Рубрики

Последний финиш. Чем занимаются бывшие пилоты “Формулы 1”

15:29 24-10-2012

Профессиональная карьера спортсмена коротка. Гонщики “Формулы 1” – не исключение. Редко кому удается продержаться в чемпионате мира более десяти лет. Многие, покинув ведущий чемпионат планеты, продолжают выступать в других сериях, другие, повесив шлем на гвоздь, ищут себя в иных сферах.

Профессиональная карьера спортсмена коротка. Гонщики “Формулы 1” – не исключение. Редко кому удается продержаться в чемпионате мира более десяти лет. Многие, покинув ведущий чемпионат планеты, продолжают выступать в других сериях, другие, повесив шлем на гвоздь, ищут себя в иных сферах.


Ники Лауда


ЗНАМЕНИТЫЙ австриец стал “бизнесменом” еще будучи пилотом “Формулы 1”. Ники – первый пилот чемпионата, получавший по контрактам с командами “Ф 1” более $1 млн. Умение вести переговоры уже тогда позволило ему обеспечить себе безбедную старость.

Уйдя из “Ф 1” в 1979 году, он основал авиакомпанию “Lauda Air”, которая занималась в основном чартерными рейсами. Но бизнес шел не слишком хорошо, и Ники вернулся в “Формулу 1”, чтобы еще подзаработать. Три года в “McLaren” принесли ему третий чемпионский титул и еще несколько миллионов долларов, которые помогли спасти авиакомпанию.

В 1999 году Ники продал “Lauda Air” национальному австрийскому перевозчику “Ausrtian Airlines”, после чего вернулся в паддок. “Ford” предложила Лауде роль руководителя гоночной команды “Jaguar”, выступавшей в то время в “Формуле 1”. Но он не смог проявить себя в роли руководителя коллектива. Дела шли столь плохо, что вскоре “Ford” решила избавиться от конюшни и продала ее компании “Red Bull”. Лауда вернулся в авиабизнес и основал еще одну компанию – “Niki”. Сейчас она – одна из самых успешных фирм, занимающихся “бюджетными” перевозками. У Лауды есть лицензия на управление пассажирскими самолетами, и сам он периодически выступает в роли первого пилота на рейсах авиакомпании...

В этом году Ники вновь нашел работу в паддоке. Компания “Mercedes-Benz” наняла его на должность неисполнительного директора своей команды “Ф 1”.


Ален Прост


АЛЕН Прост уходил из “Формулы 1” дважды. Одного года, проведенного вне кокпита, тогда еще трехкратному чемпиону мира хватило для того, чтобы понять: без гонок он долго оставаться не может. Вернувшись в “Ф 1” в 1993 году, Ален завоевал еще один титул, а потом ушел окончательно.

Спустя три года он основал собственную команду, но ничего, кроме седых волос, эта затея ему не принесла. Покончив с карьерой руководителя, четырехкратный чемпион мира некоторое время всерьез занимался велоспортом, даже приняв участие в разработке нескольких моделей спортивных велосипедов. А потом вернулся за руль гоночного автомобиля.

В 2003 году он стал регулярным участником популярных во Франции ледовых гонок “Andros Trophy”. На счету Проста теперь три титула в ледовых гонках. В своем первом сезоне Ален уступил в личном зачете признанному асу подобных соревнований Ивану Мюллеру, а в последние пять лет трижды становился первым.

Совсем недавно Ален принял участие и в тестах “Ф 1”, опробовав автомобили двухлетней давности команд “Red Bull Racing” и “Renault”. Теперь в планах 55-летнего спортсмена стать штатным тест-пилотом французской марки.


Мартин Брандл


КАРЬЕРА Мартина Брандла в “Формуле 1” была долгой, но безуспешной. Его никогда не считали одним из ведущих пилотов чемпионата, он не боролся за победы и титулы, а потому сейчас поклонники “Ф 1” в Великобритании знают его прежде всего как комментатора, а не как пилота.

Мартин начал карьеру на телевидении сразу после того, как повесил шлем на гвоздь. Гонки “Ф 1” он комментирует уже более 15 лет. В первые годы Мартин ассистировал легендарному Марри Уокеру, а после того, как тот ушел на пенсию, стал ведущим комментатором страны.


Многие экс-пилоты “Ф 1”, как и Брандл, после завершения карьеры также сейчас работают на телевидении. На конкурирующем со “Sky Sports” канале BBC в Великобритании гонки комментирует Дэвид Култхард, проведший в чемпионате более десяти лет в качестве пилота и выигравший 13 гонок. Во Франции вот уже 15 лет этапы чемпионата на национальном TF1 комментирует легендарный Жак Лаффит. В Германии на телеканале RTL работает Кристиан Даннер, а на платном “Sky” – швейцарец Марк Зурер. Многие гонщики нашли себя в роли экспертов и участвуют в аналитических программах, посвященных “Формуле 1”. Мика Сало, в свое время подменявший травмированного Михаэля Шумахера в “Ferrari”, сейчас является одним из сотрудников финского телеканала MTV3, а Марк Жене, до сих пор числящийся тест-пилотом итальянской команды, подрабатывает на испанском канале “Antenna 3”. Экспертами на британских BBC и “Sky Sports” выступают Джонни Херберт, Энтони Дэвидсон и чемпион мира 1996 года Дэймон Хилл.


Джонатан Палмер


НЕУДИВИТЕЛЬНО, что многие экс-пилоты “Ф 1”, закончив профессиональную карьеру, продолжают работать в автоспорте. Но никому из них не удавалось создать столь мощную систему, как Джонатану Палмеру. Пилот, никогда не блиставший на трассах в “Больших призах”, стал выдающимся бизнесменом. Основанная им компания “Motorsport Vision” сейчас владеет несколькими трассами в Великобритании, а также занимается организацией гоночных чемпионатов.

Компания Палмера на протяжении долгих лет проводила первенство “Формула Палмер Ауди”, а затем выиграла тендер FIA на организацию чемпионата “Формулы 2”. Кроме того, империя Палмера включает в себя огромное количество гоночных школ.


Ярно Трулли


Ярно Трулли, еще в прошлом году выступавший в “Ф 1”, теперь целиком и полностью занят собственным бизнесом. Экс-пилот команд “Prost”, “Jordan”, “Renault”, “Toyota” и “Lotus” еще во времена выступления в “Больших призах” открыл винодельню.


Жак Вильнёв


ВИЛЬНЁВ-младший – ярчайший пример того, насколько тяжело пилотам расстаться с гонками. После того как от услуг экс-чемпиона в 2006 году отказалась команда BMW, Жак перепробовал практически все возможные серии. Он гонялся в “Andros Trophy”, выступал в “24 часах Ле-Мана”, в разных других кузовных чемпионатах, включая первенства Австралии и Аргентины, но главной его страстью всегда оставался NASCAR.

Проведя добрую половину карьеры в Америке, Жак хорошо усвоил, насколько популярна эта серия в Соединенных Штатах. И именно в ней Вильнёв хотел начать карьеру заново. Впрочем, большим спросом услуги Жака не пользовались. Договориться с командами удавалось лишь благодаря помощи спонсоров, но и они, видя мучения бывшего пилота “Ф 1” за рулем незнакомого ему автомобиля, прекращали сотрудничество. Жак дебютировал в третьем дивизионе NASCAR, стартовал в нескольких гонках второго, а в главном первенстве “Sprint Cup” провел всего четыре гонки. Лучшим результатом экс-чемпиона “Ф 1” стало 21-е место. Несмотря на все это, Жак не оставляет попыток заручиться поддержкой спонсоров и попробовать все же закрепиться в NASCAR. О том, чтобы закончить карьеру пилота, он пока не думает...


Мика Хаккинен


ДВУКРАТНЫЙ чемпион мира покинул “Формулу 1” в 2001 году, пообещав затем вернуться. Но пауза, которая по планам должна была закончиться через год, затянулась. Мика долгое время отдыхал от внимания общественности, а затем вернулся в гонки. Но не в “Формулу 1”, а в DTM. Карьера финна продолжалась еще три года, но не принесла ему титулов. В активе двукратного чемпиона мира лишь три победы в гонках.

Сейчас Хаккинен окончательно повесил шлем на гвоздь и занимается другими проектами. Мика нашел себя в роли менеджера. Он помогает молодым пилотам выстраивать карьеру и договариваться с командами.

Кроме того, Хаккинен является послом производителя виски “Johnny Walker”. Одна из главных обязанностей Мики – участие во всевозможных акциях компании, посвященных борьбе с пьянством за рулем.


В DTM помимо Хаккинена выступали и еще несколько экс-пилотов “Ф 1”. Правда, из числа тех, кто выигрывал в “Больших призах”, по-настоящему раскрыться в кузовном первенстве никому не удалось. Самый успешный пилот DTM Берндт Шнайдер в “Формуле 1” зачастую не мог даже пройти квалификацию, зато в кузовной серии завоевал пять чемпионских титулов. А вот Хайнцу-Харальду Френтцену, Ральфу Шумахеру, Жану Алези и Дэвиду Култхарду на всех удалось выиграть лишь пару гонок. Подобная ситуация типична и для других чемпионатов. Те, кто в “Ф 1” всегда были на первых ролях, затем проваливались в менее значимых чемпионатах. А аутсайдеры “Больших призов”, напротив, добивались успеха. Самый яркий пример – Габриэле Таркивини. Набрав за всю карьеру в “Формуле 1” лишь одно очко, он затем перебрался в кузовные гонки. Три года назад, в возрасте 47 лет, Тарквини стал чемпионом серии WTCC.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: