Рубрики

Полная правда о полном приводе

17:18 16-02-2021

«Клаксон» помогает разобраться с различиями полноприводных трансмиссий.

Аббревиатуры, указывающие на наличие у автомобиля полного привода, наверняка хорошо всем знакомы. Но чем отличается полный привод AWD от привода 4WD, известно далеко не многим. «Клаксон» помогает разобраться с этими обозначениями. Но что более важно – с принципиальными различиями полноприводных трансмиссий.

Михаил Калинин

Принудительно подключаемый полный привод

Часто обозначается: «4х4»

Патриарх полного привода – подключаемый полный привод. Он не грешит технологической сложностью и эксплуатационной замысловатостью. Минимум электроники при полном отсутствии даже намека на межосевой дифференциал. Правда, могут быть предусмотрены блокировки межколесных дифференциалов, а так же повышенные и пониженные передачи. Однако в целом они общей картины не портят: все остается предельно просто и очень надежно даже с ними.

Ведущие колеса в такой схеме – задние. Передние подключаются в случае необходимости через раздаточную коробку. Она обеспечивает между осями жесткую связь и передачу крутящего момента в равных пропорциях. Подключение осуществляется водителем вручную. Чаще всего для этого предусмотрен специальный рычаг рядом с селектором коробки передач.

Однако долго и быстро ездить с включенным полным приводом – дорого и опасно. Во-первых, по понятным причинам, критично ухудшается управляемость автомобиля. Во-вторых, высокие нагрузки усиливают износ и приводят к быстрому выходу из строя компонентов трансмиссии. В-третьих, расход топлива взлетает в небо. Поэтому удовольствия такого рода лишь для богатых и сильных духом. Всем остальным на полном приводе – только не спеша, только по бездорожью.

Автоматически подключаемый полный привод

AWD

Автоматически подключаемый полный привод – безусловный лидер  рынка. Им оснащается подавляющее большинство современных кроссоверов и SUV. Настолько широкое распространение вполне закономерно. Электроника сама думает за водителя, пытаясь уберечь мечущиеся по бездорожью души от соблазнительных искушений. Не всегда это получается достаточно убедительно. Тем не менее чаще всего машина совсем уж глубоко/далеко заехать не успевает. Поэтому спасательные экспедиции не отличаются особой сложностью и продолжительностью. Что, конечно же, плюс.

Впрочем, на самом деле AWD придумали не для бездорожья. То есть не для настоящего бездорожья, с которыми укатанные грунтовки на даче не имеют ничего общего. Безусловным преимуществом автоматически подключаемого полного привода является их высокая эффективность на обычных дорогах. За счет перераспределения крутящего момента в достаточно широком диапазоне (у каждой фирменной системы индивидуальные характеристики) они реально очень сильно помогают при прохождении поворотов на большой скорости, при движении по скользким, обледеневшим участкам, по снегу, грязи и т. д.

Поэтому нередко системами AWD оснащаются не только кроссоверы, но и автомобили других форм-факторов с довольно мощными двигателями. Ведь данные системы позволяют радикально улучшить их управляемость и повысить безопасность энергичного драйва.

Концептуально принцип функционирования AWD логичен до безобразия. Электроника в постоянном режиме отслеживает рабочие параметры (сигналы с датчиков ABS, угол поворота рулевого колеса и проч.) и как только замечает проскальзывание/пробуксовку колес ведущей оси, посредством электронно управляемой муфты (чаще всего вязкостной или фрикционной) передает крутящий момент на другую ось.

Развитием фантазии на тему AWD стала возможность полного отключения одной из осей, четкое дозирование крутящего момента в соотношении 50х50 или, допустим, 60х40, применение самоблокирующихся межколесных дифференциалов, вольно трактуемые предустановленные настройки для разных режимов движения (снег, грязь, песок и т. д.). Хотя в этих форматах AWD уже вплотную, как говорят судебные эксперты: практически до степени смешения, приближается к 4WD.

Тем не менее, возвращаясь к бездорожью, всегда следует помнить, что муфта, какая бы она ни была, на бездорожье не рассчитана. От бездорожья она перегревается и отключается. А если такие упражнения с ней проводить систематически – поломки очень недешевого агрегата не избежать.

Постоянный полный привод

4WD

Идеология 4WD принципиально более экзистенциальна, нежели AWD, и лишена каких бы то ни было компромиссов. Это примерно, как пиво и водка. Если пиво – AWD – можно запросто попивать приятными расслабляющими вечерами чуть ли не каждый день, то для водки – 4WD – как ни крути, все-таки нужен некий повод. То есть 4WD для тех, кто любит покрепче.

И это вполне справедливо, поскольку постоянный полный привод – постоянный всегда. Но чтобы он был пригоден для гражданской эксплуатации на дорогах общего пользования, отвечая всем требованиям такой эксплуатации с точки зрения комфортности, безопасности, а так же экономии топлива и снижения нагрузки на компоненты трансмиссии здесь, напротив, используют отключение переднего моста (как правило) и перераспределение момента не только между осями, но и между колесами. Конечно же, посредством разнообразных электронных систем и отчасти мускульной силы водителя (кнопки-то нажимать кто-то должен).

Из-за этого, кстати, нередко некоторые подобные системы называют системами селективного полного привода. Но суть от этого не меняется: 4WD – мощное оружие против бездорожья и хорошее подспорье на динамичной прямой, непременно оснащенное пониженными передачами.

Правда, как не трудно догадаться, технологически и конструктивно 4WD – самые сложные и дорогие системы, к тому же постоянно эволюционирующие. Причем сложность их не только электронная, но и механическая, поскольку они обладают сразу несколькими дифференциалами не только с принудительной блокировкой, но и самоблокировкой для улучшения управляемости. Хотя стоит признать, что блокировки в передний дифференциал интегрируются довольно редко.

Читайте новости без политики на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: