Рубрики

Похоже, все мы скоро станем заложниками дорожных камер, или Как идея сделать наши дороги безопаснее постепенно превращается в банальный процесс пополнения бюджета

14:46 19-04-2018

Первые комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД появились в нашей стране десять лет назад. Бесспорно, они внесли свой вклад в снижение количества нарушений правил, а значит и числа ДТП. Однако за прошедшее время стараниями чиновников дорожные камеры фактически превратились в дополнительное средство вытягивания денег из автомобилистов, став, по сути, гарантированным источником финансирования региональных бюджетов.

Сокамерники

Первые комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД появились в нашей стране десять лет назад. Бесспорно, они внесли свой вклад в снижение количества нарушений правил, а значит и числа ДТП. Однако за прошедшее время стараниями чиновников дорожные камеры фактически превратились в дополнительное средство вытягивания денег из автомобилистов, став, по сути, гарантированным источником финансирования региональных бюджетов.


2008 год. Я прекрасно помню, как в одном из интервью по поводу только что появившихся на наших дорогах комплексов, фиксирующих нарушения ПДД, Виктор Кирьянов, возглавлявший в то время российскую автоинспекцию, обещал, что спустя несколько лет дорожные камеры станут привычными атрибутами всех трасс и смогут штрафовать не только за превышение скорости, но и за другие проступки.

Прошло десять лет. На этот раз гаишники свои обещания, похоже, даже перевыполнили. Сейчас в России насчитывается в общей сложности около 15.000 дорожных камер, а перечисление нарушений, за которые автомобилистам штраф приходит по почте, займет не одну страницу. Здесь и превышение скорости, и движение по встречной полосе, обочине или автобусной “выделенке”, и проезд на красный свет... При помощи камер научились выписывать штрафы даже за неправильную парковку.

Казалось бы, чего жаловаться? Превысил скорость, проехал на красный – получи штраф! И справедливости ради стоит отметить тот факт, что во многом именно благодаря дорожным камерам российские водители стали более дисциплинированными. Лихачи, мчащиеся по городу на бешеной скорости, сейчас уже редкость, да и по тротуарам с обочинами стали ездить гораздо реже…

Другое дело, что стараниями властей теперь даже самый законопослушный автомобилист может получить штраф. Увидев в дорожных камерах неиссякаемый источник для пополнения казны, чиновники придумали просто изуверские способы выкачивания денег из водителей.


  Почему бы не спрятать камеру, стреляющую в спину, на самом знаке,
  ограничивающем скорость?

 

Опустим банальные ошибки вроде попавших в объектив дорожной камеры старых “Жигулей”, несущихся со скоростью 250 км/ч, или штрафа, выписанного владельцу неисправной машины, ехавшей в автосервис на платформе эвакуатора. От сбоев в работе не застрахована даже самая современная и точная аппаратура.

Но разве можно списать на ошибку без малого 10.000 штрафов, зафиксированных в прошлом году на Нижегородской улице в Москве камерой, висящей над еще официально не открытой выделенной полосой для общественного транспорта? Это больше похоже на преступную халатность…

Другой пример. Камера, установленная на перекрестке дублера Садового кольца и Николоямской улицы, фиксирует наглецов, пытающихся повернуть направо из второго ряда. Вот только во время чудовищных снегопадов в конце зимы стараниями коммунальщиков весь правый ряд перед этим перекрестком какое-то время представлял из себя сугроб метровой высоты. Водители были вынуждены “нарушать”, чтобы выполнить маневр. Естественно, камера беспристрастно фиксировала таких “нарушителей”. Думаете, кто-то из чиновников догадался отключить ее на время или хотя бы не высылать автомобилистам штрафные квитанции с фотографиями, где прекрасно видны залежи снега, не позволяющие повернуть “по правилам”? Ничего подобного! Не согласны – обжалуйте штраф, потратив свое время на обивание порогов. Жалко времени – тогда будьте любезны оплатить!


> Стараниями властей дорожные камеры превратились в способ пополнения бюджета.


А как вам история, произошедшая пару лет назад в Московской области, когда на участке дороги, который находился под контролем камеры, значительно сократилось количество нарушений, но власти решили убрать расположенного здесь “лежачего полицейского”? Разумеется, сразу же водители стали “притапливать педаль”, а камера – фотографировать лихачей. Иначе как провокацией такое “изменение в организации улично-дорожной сети” и не назовешь. Подумаешь, нарушений стало больше – зато местный бюджет пополнился на кругленькую сумму…

Отдельный разговор про переносные комплексы фиксации нарушений – так называемые треноги. Припоминайте, где чаще всего можно встретить “пастухов”, охраняющих дорогостоящую аппаратуру? Правильно! На загородных трассах за пару метров до знака, обозначающего конец населенного пункта. Ну какой водитель, подъезжая к концу деревни, устоит от соблазна нажать на педаль? “Выстрел в спину” – ищите в почтовом ящике штрафную квитанцию. Согласен, свинство! Но формально не подкопаешься – превышение скорости зафиксировано на территории населенного пункта. И опять же, поступления в бюджет…

Причем в отличие от стационарных камер, установленных на столбах, извещать автомобилистов о работающей впереди треноге специальным дорожным знаком по закону не требуется. Выходит, что треноги просто пришли на смену уже набившим оскомину гаишникам с радаром, прячущимся в кустах…


  Где чаще всего можно встретить треноги на загородных трассах? Правильно, за несколько
  метров до знака, обозначающего конец населенного пункта.

 

– То, что дорожные камеры из первоклассного средства профилактики нарушений ПДД в умах чиновников превратились в средство пополнения региональных бюджетов, к сожалению, состоявшийся факт, – отмечает депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков. – В подавляющем большинстве регионов работа с такими комплексами поставлена с ног на голову. Цель властей – собрать побольше штрафов, а не уменьшить количество нарушений ПДД. Более того, вопреки логике и здравому смыслу программы по установке камер в ряде регионов курирует не местное МВД, а министерство финансов. Изменить ситуацию может только создание предельно жестких правил, четко и досконально прописывающих условия и требования к установке камер и самим устройствам, места их размещения – с точностью до метра от выезда с прилегающей территории, перекрестка, начала или конца населенного пункта и т.д. В противном случае комплексы фиксации нарушений ПДД окончательно себя дискредитируют в глазах автомобилистов.

Между тем работа над ГОСТом, регламентирующим все эти требования, началась еще четыре года назад. Однако документа, в котором были бы прописаны все нюансы, касающиеся как самих камер, так и правил их размещения, до сих пор нет. Ведь без “штрафных” денег и без того трещащие по швам местные бюджеты станут еще более худосочными…

Поделиться: