Автомобили сейчас стоят дорого и очень дорого. Ценники выросли везде, и на "вторичке" и у официальных дилеров. И если вторичный рынок просто подстроился под изменения, то вторые делают это вполне законно.
Что из себя сейчас представляет предпродажная подготовка?
В былые времена предпродажная подготовка включала в себе некий перечень действий, который производил дилер перед тем, как выдать автомобиль покупателю. Например, проверял исправность узлов и агрегатов, наличие нужного количества технических жидкостей и так далее. На ценник это не влияло.
Сейчас ситуация иная. Предпродажная подготовка осталась, вот только официальные дилеры, пользуясь ситуацией, решили заработать как можно больше денег. И для этого есть вполне законный способ – дополнительное оборудование, без которого автомобиль банально не продаётся. По факту, прибавление допоборудования, сейчас и есть главная предпродажная подготовка автомобиля. А ценник может быть увеличен как несколько десятков тысяч рублей, так и на несколько сотен. Совсем недавно один из автоблогеров показывал новый Hyundai Tucson в салоне официального дилера с ценником под четыре миллиона рублей. При этом, на официальном сайте «Хёндэ» цена на новый автомобиль указана в пределах 1 869 000 до 2 999 000 рублей. Вот так была проведена предпродажная подготовка, увеличив цену на новенький кроссовер почти на миллион рублей.
Ситуация, происходящая на рынке, уже давно перестала поддаваться логике и какому-то пониманию. Сейчас 3-4-летние автомобили могут стоить столько же, сколько и новые (если сравнивать цены на официальных сайтах). Почему? А потому что на новые популярные марки автомобилей очередь минимум на полгода, либо доступны нишевые автомобильные марки у которых ценник и раньше был значительно выше. И продавцы и покупатели в ожидании изменения ситуации, но все меняется не быстро.
Давайте чуть подробнее разберёмся, что из себя представляет дооборудование. У каждого автомобиля есть некий набор опций и соответствующая цена, установленная производителем, в зависимости от комплектации. Но у официального дилера всегда была возможность дооснастить автомобиль. При этом цена увеличивается, однако, раньше это было абсолютно на добровольных началах и покупатель мог не брать вообще ничего дополнительно, поскольку это влияло на цену. Сейчас ситуация изменилась. Покупка допоборудования стала тем "проездным билетом" , который необходим для оформления потенциального владельца в лист ожидания. Просто у разных дилеров - разные варианты, у кого-то больше, у кого то меньше. Самыми активными стали дилеры марок, пользующихся традиционно высоким спросом на рынке, например Skoda и Kia. Купить машины в комплектациях, указанных на сайте сразу не получится, нужно долго ждать. А кто ждать не хочет, может купить «Октавию» за 3 миллиона.
Естественно, такой ценник сильно раздражает, но… Дело не только в сильно завышенной цене, а ещё и в самом оборудовании, которое часто относится к разряду редкопользуемого. Но представлять дилеров абсолютным злом тоже нельзя. Для них - продажа новых автомобилей не основной доход. Доход для них складывается из нескольких составляющих: продажа авто, дополнительное оборудование, сервис. Сейчас, в условиях, когда на рынке образовался дефицит автомобилей, а обслуживать свои негарантийные автомобили многие уходят в неофициальные сервисы, стремясь сэкономить, именно неотдаваемая в виде скидок маржа и дополнительное оборудование стали одним из основных источников прибыли. Рынок, как известно очень чутко реагирующая на спрос-предложение материя.
Действия дилеров совершенно законны. Они имеют полное право как продать тебе автомобиль по указанной в прайсе цене без скидки, так и установить любое допустимое производителем дополнительное оборудование и выставить свой ценник за конечный продукт. Оспаривать или обжаловать не получится. Не хочешь, не покупай.
Ажиотаж и рост цен
Насколько ценники могут вырасти, сказать сложно. На это влияет много факторов: общий спрос на сегмент, новинки, выпущенные на рынок, модность автомобиля. Парадокс ситуации в том, что даже несмотря на "накрутку", машины все равно раскупают. А раз есть спрос, то будет и повышение цен. Ситуация на самом деле печальная. Сложная экономическая ситуация в стране, падение реальных доходов населения, а машины даже с такой стоимостью разлетаются со скоростью горячих пирожков. История зимы 2014 года повторилась. И причины все те же: люди, у которых есть хоть какой-то капитал, стараются его «пристроить» хотя бы в автомобили, боясь, что через несколько месяцев вообще ничего не смогут себе купить. А те, у кого денег не хватает, берут кредиты, опасаясь, что спустя какое-то время вместо миллиона придется уже настраиваться на два.
И дилер с удовольствием пользуется особенностями человеческой психологии. К тому же, почти все автомобильные журналисты и блогеры в один голос утверждают, что машину лучше покупать сейчас, а не ждать. Микросхем не хватает, нарушаются цепочки поставок, вводятся локдауны, автомобилей на всех банально не хватает. И как тут не поверить? Времена, когда дилер предлагал покупателю кучу подарков, прошли, а когда они вернуться пока не скажет никто.
Что же делать? Если позволяет время, самый разумный подход – заказать нужную комплектацию у дилера и ждать. Кто на какое ожидание готов. Правда, есть лазейка, можно попробовать купить место в очереди. Вопрос, сколько оно будет стоить....
Второй вариант – обзванивать и объезжать дилеров из соседних регионов. Одно дело Москва, Петербург или Казань и совсем другое Липецк, Тамбов или Орел.Официальные дилеры в регионах более сговорчивые, поскольку покупательная способность населения далека от столичной. Вполне возможно, что в глухой провинции удастся разыскать автомобиль с «допоборудованием» на пару десятков тысяч рублей.
Третий вариант – покупка онлайн на сайте. С некоторыми производителями это вполне работает. Да, придётся подождать, но к дилеру приедет именно тот автомобиль, который вы конфигурировали. И поменять на него цену дилер уже не сможет.
Текст: Павел Жуков