Команда "Формулы 1" продала две машины троим пилотам
Команда "Sauber" едва не пропустила первый этап нового чемпионата "Формулы 1" из-за того, что подписала контракты сразу с тремя пилотами. Один из них подал в суд и выиграл дело. В боксы явились приставы и запретили механикам прикасаться к машинам…
ЭТОТ СЛУЧАЙ самым неприглядным образом обнажил главную проблему современной "Формулы 1": частные команды, выбирая себе пилотов, ориентируются не на их талант и результаты в младших сериях, а на размер спонсорского бюджета, который те могут с собой принести.
В последние годы в "Sauber" процесс определения состава гонщиков превратился уже даже не в распродажу, а в аукцион. В прошлом сезоне коллектив представляли Адриан Сутил и Эстебан Гутьеррес, которых поддерживали спонсоры из Германии и Мексики. Но в конце года на их места нашлись клиенты побогаче. Осенью прошлого года "Sauber" обнародовала новый состав пилотов. Контракты были подписаны с Маркусом Эрикссоном и Фелипе Насром.
Руководитель "Sauber" Мониша Кальтенборн подписала контракты
сразу с тремя гонщиками. |
Глава коллектива Мониша Кальтенборн не скрывала, что при выборе состава руководство команды обращало внимание на "экономический фактор". Эрикссон за годы молодежной карьеры явно не наработал на "Формулу 1", но дебютировал в ней при помощи личных спонсоров и уже проводит второй сезон в чемпионате мира. С Фелипе Насром команде повезло больше. Мало того что продвижением его карьеры занимается один из крупнейших бразильских банков, так еще и сам пилот выиграл по пути в "Ф 1" несколько престижных чемпионатов, включая британскую "Формулу 3". Если бы "Большие призы" не были настолько испорчены деньгами, Фелипе наверняка был бы приглашен в одну из команд, но в текущей ситуации ему для этого просто необходим контракт со спонсором.
Да, пару пилотов "Sauber" сложно назвать сильной. Но, заключив с ними контракты, команда смогла выйти из финансового штопора, в котором находилась последние годы. Однако желание решить экономические проблемы за счет гонщиков аукнулось не лучшим образом. Еще в прошлом году появились слухи, что у "Sauber" могут возникнуть проблемы из-за Гидо ван дер Гарде, который тоже подписал с командой контракт, и рассчитывал, что будет выступать за нее в 2015 году…
Ошибка опытного юриста
ДАЛЬШЕ слухов зимой дело, однако, не продвинулось. Наср и Эрикссон спокойно готовились к чемпионату на тестах, а гром грянул только перед стартом первого “Гран-при” чемпионата в Австралии. Ван дер Гарде тоже приехал в Мельбурн, причем с пакетом документов, которые незамедлительно отнес в суд. Гидо заявил, что его права на австралийской земле нарушаются, так как при действующем контракте "Sauber" не дает ему сесть за руль.
К тому, что контракты с пилотами в "Формуле 1" – это ничего не значащий лист бумаги, в паддоке привыкли уже давно. Гонщики десятки раз оказывались не у дел, несмотря на то что договоренности были скреплены подписями и печатями. Но ван дер Гарде с такой участью мириться не захотел. Он не просто подал в суд, но и выиграл дело.
Фактически за два дня до начала первой официальной сессии “Гран-при” австралийское правосудие обязало "Sauber" посадить ван дер Гарде за руль одной из двух машин. Но это означало, что Монише Кальтенборн пришлось бы высадить одного из двух других своих пилотов.
Ключевой момент скандала. Гидо ван дер
Гарде, отсудив уже формально право сесть за руль одной из машин, направляется на процедуру примерки сиденья в комбинезоне Маркуса Эрикссона. |
Удивительнее всего в этой истории то, что оплошность допустила именно Кальтенборн. По образованию она юрист. Каким образом получилось, что в контракте ван дер Гарде с «Sauber» не было ни одного пути к отступлению, не слишком понятно. Скорее всего, она рассчитывала, что Гидо просто не будет поднимать шумиху.
"Смертельная опасность"
ПОПЫТКИ "Sauber" отбиться выглядели безобразно. Поначалу команда пыталась строить свою защиту на том, что выпускать Гидо на трассу якобы небезопасно. В команде ссылались на то, что гонщик не прошел процедуру подгонки сиденья, а это могло вызвать сложности при пилотировании. Как пытались заверить представители "Sauber" судью, ван дер Гарде угрожала… смертельная опасность. При этом всем в "Ф 1" известно, что сделать пилотское кресло можно за три-четыре часа.
Было понятно, что Кальтенборн пыталась тянуть время, и в итоге трюк удался. Гидо подал иск так поздно с целью застать команду врасплох. Но при этом все-таки немного не рассчитал. В итоге, выиграв и суд и апелляцию, ван дер Гарде на момент начала уик-энда все равно не имел формального права сесть за руль. Дело в том, что у Гидо не было действующей суперлицензии. Ее должна была запросить у FIA… команда. А она, конечно, сделать это вовремя "не успела".
"Sauber" сопротивлялась всеми доступными средствами. В четверг ван дер Гарде все-таки приехал на автодром, но команда заблокировала его пропуск. Пробираться в боксы Гидо пришлось почти с боем. Но тогда выяснилось, что для него нет комбинезона. Пришлось облачиться в амуницию Маркуса Эрикссона. Так ван дер Гарде все-таки прошел процедуру подгонки сиденья. Но почти сразу стало понятно, что лицензия пилота все-таки не будет готова вовремя.
Во время первой тренировки "Гран-при Австралии" в боксах команды дежурили приставы, а затем появились сообщения, что адвокаты ван дер Гарде настаивают на аресте имущества команды и также заключении под стражу Мониши Кальтенборн. Сама она в пятницу вечером отправилась на пресс-конференцию FIA, но почти на все вопросы отвечала: "Без комментариев". Правда, реплики журналистов в основном касались ее возможной отставки. Многие эксперты считают, что действия Мониши серьезно навредили имиджу "Формулы 1".
Патовая ситуация
СТОРОНАМ все-таки удалось избежать самого печального варианта развития событий – запрета на участие "Sauber" в гонке. В определенный момент ван дер Гарде все-таки отказался от планов сесть за руль и позволил команде провести этап с двумя другими пилотами. По правде говоря, особенных шансов выехать на трассу у Гидо все равно практически не было. Многие считают, что даже если бы его пустили за руль, то машина могла бы вообще не завестись или заглохла бы через несколько сот метров. Инсценировать "технические проблемы" команда "Ф 1" точно в состоянии.
Тем не менее уладить конфликт сторонам все-таки еще предстоит. У ван дер Гарде есть серьезное оружие – не только действующий контракт, но и решение уже двух судов. Ранее Гидо выиграл дело против "Sauber" в Швейцарии. Команде наверняка придется предложить ему что-то весомое, даже если не место за рулем. По слухам, тесть Гидо, а заодно и его главный спонсор, может теперь получить часть акций команды. Некоторые СМИ утверждают, что в прошлом году, чтобы гарантировать место зятю за рулем, он перечислил на счета "Sauber" около восьми миллионов евро. Если это действительно так, стремление голландцев отстоять свои права более чем объяснимо…
Ситуация сложилась патовая. Вопрос о том, как команда будет разбираться со своими пилотами, остается открытым. Судя по всему, есть еще один гонщик, у которого имеется на руках контракт с "Sauber". Это Адриан Сутил, который выступал за команду в прошлом году. Его соглашение изначально предусматривало и участие в гонках нынешнего сезона. В отличие от ван дер Гарде, он не стал подавать в суд, хотя делал такие намеки в прессе. Возможно, увидев пример, поданный Гидо, он тоже решит, что пришло время отстоять свои права.
В общем, история еще не закончена, и вряд ли у нее будет счастливый конец…