Рубрики

Поддавки

Во что играют в чемпионате мира по ралли?

Третий этап WRC в Иордании завершился грандиозным скандалом. Себастьен Ожье, занимавший перед началом последнего дня этапа второе место, нарочно получил почти девять минут штрафа для того, чтобы гонку мог выиграть лидер “Citroёn” Себастьен Лоеб. Финиш ралли превратился в фарс. Больше всех в итоге проиграли болельщики.

ВСЕ ДЕЛО – в гравии. Стартовая позиция в гонках на этом покрытии имеет решающее значение. Раллийные спецучастки в большинстве своем проложены по сельским дорогам, которые используются очень редко, а потому разгребать песок и камни приходится самим раллистам. Полноприводные монстры WRC с этой задачей справляются быстро. Уже через три-четыре машины грунт полностью очищен, и ехать по нему становится значительно проще. Но лидер находится в самом невыгодном положении – ведь он волей-неволей расчищает трассу в пользу тех, кто едет за ним. С этой точки зрения, чем стартовая позиция дальше – тем лучше. По словам инженеров, пилот, который стартует на гравии первым, теряет по сравнению со следующим экипажем 0,3 с на каждом километре дистанции.

Ради командных интересов Себастьену Ожье
пришлось пожертвовать местом на подиуме

По правилам, в первый день гонки “бульдозером” или “метлой”, как говорят раллисты, работает лидер общего зачета чемпионата мира. Затем на трассу отправляется его ближайший конкурент по числу набранных очков, и так далее – строго по списку. После первого дня происходит так называемый регруппинг, и на спецучастки второго дня пилоты отправляются уже согласно занимаемым местам в протоколе самой гонки. В конце второго дня – еще один регруппинг.

При такой системе в первые два дня лидировать зачастую невыгодно. Значение имеет лишь расклад на финише всей гонки после третьего дня. Побеждает тот, кто затратил меньше времени на прохождение всех спецучастков этапа. Поэтому простор для тактических комбинаций практически неограничен, и ралли превращается… в игру в поддавки. Прошедшая гонка в Иордании – наглядный тому пример.

Себастьен Лоеб в Иордании
одержал 56-ю в карьере победу! 

Кто сильней притормозит?

В КОНЦЕ второго дня “Ралли Иордании” сложилась интересная ситуация. С утра первым на трассу с полуминутным отрывом отправился Яри-Матти Латвала из команды “Ford”. Но, играя роль “бульдозера”, он растерял преимущество и пропустил вперед Себастьена Лоеба на “Citroёn”. А затем его обошел по времени и тезка шестикратного чемпиона мира – Ожье из “Citroёn Junior”.

В свою очередь, Лоеб стоял перед дилеммой: увеличить отрыв от Латвалы перед заключительным днем или, напротив, замедлиться на финише спецучастка, чтобы завтра вновь стартовать позади финна по расчищенной им трассе? Себ выбрал первый вариант. Промчавшись по спецучастку в полную силу, француз довел свое преимущество над Яри-Матти до 27 секунд. Стартуя в последний день вторым, гонщик “Ford” едва ли смог бы отыграть эти полминуты. Вот только Лоеб никак не ожидал, что вторым станет не Латвала, а его собственный партнер Себастьен Ожье.

Мало кто сомневался, что на финише второго дня пилот “Citroёn Junior” пропустит Латвалу вперед, чтобы назавтра не стать для финна дополнительной “метлой”. Но Ожье не замедлился – команда просто не успела предупредить, с каким временем он должен закончить последний спецучасток. Сообщение пришло через три секунды после того, как Себ-”младший” пересек финишную черту.

Таким образом Ожье стал дополнительной проблемой для Лоеба. Ведь в первый день, стартовав третьим, Латвала “привез” Себастьену целых 33 секунды. Не повторится ли это в последний день гонки? Итоговая победа лидера “Citroёn” оказалась под угрозой.

“Проблема Ожье”

ТО, ЧТО происходило дальше, иначе как фарсом не назовешь. “Проблему Ожье” в команде “Citroёn” решили просто: его попросили опоздать на контрольный пункт при выезде из зоны сервиса на пять минут. Из-за этого пилот “Citroёn Junior” схлопотал 50-секундный штраф и откатился на третье стартовое место. А на втором, как и требовалось Лоебу, оказался Яри-Матти Латвала.

В ответ босс “Ford” Малькольм Уилсон применил собственное “секретное оружие” в лице второго пилота команды Микко Хирвонена. Тот разбил свою машину еще в начале второго дня, но согласно регламенту имел право вновь выйти на трассу в последний день гонки, получив по пять минут штрафа за каждый пропущенный доп. С получасовым “балластом” Микко положено было стартовать в конце первой десятки. Но… Те же правила не запрещают любому пилоту при желании занять любое место на старте, хоть первое – разумеется, получив за это штраф. Хирвонену было уже все равно – лишние 15 штрафных минут для него роли не играли, поэтому он невозмутимо объехал всех очередников и вклинился между Лоебом и Латвалой, чтобы стать дополнительным “бульдозером” для напарника. Статус-кво был восстановлен, и у Яри-Матти вновь появились шансы на итоговую победу.

И все же последнее слово осталось за “Citroёn”. В жертву вновь был принесен Ожье. По очередной просьбе руководства он встал на старте впереди Лоеба. Незамедлительно последовал штраф, из-за которого молодой пилот лишился всех шансов побороться за место в первой тройке, зато Лоебу дорога к победе была открыта.

Гонка на этом фактически закончилась. Зрители не увидели и намека на борьбу. Себу благодаря помощи напарника удалось сдержать позади Латвалу, и тот финишировал вторым. Бедняга Ожье, ставший заложником командной тактики, оказался на шестом месте. А ведь если бы не принятый на себя штраф, он мог в Иордании третий раз в карьере подняться на подиум...

Подобной “интриги” в чемпионате мира не было уже давно. Критика спортивного регламента WRC посыпалась как из рога изобилия, причем одним из самых недовольных оказался сам Лоеб. “Я был очень удивлен, когда увидел Ожье впереди себя, – рассказал француз после финиша. – Потом понял, что позади собирается стартовать Микко. Было очень неприятно осознать, что произошло. Такое ощущение, что Оливье Кенель и Малькольм Уилсон переставляют фигурки на доске, а мы здесь – просто пешки”.

Все правы?

ПРИЗЫВЫ изменить регламент звучат теперь со всех сторон. “Все просто, – полагает босс “Citroёn Sport” Оливье Кенель. – Позвольте лидеру гонки самому выбирать место, с какого он будет стартовать. Давайте сделаем так, чтобы первая десятка по очереди выбирала себе позиции на трассе”.

По сути – это единственная возможность избежать тактических ходов, подобных вышеописанным. Так лидерство в гонке перестанет быть обузой для гонщиков. Но в предложении француза есть недостатки: как, например, определять порядок старта в первый день? Кенель предлагает устанавливать очередность выбора позиций в зависимости от положения пилотов в общем зачете чемпионата. Но в таком случае сложно придется тем, кто неудачно провел несколько гонок. У них практически не останется шансов отыграться. Им постоянно придется стартовать в начале потока, и они неизбежно будут отставать еще дальше...

Как этого избежать, знает Себастьен Лоеб. Чемпион мира предложил перед началом гонки проводить квалификацию вместо традиционного “шейкдауна” – спецучастка, на котором пилоты знакомятся с покрытием и проверяют настройки. “Мы можем проехать по спецучастку по три раза, полностью его очистить от гравия, а затем провести квалификацию, как в кольцевых гонках. По ее результатам тот, у кого лучшее время, сможет выбрать себе стартовую позицию”.

В оппозиции пока лишь босс “Ford” Малькольм Уилсон. По мнению британца, если позволить лидеру гонки выбрать себе стартовую позицию после первого дня, то его уже никто не сможет догнать. “И в чем смысл? – вопрошает Уилсон. – Вы хотите знать имя победителя за два дня до финиша?”

В словах Уилсона тоже есть доля правды. Велика вероятность, что при такой системе в последние два дня гонок в классификации пилотов вообще не будет изменений. По мнению босса “Ford”, ныне действующая система оставляет шанс отстающим отыграться.

 
Судьба гонки зачастую решается не на
спецучастках, а на контрольных отметках 

Однако Оливье Кенель считает, что Уилсон просто боится. “Никто не захочет ничего менять, потому что все думают, что Лоеб при новой системе будет выигрывать все гонки”, – разводит руками француз.

В любом случае решать этот вопрос будут не Кенель и Уилсон, а организаторы чемпионата. Позиция Международной автомобильной федерации до сих пор остается неясной. Новый президент FIA Жан Тодт в отличие от своего предшественника Макса Мосли спорные вопросы предпочитает не комментировать до появления официальных документов.

Но, надо полагать, без изменений не обойдется. Ведь на них настаивает и Саймон Лонг, глава компании “North One Sport” – официального промоутера WRC. Трансляции чемпионата мира по игре в поддавки продать непросто. “Рядовому болельщику довольно сложно объяснить, почему тот парень, что занимал второе место, не проехав ни метра по спецучастку, стал восьмым”, – говорит Лонг. И он тоже прав…

Олег КАРПОВ,
фото команд

Амман – Москва

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: