Британский “MINI” в представлении не нуждается. Но мало кто знает, что у этой небольшой и бюджетной машинки были когда-то “богатые родственники”.
Название марки произносится как “Уолсли”, а появилась она еще в 1901 году, представив публике дорогие модели. Это был серьезный конкурент “Роллс-Ройса”, но после Первой мировой войны дела пошли не очень, и пришлось переключиться на легкие спортивные модели. Со временем “Wolseley Motors Limited” стала собственностью другого автопроизводителя – “Morris Motors Limited”, который, в свою очередь, вошел в состав “British Motor Corporation”, или BMC.
Главой BMC был Леонард Лорд. Именно он в 1956 году создал рабочую группу из восьми человек, поручив ей создание максимально компактного и экономичного автомобиля. Времена наступали нелегкие. В том году египтяне перекрыли Суэцкий канал, отрезав британским танкерам кратчайший путь для транспортировки ближневосточной нефти. На некоторое время продажу бензина для потребителей в стране ограничили. Вдобавок к этому увеличение числа автомобилей и большие пробки вынудили власти Лондона принять решение и об ограничении свободной парковки. Поэтому маленькая машинка, способная припарковаться там, где остальные не могут, пришлась бы к месту и ко времени.
![]() |
Салон “Хорнета” ничем не отличается от “МИНИ” – такой же руль, обивка, отопитель и полка во всю ширину. Лишь на кнопке сигнала – буква W, а панель приборов отделана деревом. |
Во главе группы из двух конструкторов, двух студентов инженерных специальностей и четырех чертежников Леонард Лорд поставил инженера и дизайнера Алека Иссигониса. Пока британские, французские и израильские войска в далекой Африке возвращали контроль над каналом, в Великобритании конструкторы чертили будущий мини-автомобиль.
Зеленый змий
Решения, которые кажутся сегодня простыми, тогда выглядели революционно. Открываю капот “Уолсли”, а там поперечно установленный двигатель и радиатор у левого крыла! Пожалуй, идея такой компоновки мотора и размещения под ним коробки передач стала самой главной для Иссигониса: в результате салон стал занимать не менее 80% от площади проекции автомобиля. А силовой агрегат ему удалось упаковать под капот так, что приводы с шарнирами угловых скоростей оказались равной длины.
Снаружи “Уолсли” выглядит очень маленьким, но внутри довольно просторно, хотя высоты кузова не хватает и приходится сидеть ссутулившись. Разница в оформлении салонов между “Уолсли” и “МИНИ” не очень значительна. Пожалуй, первое, что бросается в глаза – отделка овальной панели приборов натуральным деревом. В остальном все точно так же. И в плане комфорта обычный “МИНИ” ничуть не хуже. И черный двуспицевый руль, и длинная полка перед водителем и пассажиром, и карманы в дверях. С ними связана одна из легенд: их размеры специально рассчитали таким образом, чтобы туда влезала классическая английская бутылка “Gordon’s Gin” зеленого цвета.
![]() |
Указатель уровня топлива встроен в спидометр, размеченный в милях, – это говорит о том, что машина предназначалась на экспорт в США. |
У “Уолсли” такие же маленькие педали и длинный изогнутый рычаг коробки скоростей, орудовать которым непривычно – и руку на весу держать неудобно, и передачу втыкать – тоже.
Когда и литра хватит
Название “Hornet” переводится как “шершень”. Оно досталось в наследство от спортивной модели 30-х годов “Wolseley Hornet”. А может, все дело в звуке? После поворота ключа моторчик действительно жужжит как оса. Наш “Уолсли” относится ко второму поколению “Хорнетов”, поэтому на багажнике у него шильдик Mk II, а под капотом не стандартный мотор от “МИНИ”, а повышенной мощности от “Купера”, развивающий 38 сил. Объем – один литр, но и его хватает с лихвой. Максимальная паспортная скорость – 125 км/ч.
![]() |
Леворульный “Уолсли” из коллекции мастерской “Камышмаш” в России всего шесть лет, как прибыл в нашу страну из Голландии, где прошел косметический ремонт в одной из мастерских. |
Автомобильчик маленький, шустрый и динамичный. Ездить на нем медленно не получается по определению – своей отменной управляемостью он провоцирует на быстрые разгоны и резкие маневры. И такой стиль езды возможен только на машине с маленькими колесами – все остальные малолитражки тех лет, такие как “Fiat-600”, фольксвагеновский “Жук” или наш “Запорожец”, на подобную прыть физически неспособны. Ощущения от езды острее и благодаря низкой посадке – от сиденья до дорожного полотна какие-то 20 см.
![]() |
Дверь хоть и широкая, но забираться назад надо, согнувшись в три погибели. Жаль, что не выпускалась четырехдверная версия – она бы значительно повысила удобство пользования машиной. |
Но если честно, то авторы “Уолсли” несколько подпортили концепцию “МИНИ”. Появился багажник, увеличивший длину до 3.270 мм, хотя Иссигонис ограничивался тремя метрами. Получился традиционный трехобъемный автомобильный кузов – капот, салон, багажник. Вертикальная облицовка радиатора в хроме чем-то напоминает фасад “Роллс-Ройса”. А еще модель выделяется обилием декора – молдингов, решеточек, эмблемой “Wolseley” красными буквами на белой эмали...
Он такой один
“Уолсли” хоть и лучше, чем “МИНИ”, но в известности и популярности ему явно проигрывает. Был у него и собрат – “Riley Elf”, появившийся одновременно с “Хорнетом” в 1961 году. Так что тем покупателям, кто хотел “МИНИ” побогаче, нашлось бы из чего выбирать. А в 1966 году появился “Hornet Mark III” с автоматической коробкой в качестве опции. Производство “Wolseley Hornet” и “Riley Elf” прекратилось в 1969 году, и за восемь лет сделали 28.455 “Шершней” и 30.912 “Эльфов”.
![]() |
В 1963 году “Хорнет” стоил 460 фунтов, а обычный “МИНИ” – на целую сотню меньше. |
Многие из них сохранились. Их владельцы объединяются в клубы и сообщества, но вот интересный момент: обладатели “МИНИ” тусуются в своей компании, а хозяева “Хорнетов” собираются под флагом марки “Wolseley”. В России поклонники автомобильного ретро обошли стороной “MИНИ” – их у нас считаные единицы, а “Уолсли” и вовсе один в Москве. Сохранность экземпляра идеальная. На одометре всего 2.630 миль, так что “Хорнет” почти новый.
В чем же дело? Когда после поездки выходишь из такой машинки и захлопываешь дверь, то возникает какое-то чувство вновь обретенной свободы, спина и плечи распрямляются. Видимо, вкус к старинным малолитражкам появится еще нескоро, но начало уже положено.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон