шасси и все еще надеется исправить ситуацию в этом сезоне. Судя по всему, при создании “FW41” был допущен некий большой конструктивный просчет, но в целом у машины действительно имеется потенциал. В противном случае было бы сложно объяснить, что в некоторых сессиях Сироткину удавалось показывать результаты даже в десятке сильнейших. Когда условия подходят “Williams”, машина ведет себя значительно лучше – и главная задача на остаток сезона состоит в том, чтобы постараться раскрыть ее потенциал. Сделать это за счет одних лишь настроек не удастся. “Williams” нужно менять аэродинамику, а это сложнее. Первые обновления, которые призваны исправить главную проблему шасси, должны подъехать только к перерыву в чемпионате в августе. А это значит, что как минимум первую половину сезона “Williams” так и завершит в статусе главного аутсайдера.

При этом, даже если новинки сработают, от “Williams” точно не нужно ждать чего-то сверхъестественного. “Думаю, что наша задача сейчас – попытаться собрать все обновления и убедиться, что они, во-первых, делают именно то, что должны, – говорит Сироткин. – Если мы сделаем это, нам будет по силам по крайней мере быть там, где сейчас “Sauber”. То есть мы сможем, приезжая на трассу и попадая в рабочее окно работы шин, попадая в настройки, стабильно проходить во второй сегмент квалификации и стабильно иметь возможность бороться за очки в гонках. Я думаю, это реальная наша задача”.


А что, если…

Если не сработает, то “Williams” придется весьма непросто в будущем. Провалиться с пятого места в Кубке конструкторов на десятое в “Формуле-1” – это не только неприятно, но и дорого. Команда рискует потерять серьезную сумму в качестве призовых, и компенсировать ее будет сложно. Вдобавок к этому уже известно, что “Williams” потеряет и главного спонсора. “Martini” отказалась продлевать контракт с командой после истечения действующего соглашения, и найти замену будет очень непросто – как раз из-за не самых высоких результатов.


  За рулем не самой простой в управлении машины Сироткину сложнее заработать себе
  в “Ф 1” хорошую репутацию.

 

Это ставит руководство командой в не самую простую ситуацию. “Williams” – один из последних частных коллективов в “Формуле-1”, и поддержки извне у него нет. Сверстать бюджет на сезон-2019 будет очень сложно. За последние годы “Ф1” покинули несколько част-ных команд, и уверенности в том, что от такого же исхода застрахована “Williams” со всеми ее заслугами, тоже нет.

Увы, Сироткин попал в команду в один из самых сложных в ее истории моментов. Это неизбежно накладывает отпечаток и на развитие его карьеры. Ему сложно продемонстрировать свои возможности боссам остальных команд, а потому и рассчитывать на переход в другой коллектив практически невозможно. Впрочем, в “Williams” российским пилотом довольны, и если он сохранит поддержку “SMP Racing”, то скорее всего останется и в команде. Правда, и спонсорам Сироткина перед продлением контракта с “Williams”, скорее всего, захочется предварительно удостовериться, что у команды еще есть шанс выкарабкаться из той ямы, в которой она оказалась в начале этого года…

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: