Рубрики

Последовательно или параллельно?

18:53 18-05-2023

Особенности обслуживания автомобилей, поступающих в РФ по параллельному импорту.
Благодарим наших коллег из журнала «Движок» за предоставленный материал.

Журнал «Движок» поговорил с экспертами — представителями российской автоиндустрии о том, как обслуживаются машины, поставляемые в нашу страну по схеме параллельного импорта. В частности — о том, доступны ли на рынке запчасти для таких автомобилей, отслеживаются ли (и как) отзывные кампании в их отношении и как действуют механики при необходимости сложного ремонта. Все подробности — в нашем материале.

Один из автомобилей, попавших в РФ именно за счет параллельного импорта, уже побывал на нашем тесте (см. материал о Mazda CX-4). Еще тогда мы задались вопросом о том, как обслуживаются такие машины. На какие гарантийные условия может рассчитывать покупатель? Следует ли обращаться по поводу ТО и ремонта только к дилеру, продавшему автомобиль? А если приехать на независимую СТО — возьмутся ли там за такого рода машину или опять-таки отправят к дилеру?

С этими и другими вопросами мы обратились, во-первых, в крупный дилерский холдинг, активно занимающийся ввозом машин в РФ по схеме параллельного импорта, во-вторых, в одну из крупнейших в стране сетей независимых СТО и в-третьих — в Российскую ассоциацию независимых станций техобслуживания (РАСТО). А заодно выяснили, доступны ли на популярных интернет-площадках запчасти для машин, ввозимых по параллельному импорту.

Взгляд дилера

После того как Правительство РФ легализовало систему параллельного импорта, поставками машин по этой схеме весьма энергично занялся автохолдинг «Ключавто». А в конце февраля нынешнего года в его руководстве объявили об открытии специального направления B2B-продаж автомобилей подобного рода — «Ключавто Импорт». Соответствующее подразделение холдинга занимается организацией импорта автомобилей и их последующей продажей сторонним дилерским центрам.

О том, как обслуживаются в рамках группы компаний автомобили, ввозимые по параллельному импорту, и какая на них распространяется гарантия, «Движку» рассказала директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова.

По ее словам, в отношении доступных в салонах «Ключавто» автомобилей, ввезенных по системе параллельного импорта, действует следующее условие: двухлетняя техническая поддержка группы компаний в соответствии с требованиями закона «О защите прав потребителей». Техподдержка распространяется на все автомобили, поступающие в автоцентры холдинга параллельным импортом (сегодня это машины брендов Toyota, Lexus, Mazda, Suzuki, Mercedes, Porsche, BMW, Land Rover).

Запчасти для таких машин также поставляются по схеме параллельного импорта. «Мы заключаем прямые договоры на их поставку, — рассказала „Движку“ Ю. Овчинникова. — Первостепенно компания „Ключавто“ размещает заказ у поставщика и уже в РФ формирует свой склад запасных частей для нужд автохолдинга». Ценообразование на эти запчасти зависит, по словам эксперта, от нескольких факторов, главные из которых — закупочная цена и стоимость доставки.

На вопрос «Движка» о том, проще ли в обслуживании и ремонте те автомобили, которые продавались ранее в РФ (наподобие Mazda6 / Atenza или Toyota RAV4), чем те, что никогда раньше не поставлялись в нашу страну (например, Mazda CX-4 или Toyota Avalon), Юлия Овчинникова ответила, что в «Ключавто» не отмечают сложностей в обслуживании тех или иных моделей. «Специалисты автохолдинга обладают глубокой технической экспертизой в работе с самыми разными марками. В портфеле „Ключавто“ более 35 брендов, поэтому вопрос обслуживания моделей, ранее не представленных в РФ, не является для нас проблемным», — заключила эксперт.

Toyota Avalon (слева) и Mazda CX-4 (справа)

Своего рода лайфхаком для мастеров и конечных потребителей может стать то, что основные узлы и агрегаты на некоторых автомобилях, пришедших к нам по параллельному импорту, могут быть аналогичны тем, что стоят на машинах, ввезенных в страну ранее.

«Поставленные параллельным импортом автомобили Mazda и Toyota оснащены агрегатами, аналогичными с моделями, привезенными ранее в Россию. Что касается кроссовера Mazda CX-4, то он оснащен агрегатами, установленными на Mazda CX-5, в Toyota Avalon установлены агрегаты, которые есть в Toyota Camry. Разница может быть по отдаче двигателя, настроенной на заводе, или по регламенту обслуживания автомобилей», — рассказала «Движку» Юлия Овчинникова.

Один из самых актуальных вопросов в эпоху «ползучей» изоляции российского авторынка от мирового — отзывные кампании. Отслеживают ли их дилеры и как они организуют диагностику и ремонт потенциально проблемных машин? «Ключавто», по словам Ю. Овчинниковой, отслеживает отзывные кампании, которые объявляются на рынках сбыта продаваемых группой компаний автомобилей.

«Автохолдинг обеспечил все проданные автомобили технической поддержкой, действующей 2 года или 75 000 километров пробега. Отзывная компания является частью сервисной поддержки, ее основанием служит систематическое обращение автовладельцев по одной и той же причине неисправности, — рассказала директор холдинга по развитию. — В „Ключавто“ организован отдел, который аккумулирует все обращения автовладельцев и приглашает клиентов, купивших автомобиль у компании, пройти мероприятия по обслуживанию узлов и механизмов для предупреждения неисправностей».

Взгляд сетевой независимой СТО

Об особенностях обслуживания машин, ввезенных по параллельному импорту, на независимых СТО «Движку» рассказал технический директор сети автосервисов FIT Service Алексей Рузанов. Он отметил, что отследить и точно подсчитать количество таких машин в активном автопарке сейчас невозможно.

«Автомобили, ввезенные в РФ по параллельному импорту — это не какая-то экзотика или особенные марки и модели. В страну ввозят популярные машины известных марок. Если это новый автомобиль из салона, то, как правило, он обслуживается у дилера. Если это б/у автомобиль — он будет обслуживаться в независимом автосервисе, — рассказал А. Рузанов. — Но отследить и подсчитать количество таких автомобилей невозможно. Условно это те же BMW, Volkswagen, Skoda, Kia, Renault, Mazda, Hyundai и т. д. К тому же и до санкций автомобили ввозились в страну из Японии, Европы и США не через дилеров. Поэтому понять, какая из заехавших к нам машин ввезена официально, а какая нет, сейчас не получится».

С доступностью для НСТО запчастей и расходников, необходимых для обслуживания и ремонта машин (в том числе поступающих по параллельному импорту), сегодня, по словам эксперта, проблем нет.

«Практически все запчасти для обслуживания и ремонта есть в наличии — как оригинальные, так и аналоги. Проблема с дефицитом запчастей решена. Сложности для ряда марок могут возникать только с запчастями для кузовного ремонта», — отметил Алексей Рузанов.

По его словам, участники рынка поставщиков и производителей автозапчастей оперативно отреагировали на ситуацию, возникшую в прошлом году. На рынок РФ в итоге вышло значительное количество новых игроков, среди которых есть в том числе и небольшие компании-производители.

«Появление новых брендов дает возможность автовладельцам выбирать запчасти из различных ценовых категорий. На рынке появились как недорогие, но качественные и сертифицированные бренды, так и новые производители с премиальными товарами», — отмечает эксперт. Сложности сегодня, по его словам, могут быть прежде всего с деталями для кузовного ремонта автомобилей европейских и американских марок, особенно свежих годов выпуска. При этом географических особенностей на рынке автозапчастей в настоящее время нет, утверждает А. Рузанов. «Сегодня, с учетом развития логистики, с Дальнего Востока в Москву можно привезти запчасть за 2–5 дней. Другое дело, что региональные склады крупных дистрибьюторов, безусловно, учитывают автопарк региона и держат соответствующий запас запчастей», — рассказал «Движку» технический директор сети FIT Service.

Ну а если возникнет необходимость в сложном внеплановом ремонте, например, силового агрегата? Какова будет стратегия независимой СТО: неисправный узел будет меняться на новый или контрактный или же сервисмены все же предпочтут перебирать и ремонтировать сломавшийся агрегат?

По словам Алексея Рузанова, в случае с крупными агрегатами нужно исходить из экономической составляющей и ремонтопригодности каждого конкретного агрегата. «У автовладельцев сегодня есть выбор: производить капитальный ремонт или менять на б/у-агрегат с небольшим пробегом. Расчеты необходимо производить по конкретной марке, модели, году выпуска. Решения могут быть разными. В случае с АКПП, например, в РФ уже появились предприятия по их восстановительному ремонту, что на сегодня является оптимальным вариантом», — отметил эксперт.

Позиция РАСТО

По словам главы Российской ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО) Ольги Селезневой, какого-то масштабного притока на СТО машин, поступивших к нам по параллельному импорту, в ассоциации не наблюдают. «Я как руководитель крупной СТО в Московской области какого-то масштабного ввоза автомобилей по параллельному импорту не ощутила. За последние два года поток машин, приезжающих на ремонт и ТО, сократился на треть. Клиенты, мягко говоря, не богатеют, поэтому вынуждены сокращать свои расходы — даже те, что связаны с техническим состоянием их собственных автомобилей», — отметила эксперт.

На российском рынке автозапчастей, по словам О. Селезневой, место мировых брендов — производителей и поставщиков автокомпонентов — заняли так называемые собственные торговые марки дистрибьюторов, осуществляющие по большей части интернет-продажи без какого-либо сопровождения для СТО.

«Вместо уже привычных программ поддержки СТО со стороны европейских производителей автокомпонентов мы имеем весьма сомнительную гарантию. Как правило, это денежная компенсация без погружения в причину брака. Информационной поддержки по подбору или установке деталей нет. Я уже не говорю о технических семинарах или курсах повышения квалификации сотрудников автосервисов», — рассказала «Движку» глава РАСТО.

Наиболее острой, по словам Ольги Селезневой, является сейчас проблема с оригинальным запчастями. «Мы очень сильно зависим от „полки“ дистрибьютора. Вторая большая проблема — с качеством поставляемых неоригинальных деталей. Иногда не соответствует кросс-код, бывает так, что места крепления детали подходят, а геометрия другая. В общем, сплошное поле чудес!» — сетует эксперт. Нет (или почти нет) у НСТО и какой-либо информации об отзывных кампаниях.

Каков итог?

Судя по комментариям большинства наших экспертов, автомобили, поступающие на российский рынок по схеме параллельного импорта, — это действительно не какая-то экзотика, от которой стоит бежать как от огня. По большей части это машины, либо поставлявшиеся к нам ранее по вполне официальным каналам (как те же Mazda 6 и CX-5 или Toyota Camry и RAV4), либо автомобили, технически с ними унифицированные (например, Mazda CX-4 базируется на агрегатах CX-5, а Toyota Avalon — по сути, аналог хорошо известного у нас Lexus ES).

Покупателям же такого рода машин прежде всего стоит дать два совета. Во-первых, за покупкой лучше обращаться к крупному дилеру, оказывающему всестороннюю техподдержку, а во-вторых — не стоит гнаться за совсем уж экзотичными вариантами вроде китайских «Фольксвагенов» или «японцев» родом из Юго-Восточной Азии. Поскольку запчастей для них в наличии, если что, может и не оказаться...

Фото: журнал "Движок", компании-производители, пресс-служба ГК "Ключавто", пресс-служба FIT Service

ссылка на оригинальный материал: https://dvizhok.su/parts/posledovatelno-ili-parallelno-osobennosti-obsluzhivaniya-avtomobilej,-postupayushhix-v-rf-po-parallelnomu-importu

Поделиться: