Рубрики

Подкаст об электрической мобильности

Здравствуйте, это Егор Васильев. Cегодня, мы с вами обсудим вопрос о том, что же такое электрическая мобильность. Чем она принципиально отличается от разрушающих природу экологически неприемлемых бензиновых и дизельных монстров с двигателями внутреннего сгорания, которые у современного человека должны вызывать не только неприязнь но и непреодолимое желание взять в руки молоток и уничтожить источник грязных выхлопных газов на глазах у его несознательного владельца. Почему же вдруг некогда приятный и волнующий в хорошем смысле запах бензина стал ядом и угрозой здоровью планеты. И почему вдруг электрические автомобили получили имидж спасителей природы и так ли это на самом деле. Вообще, тема электрического транспорта абсолютно не нова. Электромобили появились едва ли не раньше автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Вообще, по некоторым данным первый электродвигатель, приводящий в движение некую тележку появился в 1828 году. Конечно, это был не автомобиль, но самостоятельно перемещаться в пространстве он уже мог.

В 1842 году в Англии появилось транспортное средство которое можно было уже смело назвать автомобилем. И тоже на электротяге. Для сравнения первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, построенный Карлом Бенцом появился только в 1885 году. Да и автомобилем он был больше номинально. Что не исключает его революционности и оригинальности. Но, почему так. Почему электрические технологии пришли в автомобильный мир намного раньше двигателей внутреннего сгорания? Да, потому, что они были намного проще. Проще с точки зрения теории их работы, проще с точки зрения технологии их изготовления. Проще с точки зрения эксплуатации. Хотя, конечно аккумулятор как таковой был проблемным узлом автомобиля. Но, точно также и топливо для первых машин с ДВС можно было достать далеко не везде. При этом двигатель внутреннего сгорания был невероятно сложен с точки зрения технологий изготовления и эксплуатации.

Например, электромотор состоит по большому счёту всего из четырёх деталей. Статора, ротора и двух подшипников на которых держится вал ротора. Современный же двигатель внутреннего сгорания может содержать до 5000 высокотехнологичных деталей некоторые из которых крайне сложны в изготовлении. Причём, как я уже говорил первые электромобили превосходили машины с двигателями внутреннего сгорания по целому ряду показателей. Например, первый рекорд скорости установленный на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания случился на гонке Париж-Бордо-Париж в 1895 году и составил скромные 30 километров в час. В то время как на электромобиле конструкции Шарля Жанто граф Гастон де Шаслу-Люба в 1898 на дистанции в 1 километр разогнался до 63,149 километров в час. Однако, у электромобилей были свои недостатки. И наверное, точнее о них может сказать непосредственный участник эволюции мобильности именно из того времени. В 1900-м году, один из основателей компании Rolls-Royce Чарльз Роллс протестировал электромобиль Columbia и отметил: «Электрический автомобиль совершенно бесшумен и чист. Нет ни запахов, ни вибраций, и, когда появится возможность строить стационарные зарядные станции, такие машины станут очень удобны. Однако пока я не ожидаю, что будет возможность обслуживать подобные машины – по крайней мере, на протяжении ещё многих лет».

Так, что электрические технологии воспринимались скорее как некоторый технический курьёз и все усилия инженеров были направлены на то, чтобы довести до ума технологию производства и работы двигателей внутреннего сгорания. При этом электромобили не исчезли, однако их применение ограничивалось какими-то локальными задачами, например для транспортировки грузов на закрытых территориях где выхлопные газы уже традиционных автомобилей могли создавать проблемы. Впрочем вернёмся к современности. До какого-то времени никто не видел никаких проблем в том, что массовый автопром использует двигатели внутреннего сгорания. Но потом, произошло нечто странное. Человечество стало уязвимым и управляемым. Причём, виной всему оказались не тоталитарные правительства, секты и заговор автопроизводителей. Виной всему оказались информационные технологии. Которые, пользуясь неограниченными возможностями интернета привели к появлению различного рода мессенджеров и социальных сетей.

Они, в свою очередь, оказались идеальным решением для глобальных манипуляций с общественным мнением. Причём в самых разных областях. И вдруг стала появляться информация о том, что традиционный автомобиль вреден. Он и только он загрязняет природу. Он источник всех зол современности. Но, есть решение, которое точно избавит нас от всех проблем с экологией. Это электрические машины. И тут же хрупкая, только что появившаяся система неконтролируемого обмена информацией начала переходить в режим самовозбуждения. Люди начали верить в электрическую мобильность. Добровольно становясь проповедниками новой веры. Не обладая достоверной информацией, но зато изо всех сил веря в свою правоту. И этой ситуацией по максимуму сумели воспользоваться отдельные компании в лице той же Тесла. Илон Маск, по моему мнению, абсолютно гениально сумел почувствовать всплеск интереса к теме электрической мобильности. И что любопытно, сумел в целом таким образом переломить общественное сознание, что волей или неволей и остальные автопроизводители, чтобы не выглядеть в глазах потенциальных потребителей плохо стали уверять друг друга в том, что электричество это хорошо.

В результате огромные бюджеты стали вливаться в индустрию электромобильности. А для того, чтобы в будущем гарантированно окупить затраты на разработку электрокаров нам стали еще активной внушать мысль о том, что в том случае, если мы управляем традиционным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, то именно мы ответственны за разрушение природы. И рядовой автолюбитель из прекрасного семьянина и просто хорошего человека в общественном сознании стал превращаться в безжалостного негодяя, который разрушает нашу хрупкую среду обитания. Точно также менялось отношение к брендам, которые позволяли себе продолжать делать ставку на двигатели внутреннего сгорания. В результате экология превратилась и в товар и в эффективный инструмент конкурентной борьбы. Все помнят скандал с Фольксваген. Который по сути привёл к грандиозному штрафу на американском рынке с падением объёмов продаж немецких машин. А при этом именно на американском рынке после завершения ситуации были снижены экологические требования к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания.

А Фольксваген, как и остальные европейские автопроизводители после этого заявила о запуске программ электрической мобильности. При этом, как я уже говорил, именно нас с вами делают ответственными за бедственное состояние природы, но при этом, почему-то никто, кроме странной Греты Тунберг не заикается о вреде для окружающей среды, которую наносят другие виды транспорта. Например, корабли, самолеты, железнодорожный транспорт. А различного рода производства? Для того, чтобы понять насколько они «экологичны» достаточно оказаться где нибудь в Челябинске или Магнитогорске. И вы сразу поймёте, что дышать от выхлопа современного автомобиля, построенного с учётом требований Евро 5 намного безопасней. По крайней мере, есть надежда, что часть загрязнений сгорит в камере сгорания его двигателя. Причём, если мы говорим об аккумуляторной мобильности, то она далеко не так экологична как нам об этом говорят.

Вообще ситуация с аккумуляторными электрокарами похожа на ту, которая была в момент появления пластиковой упаковки. Она возникла с благой целью. Сберечь природу. А точнее, сберечь леса от безжалостного уничтожения. В результате выяснилось, что деревья все таки вырастают опять, а вот пластик никуда не девается. И сейчас он является одним из самых проблемных загрязнителей мирового океана. А задумываемся ли мы о том, что сами литий-ионные аккумуляторы несколько неэкологичный в процессе своего производства. Имеют ограниченный срок службы(порядка 6-8 лет) после чего требуют утилизации. Правда, коммерчески оправданных технологий по их переработке пока нет. И уже сейчас это начинает превращаться в проблему. А ведь маховик электрической революции в автомобильном мире только начинает своё вращение. При этом, из исторического опыта человечества мы знаем, что революция всегда пожирает своих детей. Хотя об этом я поговорю в другой раз. Кроме того, аккумуляторы нужно заряжать. Для этого необходимо не просто электричество. Его должно быть много. Как и собственно зарядных станций.

И это тоже очень ресурсоемкая проблема. Она требует создания инфраструктуры, намного большей в количественном выражении нежели существующая сеть традиционных топливных заправок. А откуда мы при этом возьмём электричество? На данный момент около 60 процентов электроэнергии производится посредством сжигания углеводородов. Еще около 15 получается от работы ядерных электростанций. А что случиться если мы вдруг массово перейдём на электротранспорт. Есть у меня сомнения в том, что мы сумеем нарастить объёмы производства электроэнергии за счёт экологически чистых источников. Их возможности ограничены и вред от их работы еще никто не рассматривал всерьёз. Ведь если мы забираем энергию из того же ветра это не может не сказаться на экологии. И мы даже не имеем представления о том во что это может вылиться если ветряная энергия будет составлять львиную часть мирового баланса. Так, что электромобиль чист только как конечный потребитель энергии, но ни в коем случае не является таковым в общей цепочке технологий обеспечивающих его работу. Да, есть и еще один момент. Часто приобретение электромобиля не имеет ничего общего с экологической сознательностью покупателя.

Тут играет роль экономика. Если государство выделяет какие либо субсидии, дает возможность владельцу электрокара бесплатно его заряжать, не платить налоги и бесплатно парковаться. Спрос на электромобили сразу растёт. Как только эти бонусы исчезают люди сразу пересаживаются на обычные машины. И это тоже любопытно. Ведь на мой взгляд, электрокар не может стоить дорого. Ведь изначально в нем используются технологии игрушечного автомобильчика на батарейках из 80-х годов прошлого века. И электромотор точно дешевле двигателя внутреннего сгорания. Но на фоне повышенного интереса к экологии автопроизводители изо всех сил пытаются успеть заработать на зеленом тренде как можно больше. Ведь неизвестно во что трансформируется мобильность уже через несколько лет. В результате, рынок насыщается странными изделиями. С невероятной мощностью и динамическими характеристиками суперкаров. Появляются даже электрические внедорожники и SUV для дальних путешествий. Электрические и гибридные технологии проникли и в автомобильный спорт с целью пропаганды зеленого образа жизни. Хотя уж что что, а автомобильный спорт к этому вообще не имеет никакого отношения. И это говорит о том, что зелёная идеология мобильности пока не состоялась как самодостаточная область автопрома и старательно нащупывает верные ниши и концепции для того, чтобы в ближайшем будущем постараться захватить мир.

На сегодня, пожалуй, все. А следующий раз мы с вами постараемся пофантазировать и представить, а как же должен выглядеть идеальный электрический автомобиль и насколько сильно сегодняшние образцы экологически чистой мобильности отличаются от нашего гипотетического идеала. С вами был Егор Васильев и до встречи.

Поделиться: