Рубрики

Почему “Porsche” променяла WEC на “Формулу Е”

15:03 21-12-2017

Корреспондент “Клаксона” пообщался с боссами спортивного подразделения марки, чтобы узнать о том, зачем это было сделано.

Передвижная лаборатория

Выиграв подряд три титула в чемпионате мира по гонкам на выносливость, компания “Porsche” закрыла программу и начала подготовку к запуску новой – в первой мировой гоночной серии для электрических автомобилей. Корреспондент “Клаксона” пообщался с боссами спортивного подразделения марки, чтобы узнать о том, зачем это было сделано.


Возвращение “Porsche” в Ле-Ман четыре года назад получилось знаковым. Немецкому производителю и без того принадлежал рекорд по количеству побед в главном суточном марафоне планеты. За первые полтора десятилетия с начала века к этим показателям успела подобраться лишь “Audi”, выигравшая 13 марафонов во Франции. Но новую спортивную программу “Porsche” запустила не только и не столько для того, чтобы свой рекорд защитить. В конце концов, для этого их общему концерну было бы достаточно просто отозвать заявку из Ингольштадта.

В компании настаивают на том, что это стратегическое решение. WEC на время превратился в главный чемпионат для испытаний передовых технологий – особенно с началом гибридной эры, когда организаторы объявили о том, что в высшем классе LMP1 будут использоваться электрические двигатели. В чемпионате мира создались такие условия, что спортивные программы можно было использовать в качестве подразделений отделов прогрессивных разработок: практически открытый регламент, минимум ограничений и в качестве привлекательного дополнения – жесточайший тест в виде 24-часового марафона в Ле-Мане.

“Porsche” воспользовалась предоставленной возможностью: “Определенно, мы можем сказать, что для нас это была лаборатория, – говорит глава программы в LMP1 Михаэль Штайнер. – Мы всегда гонялись с нашими “911”, особенно спортивными версиями: “GT3”, “GT2 RS”, “GT3 RS”. Мы многое узнали об аэродинамике, настройках шасси и высокооборотистых двигателях, именно участвуя в гонках. Мы всегда получали таким образом много знаний, которые затем переносили на производство дорожных машин.

Достаточно сказать, что наши и гоночные машины, и дорожные собирают в Зуффенхаузене на одной и той же линии. Они имеют те же кузовные панели, все базовые и концептуальные детали одинаковы. Гонки – в сердце “Porsche”. Мне кажется, что в мире очень мало – если такие вообще есть – компаний, производящих серийные машины, на которых можно сразу участвовать в гонках”.

Начало программы в WEC совпало с выходом первых гибридных моделей “Porsche”. И с помощью проекта “919”, гоночного прототипа с гибридной силовой установкой для марафонских гонок, компания смогла развить свои технологии. Штайнер с особенной гордостью подчеркивает, что благодаря программе его компании в Ле-Мане не только сама “Porsche” смогла найти какие-то решения, но и вся индустрия в целом: “Я думаю, “919 Hybrid” может служить отличным примером того, почему “Porsche” вообще занимается автомобильным спортом, – говорит он. – Это идеальная среда или, если хотите, лаборатория для агрессивного развития новых технологий, их улучшения. Если оглянуться назад, оценив прошедшие четыре года с этой точки зрения, то можно заметить, что множество элементов перенесено с “919 Hybrid” на дорожные машины. Самый яркий пример – это технология 800 вольт, которая будет реализована и в проекте “Mission E”, первом полностью электрическом автомобиле “Porsche”. Ее мы впервые опробовали в гонках.


  Действующие победители “24 часов Ле-Мана”: Брендон Хартли, Эрл Бамбер
  и Тимо Бернхард.

 

Это и программное обеспечение, созданное специально для “919 Hybrid”, что отвечает за более точную передачу крутящего момента дороге через каждое из четырех колес, и всевозможные концепции систем охлаждения, которые мы тестировали впервые в этих условиях – участвуя в гонках. Плюс огромное количество мельчайших деталей и элементов, перенесенных на дорожные машины.

Этот процесс происходит ежедневно. Потому что один из главных плюсов “Porsche Motorsport” состоит в том, что мы базируемся в Вайсахе, где находится и центр исследований и разработок “Porsche” для дорожных машин. Обмен информацией происходит естественно и идет непрерывно, день за днем”.


Победы

Безусловно, автоспорт нужен производителям не только в качестве испытательной площадки. В противном случае, они бы проводили тесты исключительно на полигонах. Но участие в гонках – еще и маркетинговый инструмент, и здесь можно убить сразу двух зайцев: не только продемонстрировав собственные достижения в области развития технологий, но и получив имиджевые дивиденды в случае побед. И программа “Porsche” в Ле-Мане была образцовой во всех отношениях, включая спортивную составляющую. Команда производителя выиграла подряд три чемпионата мира и три марафона в Ле-Мане – пусть в уходящем году победа во многом и стала следствием проблем у главных соперников из “Toyota”.


> “Мы оставим и полностью электрические машины, и машины с традиционными двигателями в будущем”.


“Изначально мы не представляли, насколько долго останемся в этой категории, – рассказывает глава команды в WEC Андреас Зайдль. – У нас была запланирована трехлетняя программа, на сезоны 2014, 2015 и 2016, но затем каждый год приходилось смотреть, как меняется обстановка, какими становятся правила, а также какие изменения претерпевает стратегия компании. Мы знали, что столкнемся с дефицитом времени, чтобы добиться первых успехов, и давление было высочайшим с самого начала”.

В итоге команда осталась в WEC всего на год дольше, чем предполагал изначальный план. “Porsche” могла бы продолжать выступать в гонках на выносливость с не меньшим успехом еще несколько лет, но в итоге приняла решение пересмотреть гоночную программу, отказавшись от Ле-Мана. По словам руководителей компании, основная причина этого – не в спортивной составляющей.


  “Формула E” в настоящий момент является самой привлекательной серией
  для производителей.

 

“Решение было принято советом директоров в июле в этом году, – продолжает Зайдль. – И это стратегическое решение: уйти из LMP1 и пойти в “Формулу E”, что полностью соответствует стратегии компании. В 2019 году мы запустим первую в истории “Porsche” полностью электрическую машину, проект “Mission E”. В то же время мы придем в “Формулу E”.

Наверняка на решение компании повлиял и финансовый фактор. Свободный регламент, который несколько лет назад служил приманкой для производителей, в итоге сыграл против WEC. Затраты в чемпионате мира продолжали расти – во многом из-за наличия трех сильных игроков: помимо “Porsche”, в первенстве были также представлены “Audi” и “Toyota”, и в стремлении превзойти друг друга они тратили с каждым годом все больше. В итоге бюджеты ведущих команд стали сравнимы с теми, что и у топовых коллективов в “Формуле 1”, а маркетинговая отдача в WEC столь же велика лишь во время одного уик-энда в году – когда проходит марафон “24 часа Ле-Мана”.


Электромобили и спорт

Но главная причина все же в другом. В “Porsche” посчитали, что сделали в WEC достаточно, получив представление, в каком направлении развивать производство дорожных электромобилей. Первый из них в линейке “Porsche” должен появиться в 2019 году.

“На самом деле программа очень сильно повлияла на развитие наших электрокаров, – рассказывает Штайнер, подчеркивая важность проделанной работы для всей индустрии. – С машиной LMP1 мы впервые представили высоковольтные технологии, на уровне 800 вольт. Именно из гоночного опыта мы поняли, что развивать проект “Mission E” лучше именно с уровнем в 800, а не в 400 вольт – так нам удается избежать многих проблем. Это было серьезное решение, рискованное, и изначально мы были одиноки. Но благодаря гоночному опыту мы теперь убеждены в правильности этого направления. Мы сделали первый шаг и теперь видим, что все больше и больше наших конкурентов с интересом смотрят на технологию 800 вольт.


  В линейке “Porsche” уже есть гибридная “Panamera”.

 

Новая инфраструктура заправочных станций, которую выстроят в Европе для электромобилей, будет покрывать и 400, и 800 вольт. Это одно из технологических решений, пришедших из гонок.

Еще одна вещь, в которой можно столько же четко увидеть гоночный след – это стратегия использования электрической энергии. Максимально эффективная рекуперация при очень высоком уровне передачи крутящего момента – технология “high boost”. Для нас в “Porsche” важно, что электрификация – не только путь к созданию экологичных автомобилей, но и способ добиться еще большего удовольствия от вождения. О том, что это возможно, мы тоже узнали из гонок”.

Последний аргумент особенно важен для “Porsche” – марки, которая плотно ассоциируется со спортом и скоростью. Штайнер настаивает, что электрокары тоже могут приносить удовольствие от вождения – чего от машин этой марки, в конечном счете, и ждут ее клиенты.

“Я сам большой поклонник звука моторов, – говорит он. – Особенно атмосферных высокооборотистых двигателей. Но если говорить откровенно, я адаптировался. Помните  гибридную “Panamera”? Это машина, которая передвигается практически бесшумно. Но когда вы выезжаете за черту города и нажимаете на педаль газа, она тоже звучит классно. Работая над проектом “Mission E”, мы уже создали несколько полностью электрических прототипов, и они вызывают иные эмоции, чем машины с “типичным” звуком двигателя. Но поверьте, это тоже спортивно. Просто по-другому. Они не лишены эмоций. Это очень эмоциональный звук, но он иной. Так или иначе, мы в “Porsche” сохраним и то, и другое. Наши клиенты будут иметь свободу выбора. Можно иметь и то, и другое разом, если использовать гибридные технологии. Но мы оставим и полностью электрические машины, и машины с традиционными двигателями в будущем”.


Новая лаборатория

Сейчас “Porsche” находится на передовой развития технологий для электромобилей, и смена спортивной программы явилась прямым следствием этого. Немецкий производитель стал одним из многих, кто объявил о создании собственные команды в новой гоночной серии “Формула Е” – первой серии для полностью электрических машин.

Пока она только зарождается. Уже прошли первые сезоны, машины в которых были фактически унифицированными. Но задумка организаторов сработала – им удалось обратить на себя внимание крупных производителей, которые теперь хотят использовать “Формулу Е” в качестве новой площадки для развития технологий. Спорт – самая подходящая для этого среда, поскольку в его основе лежит конкуренция. “Porsche” будет соревноваться в этом чемпионате практически со всеми главными игроками на рынке: “Mercedes-Benz”, “Renault-Nissan”, “Audi”, “Citroёn”, “Jaguar” – все они уже либо начали выступать в чемпионате, либо готовятся к старту.


  Совсем скоро, уже в 2019 году, одновременно с началом выступлений заводской команды
  в Формуле Е будет представлен и первый электромобиль от “Porsche” – проект “Mission E”.

 

“Мы постоянно нуждаемся в наличии подобной лаборатории для развития новых технологий, их тестирования, – говорит Штайнер. – Программа в LMP1 на самом деле оказалась фантастической лабораторией для всех наших инженеров. Поскольку технические правила были достаточно свободными и ограничивались только показателями энергии и ничем больше, вы имели возможность выбирать, какие технологии использовать, чтобы побеждать в гонках. Мы получили отличный обучающий опыт. Но, с оглядкой на стратегию развития нашей продуктовой линейки, приняли решение сделать следующий шаг. Десять лет назад или даже чуть больше мы решили начать работу над гибридами, и было логично, что компания начала гоняться с гибридами тоже. Теперь мы решили перейти к работе над полностью электрическими машинами и задумались над тем, как эту стратегию совместить с собственной стратегией в гонках.

“Формула E” сейчас – единственная платформа для полностью электрических автомобилей. Мы приняли для себя решение вступить в этот чемпионат, потому что убеждены, что это даст нам огромное количество знаний о технологиях “Формулы E”. И с заметно большей свободой в плане технического регламента в будущем мы сможем активней использовать эту серию в качестве лаборатории для развития новых технологий. Это, во-первых, позволит сделать наши дорожные машины более “гоночными” и соответствующими духу нашего бренда. А во-вторых, так “Porsche” сделает еще один шаг в развитии синергии нашей продукции с гонками”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: