Рубрики

Гаражная амнистия или почему россияне полюбили гаражи

16:41 18-02-2021

За прошедший год спрос на гаражи и машиноместа в стране вырос более чем на 11%. А не гаражная ли амнистия тому виной

По оценкам ресурса Авито Недвижимости, в 2020 году россияне активно искали разные объекты для вложения накоплений. В ряд таких объектов попали и машиноместа с гаражами.

Одной из значимых причин оживления рынка купли-продажи мест для хранения машин стала «гаражная амнистия». Ее многие пользователи ожидали достаточно длительное время.

Как известно, Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект лишь 26 января текущего года. В результате вводится упрощенный порядок регистрации прав на гаражи, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса.

Известно, что ранее их владельцы испытывали проблемы с легализацией своего статуса и сделками купли-продажи.

Ожидается, что принятые меры затронут порядка 3,5 миллиона объектов, если их собственники успеют оформить необходимые документы до 1 января 2026 года.

Однако есть вероятность, что действие закона будет продлено и далее по аналогии с дачной амнистией. Напомним, ее пролонгировали несколько раз.

Тем не менее, главным импульсом для повышения спроса на данный сегмент недвижимости выступает все же рост продаж на вторичном рынке автомобилей.

Собственно, большинство россиян рассматривают покупку гаража, в первую очередь, для стоянки и содержания личного автотранспорта.

При этом, стоит сказать, что гаражные постройки зачастую используют в качестве подсобок, мастерских, складов. И даже производственных помещений для малого бизнеса. Ну и как выгодный способ вложения средств.

В среднем по стране стоимость гаража по итогам года составила 250 000 рублей, а машиноместа  600 000 рублей. Приобретение таких построек может позволить себе больший процент россиян в отличие от покупки квартиры.

В результате в целом по стране спрос на гаражи в 2020 вырос на 12% по сравнению с годом ранее. Собственникам удавалось быстро реализовать свое имущество, что привело к сокращению объемов предложения на 6%.

В среднем на одно объявление приходилось 9 потенциальных покупателей.

Рынок купли-продажи гаражей и его динамика, 2020 г.

РегионИзменение предложенияИзменение спросаСредняя цена, руб. за объектИзменение ценыОбращений по 1 объявлению, в среднем
Вся Россия-6%12%250 0000%9
Барнаул-9%13%250 0000%9
Брянск-17%2%290 0006%11
Волгоград-12%1%180 0006%11
Воронеж-7%12%260 0000%9
Екатеринбург-4%10%400 0003%9
Ижевск-11%-1%90 0000%9
Иркутск-13%8%350 0006%9
Казань-13%5%290 0004%10
Калининград8%26%250 00011%12
Киров-8%18%200 0000%12
Краснодар-12%2%430 0008%8
Красноярск-6%10%400 0000%10
Москва-19%-11%550 00017%9
Нижний Новгород-13%12%290 0007%14
Новосибирск-2%30%300 0000%11
Омск-8%18%190 0006%10
Пермь-12%-3%240 0009%12
Ростов-на-Дону-10%13%450 0007%10
Рязань-10%2%300 0000%10
Самара-20%-7300 0000%12
Санкт-Петербург-4%6%230 00015%14
Саратов-14%-1%200 0000%10
Севастополь-8%18%400 0000%8
Симферополь-4%8%350 0000%8
Сочи-9%16%1 800 0009%23
Ставрополь-16%12%350 0009%11
Томск-10%7%370 0006%8
Тула-10%12%300 0000%11
Тюмень-8%14%300 0007%11
Ульяновск-10%18%230 0005%10
Уфа-13%0%350 0006%12
Челябинск-10%12%160 0000%11
Ярославль-10%-10%210 0000%10


К самым дорогим гаражам в течение прошлого года относились железобетонные — в среднем 310 000 рублей за объект.

Кирпичный гараж (именно этот тип стал самым востребованным у потенциальных покупателей — 57% в общей структуре спроса) обходился в 250 000 рублей, а металлический — всего в 80 000 рублей.

На втором месте по популярности были железобетонные варианты (27%), а реже всего выбирали металлические конструкции (16%).

Любопытно, что Москва оказалась одним из немногих городов, где спрос на гаражи, вопреки общероссийским тенденциям, за год снизился — на 11%.

Несмотря на самую большую численность населения и развитый автомобильный рынок, в столице рост количества сделок сдерживают высокие цены на гаражи (в среднем 550 тысяч рублей по итогам года), а также достаточно активный снос гаражных кооперативов.

Самые дорогостоящие гаражи в стране продаются в Сочи — в этом городе их средняя стоимость по итогам 2020 года составила 1,8 млн рублей.

Во многом это связано со спецификой местного рынка недвижимости — гаражные помещения в непосредственной близости от моря зачастую переоборудуются в бюджетные апартаменты для туристов, что влияет на средние цены в категории.

В настоящее время рынок машиномест можно назвать менее масштабным, однако по стоимости он все же превосходит сегмент гаражей (средний показатель по России — 600 тысяч рублей за объект).

При этом, несмотря на более высокие цены, этот сегмент рынка недвижимости тоже набирает обороты: по сравнению с 2019 годом спрос на покупку машиномест повысился на 11%.

В отдельных городах, например, в Челябинске и Ижевске, интерес покупателей за год увеличился примерно вдвое. Предложение, в отличие от рынка гаражей, также росло в подавляющем большинстве крупных городов. В целом в масштабах страны его показатели увеличились на 15% по сравнению с 2019 годом.

Наибольшей популярностью у покупателей машиномест в 2020 году пользовались подземные гаражи — 69% в общей структуре спроса, несмотря на самую высокую стоимость — 695 044 рублей за объект в среднем. Далее в рейтинге расположился многоуровневый паркинг, на который пришлось 23% спроса, такие машиноместа можно было приобрести примерно за 500 000 рублей. Реже россияне покупали места на крытых и открытых стоянках — 4% спроса, которые обходились в 360 000 рублей и 85 000 рублей в среднем соответственно.

Средние цены на машиноместа по России в 2020 выросли на 3%. В некоторых крупных городах за год отмечено резкое повышение стоимости: в Брянске — в 5 раз, а в Симферополе — в 2,5 раза. Это обусловлено появлением в регионе новых объектов жилой недвижимости премиум-класса с подземными паркингами.

Рынок купли-продажи машиномест и его динамика, 2020

РегионИзменение предложенияИзменение спросаСредняя цена, руб. за объектИзменение ценыОбращений по 1 объявлению, в среднем
Вся Россия15%11%600 0003%5
Барнаул22%44%325 000-19%6
Брянск-23%34%400 000в 5 раз12
Волгоград-9%10%500 0000%7
Воронеж36%35%550 00022%6
Екатеринбург39%-2%400 000-11%3
Ижевск-2%89%400 00011%4
Иркутск2%8%760 0004%6
Казань35%28%449 5000%5
Калининград25%6%500 0000%5
Киров18%15%550 0000%5
Краснодар17%19%430 0008%5
Красноярск8%51%700 0000%8
Москва14%-14%870 0009%4
Нижний Новгород2%0%650 000-4%5
Новосибирск20%35%495 0003%4
Омск8%33%250 000-11%6
Пермь9%11%465 0003%7
Ростов-на-Дону16%73%780 00011%8
Рязань25%22%590 0009%3
Самара-4%6%560 00012%8
Санкт-Петербург15%-1%613 0002%5
Саратов-6%1%650 000-10%4
Севастополь9%0%700 000-21%3
Симферополь3%-7%1 000 000в 2,5 раза5
Сочи23%31%850 000-6%5
Ставрополь8%20%550 00010%7
Томск-8%-15%650 0000%5
Тула0%-55%650 000-6%5
Тюмень40%46%450 00013%5
Ульяновск8%-27%270 000-29%4
Уфа7%17%550 0000%6
Челябинск23%в 2,2 раза480 000-4%4
Ярославль20%-14%520 000-28%4

«Рынок машиномест определенно обладает потенциалом, что подтверждалось растущим количеством сделок с этой категорией в течение предыдущего года. Однако есть ряд причин, которые весьма существенно замедляли эту динамику. Так, машиноместа приобрели статус полноценных объектов недвижимости лишь относительно недавно благодаря принятию Федерального закона № 315-ФЗ от 03.07.2016. Нормативный акт закрепил подобные аналоги гаражей в качестве самостоятельных единиц в составе различных зданий и сооружений, что позволило практически беспрепятственно осуществлять сделки с их участием и, наконец, оформлять их в собственность. Помимо пробелов в законодательстве, рост этого сегмента рынка длительное время сдерживался высокой стоимостью кадастровой оценки машиномест и ощутимыми налогами на их содержание», — говорит Дмитрий Алексеев, руководитель направления первичной и загородной недвижимости в Авито Недвижимости.

Автоновости 2021 и анализ авторынков читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: