Откровенных подлогов в мире раритетных автомобилей немало.
Еще не затерлась в памяти история с «автомобилем Гитлера», якобы чудом уцелевшим в пламене Второй мировой, как из Германии приходит известие о том, что на торги выставлен очередной автомобиль Брежнева. И не какой-то там тривиальный американский родстер, а «Чайка» ГАЗ-14, выпущенная в 1976 г. и якобы подаренная генсеку на юбилей. Причем хотят за машину всего-то чуть более сотни тысяч евро – сущие пустяки, по нынешним меркам для такой-то редкости.
Или эта восхитительная манипуляция с «Волгой» Людмилы Зыкиной. Которая вроде Зыкиной, но записана на совершенно постороннего товарища. Типа, близкого друга. Однако, как хором утверждают «знающие люди» именно на этом ГАЗ-31029 (1996 г. в.) с номером Н788НР77 известная певица ездила в последние годы своей жизни.
Конечно же, Людмила Георгиевна и «Волга» в сознании народа чуть ли не синонимы: мы говорим Волга, подразумеваем Зыкина, говорим Зыкина – подразумеваем Волга. Стихия, порыв, мощь! Из далека долго… Но самое интересное здесь то, что примерно в это же время совершенно тихо, без лишней огласки и публичных торгов ушла под волжский шумок машина действительно Зыкиной принадлежавшая – 5-литровый, 172-сильный Chevrolet Caprice 1993 г. в. Ушла за какие-то копейки.
И как раз в отношении подлинности этого черного заокеанского седана, то есть в отношении его однозначной принадлежности мастерице русской песни, сомнений нет никаких. Во-первых, она на нем многократно запечатлена в разнообразных кино-, фото- и видеоматериалах. Во-вторых, документы безоговорочно сей факт подтверждают. Правда, сейчас уже копии – в ГИБДД тоже немало поклонников творчества Зыкиной, – но тем не менее.
Что же касается «Волг» в целом, по словам самой певицы их у нее было огромное множество. Только в середине «нулевых» за ней одновременно числились белый ГАЗ-2410 (1987 г. в.), светло-серый ГАЗ-2410 (1990 г. в.) и черный ГАЗ-310250 (1993 г. в.). Зачем тогда ездить на чужом и тоже, мягко говоря, не очень свежем ГАЗ-31029?
Загадка. Вопрос.
Или история с бесчисленными «мерседесами» Высоцкого. Если проехать по стране и ее окрестностям, сосчитав по музеям и частным коллекциям весь личный транспорт Владимира Семеновича, выяснится, что он владел настоящим автопарком, по численности не уступающим знаменитому ГОНу. Ну, или около того. И у всех есть доказательства, у всех есть какие-то бумаги – однозначные и непрекословные. Даже какие-то фотографии подсовывают.
Тоже самое со многими звездными автолюбителями бывшего СССР: Гагариным, Терешковой, Сталиным (отцом и сыном), а равно известными личностями заграничных государств более или менее далекого прошлого.
Почему это происходит? Неужели так сложно стопроцентно точно установить принадлежность автомобиля той или иной знаковой персоне? Оказывается, зачастую, довольно сложно. Или в принципе невозможно. И тогда в ход пускаются всевозможные ухищрения с притягиванием за уши.
Например, политики. Не важно, говорим ли мы про советских ответственных деятелей на высоких постах, иностранных диктаторов или флагманов западных демократий – именно личных автомобилей у них было совсем не так много, как продается сейчас под соусом «персональности».
Взять хотя бы того же Гитлера. При всей кровожадной одиозности в международных делах, на бытовом уровне Адольф Алоисович был человеком весьма скромным. Машины, которые сейчас официально и подтверждено продаются, как «автомобиль Гитлера» таковыми, по большому счету, не являются, поскольку принадлежали Рейхсканцелярии. Да, многие из них конструировали и до/переоснащали специально по заказу фюрера и под его непосредственным контролем. Что удостоверяется скрупулезными до последней буквы немецкими документами. Но владельцем всех барражирующих сегодня по разнообразным аукционам «Гроссер Мерседесов» однозначно выступало административное ведомство Третьего Рейха. А Гитлер лишь использовал их от случая к случаю. И, надо сказать, не так чтоб уж и часто, чтоб они хоть немного тянули на громкий титул «автомобиль Гитлера».
Аналогично с пресловутыми «машинами Брежнева», расплодившимися по всей планете подобно саранче. Дорогой наш Леонид Ильич был, несомненно, азартным автолюбителем, однако собственником практически всех приписываемых ему автомобилей (а может быть и всех – надо проверять в каждом конкретном случае) выступал аппарат ЦК КПСС. Ну, вот так устроено было в Советском Союзе.
При этом в отношении автотранспорта партийная иерархия была чрезвычайно консервативна и педантична – персоне уровня генсека в ту пору полагался только ЗИЛ-114. Поэтому когда вдруг под именем Брежнева всплывают «Чайки» или ЗИЛы-117 (укороченная версия 114-го – автомобиль сопровождения) надо быть особенно внимательным: для Брежнева, как для главы советского государства эти машины совершенно неприемлемы. А для Брежнева, как человека, скорее всего, абсолютно неинтересны – Леонид Ильич, чаще всего, отдавал предпочтение роскошным иномаркам.
Да, ему дарили и «Чайки», и даже «Волги» (а что еще, скажите на милость, может подарить автозавод на юбилей генсека или любой другой праздник), но куда они потом отправлялись… То есть мы не можем исключать, что Ильич сидел за рулем всех этих машин (так же как и обратное), поскольку, повторимся, был очень азартным автолюбителем, но считать их «его» машинами в полном смысле этого слова совершенно некорректно.
Тем не менее, пользуясь каким-то случайными фотографиями, обрывочными воспоминаниями современников и проч. сомнительными доводами ушлые дельцы энергично стряпают красивую легенду и с пышными вишенками на торте впаривают ее не совсем осведомленным коллекционерам. Чтобы не попасть в их умелые профанации совет один – тщательнее изучать историю, внимательно штудировать первоисточники и непременно требовать документальное подтверждение каждого озвученного факта, чтоб, как говорится, казенным по белому было написано, да, еще и сургучовой печатью заверено.
Текст: Михаил Калинин