Рубрики

Почему вспомнили о Jinba Ittai, представляя обновленную Mazda3?

22:58 21-01-2017

Четыре иероглифа, символизирующих в японском языке полное взаимопонимание всадника с боевым конем, в Mazda частенько припоминали, говоря о спортивном родстере, чтобы вызвать необходимые ассоциации…

Гравитация в помощь



Четыре иероглифа, символизирующих в японском языке полное взаимопонимание всадника с боевым конем, в Mazda частенько припоминали, говоря о спортивном родстере, чтобы вызвать необходимые ассоциации. И вот снова всплыло это экзотическое словосочетание, но уже применительно к обычной дорожной модели.



ПОВОДОМ послужила новая система G-Vectoring Control, пополнившая набор фирменных технологий Skyactiv-Vechicle Dynamic. Появилась она на всех рестайлинговых Mazda3, параллельно внедрилась на среднеразмерные седаны-“шестерки”, а впоследствии распространится на все будущие модели марки. В компании не называют ее революцией, но особо подчеркивают, что такой системы больше ни у кого нет.

Логика работы G-Vectoring Control на первый взгляд очень проста. Опытный гонщик, проходя крутой поворот на максимально возможной скорости, старается избежать сноса передних колес, сознательно добиваясь лучшей их загрузки либо легким сбросом газа, либо дозированным торможением.

Примерно тот же эффект создает и G-Vectoring Control. Блок управления двигателем, который заведует изменением тяги, напрямую связали с датчиками в рулевом механизме. Как только система распознает, что при высокой скорости движения водитель резко отклонил руль, подается сигнал на прекращение подачи топлива в цилиндры и пропуск в циклах зажигания. В результате двигатель вызывает кратковременный тормозящий момент, который и перераспределяет нагрузку с задних колес на передние ведущие. Возникающие векторы перегрузок исчисляются всего сотыми долями “g”, но, говорят, этого достаточно – в отличие от программ курсовой устойчивости, система включается не постфактум, когда скольжение уже развивается, а с началом маневра, и при этом вообще не задействует тормозные колодки.


  Cистема G-Vectoring Control пополнила набор фирменных технологий
  Skyactiv-Vechicle Dynamic.

 

Тем не менее “игра в гравитацию” тянет за собой массу вопросов. Как сочетается ее алгоритм с электронной динамической стабилизацией? Будет он эффективен и на сухой дороге, и на скользкой? Да и вообще – не таит ли опасных сюрпризов?




 Почувствуй это



НА ГОНОЧНОМ кольце под Волоколамском в моем распоряжении сразу четыре автомобиля: пара “трешек” с G-Vectoring Control и без нее, и пара Mazda6 с тем же различием в оснащении.

“Старые” модели едут предсказуемо. Слишком быстро вошел в поворот с вывернутыми передними – немедленно начинается снос. Водительский инстинкт сам подсказывает подсбросить газ, чтобы восстановить управляемость. Если этого не сделать, вмешивается система стабилизации, довольно грубо “прикусывающая” колеса через штатную систему тормозов.


  С рестайлингом Mazda3 получила новый руль. Но есть и более существенные изменения:
  значительно усилена шумоизоляция, лучше настроен шестискоростной автомат.

 

> Металлические детали в отделке избавили Mazda3 от имиджа “бедного родственника”.


Большой седан с G-Vectoring Control ведет себя не хуже, но и не лучше. Создаваемый тормозной импульс не заметен, начало скольжения если и отодвигается, то на какое-то мизерное значение, а на прибавку газа в повороте, что порой тоже нужно, машина реагирует менее охотно. Специально захожу в вираж еще быстрее – визг шин, стрекот ESP, все как обычно. Польза выражается лишь в ситуации, типичной для неопытных водителей – когда бьют по тормозу в повороте, почуяв “что-то не то”. Неизбежный рывок кормы, стремящийся тут же уйти в занос, у моделей с системой не настолько резкий.

Зато на более легкой и короткой Mazda3 пользы от G-Vectoring Control больше. Просто все получается естественнее, лучше контроль траектории, машину можно резче “забросить” в поворот. И она действительно пройдет его быстрее, чем идущая впереди модель на точно таких же шинах, но без G-Vectoring Control.




 Смена сезонов



ВСЕ перечисленное проверялось на сухом покрытии. Чтобы окончательно расставить точки над “g”, я возвращался к Mazda3 с G-Vectoring Control еще дважды – сперва при ненастной осенней погоде и, наконец, сейчас, когда на дорогах набралось достаточно снега и льда.

Но сначала о том, как вообще изменилось поведение автомобиля на обычном асфальте после переобувки с летних в зимние нешипованные шины. Сразу возникло ощущение, будто эффект куда-то пропал, а момент срабатывания системы стал совсем неуловим. Предполагаю, что зимние шины в силу своей мягкости на твердом покрытии начинают “плыть” еще до того момента, когда подключается G-Vectoring Control, потому и нет выраженного действия. Повторял опыты на влажной дороге, на мокрой, в ливень, по опавшей листве... Вообще не чувствуется эффекта! Но стоило пересесть в редакционную машину, как тот же асфальт стал почему-то казаться более скользким, а сам автомобиль – более нервозным. Выводов не делаю. Просто констатирую.


  Система G-Vectoring Control на сухой, мокрой и заснеженной дороге проявляет себя
  по-разному. На покрытии с высоким коэффициентом сцепления она помогает
  автомобилю “зайти” в поворот. На скользкой – лишь повышает комфорт управления.


На скользком покрытии, состоящем из наледи и комков снега, заметил новую особенность: у Mazda3 c G-Vectoring Control именно на рулевое колесо передается меньше вибраций и толчков. Отсутствие такого “шума” добавляет прозрачности в сам процесс управления. Как будто едешь в машине классом чуть выше. Может, это ощущение было вызвано самовнушением. А может, и объективными причинами, не имеющими отношения к G-Vectoring Control (в обновленных моделях изменились настройки подвески и стали ставить более эффективные шумоизолирующие маты в двери, под оболочку крыши, центральный тоннель и переднюю панель).

С другой стороны, какая разница, чем вызывается тот самый дух Jinba Ittai – хитрой электронной системой или просто грамотной инженерной доводкой всего автомобиля в целом. Ведь большинству важен конечный результат. А он есть. ∆




Краткая техническая характеристика

 Mazda3 SKYACTIV-G 1.5 Sedan
 Габаритные размеры, см 458х179,5х145
 Колесная база, см 270
 Дорожный просвет, см 16
 Снаряженная масса, кг 1.235
 Двигатель 4-цил.,1.496 куб.см
 Мощность 120 л.с. при 6.000 об/мин
 Крутящий момент 150 Нм при 4.000 об/мин
 Коробка передач 6-ст., автомат
 Тип привода передний
 Максимальная скорость, км/ч 194
 Разгон 0-100 км/ч, с 11,8
 Средний расход топлива, л/100 км  5,8
 Запас топлива, л 45
 Объем багажника, л 408

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mazda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: