Рубрики

Преграды им неведомы. Выбираем подержанный профессиональный внедорожник

17:00 31-01-2013

Профессиональные внедорожники последнее время активно вытесняются более комфортабельными кроссоверами, которые конструктивно напоминают легковые автомобили с увеличенным клиренсом. Однако для тех, кому важны в первую очередь проходимость и живучесть на бездорожье, мировой автопром предлагает несколько настоящих вездеходов, построенных по классическим канонам. Их приметы просты: прочная рама, неразрезные мосты, постоянный или подключаемый полный привод с блокировками межосевых и межколесных дифференциалов, понижающая передача в раздаточной коробке. Подобных моделей в наше время выпускается немного, они недешевы, но и в цене не слишком быстро теряют. На вторичном российском рынке из таких моделей сейчас можно присмотреть “Nissan Patrol”, “Jeep Wrangler”, “Mercedes-Benz Gel?ndewagen” и “Land Rover Defender”.

Профессиональные внедорожники последнее время активно вытесняются более комфортабельными кроссоверами, которые конструктивно напоминают легковые автомобили с увеличенным клиренсом. Однако для тех, кому важны в первую очередь проходимость и живучесть на бездорожье, мировой автопром предлагает несколько настоящих вездеходов, построенных по классическим канонам. Их приметы просты: прочная рама, неразрезные мосты, постоянный или подключаемый полный привод с блокировками межосевых и межколесных дифференциалов, понижающая передача в раздаточной коробке. Подобных моделей в наше время выпускается немного, они недешевы, но и в цене не слишком быстро теряют. На вторичном российском рынке из таких моделей сейчас можно присмотреть “Nissan Patrol”, “Jeep Wrangler”, “Mercedes-Benz Gelendewagen” и “Land Rover Defender”.


“Jeep Wrangler”

Производство: с 2007 по н.в. Рестайлинг: 2010 г.


“Wrangler” – легендарный внедорожник от “Jeep” (концерн “Chrysler”). Даже на фоне немногих конкурентов он смотрится экстравагантно, но экстравагантность эта имеет под собой серьезную основу – похоже выглядел еще более легендарный “Willys”, герой Второй мировой войны. Корни сохранились не только в облике, но и в конструкции: тот же “Part Time” (подключение полного привода вручную), отсутствие межосевого дифференциала, рама, неразрезные мосты, съемная крыша (обычно жесткая, но есть модификации с мягким верхом), а главное – проходимость.

Третье поколение джипа в кузове “JK” может даже похвастаться относительным комфортом, поскольку “Chrysler” перенастроил подвеску, сделав ее более универсальной и мягкой. На трассе или в городе “Wrangler” не чувствует себя аутсайдером: он относительно жесткий, но умеренные крены в поворотах и адекватное поведение в предельных режимах не потребуют от водителя специальных навыков управления.

А на бездорожье “Wrangler”, особенно в экстремальной версии “Rubicon”, практически непобедим. Тяга на понижающей передаче такова, что можно забираться на чрезвычайно крутые подъемы – недаром одна из раздаточных коробок, которыми оснащается этот джип, в своем названии имеет слово “Rock” (скала).

Внутри все практично. Пусть пластик по нынешним меркам жесткий, руль чрезмерно велик, а оформление центральной консоли напоминает о славном военном прошлом, но салон находится в совершенной гармонии с глобальной харизмой внедорожника. Впрочем, прогресс не обошел его стороной: есть и кондиционер, и система стабилизации, и набор подушек безопасности.

Моторы.

С 2007 по 2010 год на внедорожник устанавливался один из двух силовых агрегатов – бензиновый или дизельный. Бензиновый V6 (заводской индекс EGT), построенный по классическим американским канонам, при объеме 3,8 л развивает 199 л.с. мощности. Этот агрегат хорош всем, кроме большого расхода топлива. К совместному американо-итальянскому дизелю 2.8CRD с индексом ENS особых нареканий также нет, даже по топливной аппаратуре. Он выдает 177 л.с., но крутящий момент – 410 Нм – сложно недооценить. Благодаря тяге на низах в грязи CRD будет даже предпочтительней.

Трансмиссия.

На “Wrangler” ставились две коробки передач: механическая пятиступенчатая и “автомат” на четыре передачи. Тем не менее характер АКПП нельзя назвать задумчивым – коробка умеет адаптироваться к стилю езды и при этом живуча, что для внедорожника немаловажно. Теперь о “раздатках”. В интересующие нас годы на внедорожник шло два варианта демультипликаторов: “Command Trac NV 231” с передаточным отношением 2,72:1, и “Rock Trac NV 241” с понижающим рядом 4:1. Последняя версия называется “Wrangler Rubicon” – именно ей нет равных на off-road.

Кузов.

Этот джип существует в трех- и пятидверном исполнении. Верх – пластиковый жесткий или матерчатый мягкий, и оба можно снять. В коротком варианте машина предпочтительнее для бездорожья, но небольшая база имеет и свои минусы: автомобиль склонен к вертикальной раскачке, а багажник как таковой отсутствует.


Мастер сервисной службы “ЭрСи Сервис” Александр Ташлыков:

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

– Фамильных болячек у “Wrangler” нет. За машиной надо хорошо следить, и она ответит взаимностью. Пьезоэлектрические форсунки дизеля CRD легко выхаживают по 180.000 км, если заправляться в проверенных местах, но вода и абразив способны прикончить топливную аппаратуру в рекордно короткие сроки. При пробеге под 100.000 км желательно проверить турбину. Обычно к этому сроку она “запотевает” маслом. Тут важно понять, что это – многолетние отложения или свежая смазка из разбитых гидродинамических опор вала турбины? Во втором случае предстоит замена узла целиком. По коробке и “раздатке” проблем нет, если вовремя заливать свежее масло. В раздаточную коробку положена “минералка” вязкостью 80W90 – ее надо менять через 50.000 км. АКПП регламентными работами особо не утомит: заменять ATF надо через 100.000 км. С подвеской все тоже неплохо. “Wrangler” весит значительно меньше большинства одноклассников (за счет пластикового верха), соответственно и расходники служат дольше: втулки стабилизатора – до 50.000 км, шаровые опоры – до 50.000-60.000 км. Амортизаторы могут продержаться и 200.000 км, но до этого лучше не доводить, поскольку уже после 100.000 км их характеристики существенно ухудшаются.



“Land Rover Defender”

Land Rover Defender front

Производство: с 2007 по 2011 г. Рестайлинг: нет.

land_rover_defender-tab-tech“Defender” в своем классе занимает обособленную нишу. Это не просто автомобиль, а скорее инструмент. Он не заигрывает с владельцем с помощью автоматической коробки передач и не обещает вечной жизни – подушек безопасности здесь нет, равно как и системы стабилизации. “Defender” – механизм специфический. Чтобы использовать его на все 100%, придется учиться. Он не прощает ошибок, но при соответствующей подготовке владельца может дать фору остальным участникам обзора в абсолютном – “грязевом” – зачете. На асфальте он чувствует себя не в своей тарелке. Не то чтобы на трассе он был плох – “Defender” хорошо управляется, адекватно проходит повороты, обратная связь на руле натуральна и достаточна, а большего здесь и не нужно. Однако есть особенности, обусловленные конструкцией: разгон до “сотни” за 15,8 с и “максималка” 130 км/ч заставляют очень тщательно просчитывать дорожную ситуацию, особенно когда дело касается обгонов.
Рама у внедорожника стальная, а кузов алюминиевый. Интересное сочетание. Благодаря применению “крылатого металла” “Defender” даже легче, нежели наполовину пластиковый “Wrangler”. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, неразрезные мосты, пружины в качестве упругих элементов. Весь внедорожный потенциал предлагается использовать исключительно вручную, без помощи электроники (только имитацию блокировок межколесных дифференциалов осуществляет антипробуксовочная система), зато в руках опытного пользователя автомобиль может проехать где угодно, не потеряв тяги.
Если вы хотите знать, что такое по-настоящему спартанские условия, просто загляните в салон “Дефендера”. Ничего лишнего: жесткие сиденья, вертикальная посадка и минимум регулировок. Есть одна отличительная особенность – органы управления смещены влево. Покатавшись по бездорожью, понимаешь, что это сделано не просто так: когда с дорогой впереди проблемы, а ехать все равно надо, можно высунуться из окна и визуально отслеживать положение переднего левого колеса. Весьма удобно.

Моторы.

Силовой агрегат всего один – фордовский “Duratorq” объемом 2,4 л (122 л.с., 360 Нм). Поколения двигателя меняются по мере морального устаревания, ну и, конечно, в соответствии с ужесточающимися экологическими требованиями.

Трансмиссии.

Land Rover Defender salon

Коробка передач тоже одна: шестиступенчатая “механика” с сухим однодисковым сцеплением. Но на такой машине МКПП дает дополнительные бонусы продвинутому пользователю. Привод постоянный полный, тяга между передней и задней осью распределяется в пропорции 50:50. Демульти-пликатор имеет передаточное отношение 3,32:1.

Кузов.

Land Rover Defender kuzov

Два его варианта дали названия и модификациям машины – “90” и “110”. Это размер колесной базы в дюймах. В длинном исполнении автомобиль пятидверный, в коротком – трехдверка. “Land Rover” предлагает даже пикап на базе 110-й версии, но популярностью в России он не пользуется.


Мастер-приемщик специализированного сервиса “Олл-роуд авто” Александр Корнилов:

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

land_rover_defender_tab - spec– У внедорожника не существует каких-то фатальных болезней. Залог успеха и долгой жизни – своевременное квалифицированное обслуживание. Важно не забывать про точки смазки и вовремя шприцевать эти соединения, особенно после жесткой прогулки по бездорожью. Существуют, впрочем, некоторые проблемы. Как только на машину начал устанавливаться мотор 2,4 л, появились жалобы на течи масла из-под сальника вакуумного усилителя. Обычно это происходило после форсирования водных преград. “Land Rover” решил вопрос, установив на вакуумник грязезащитный уплотнитель. Неприятности с клапаном рециркуляции отработавших газов (EGR) также возможны, но исключительно по вине некачественного топлива. Владельцы “Defender”, которым приходится постоянно заправляться в глубинке, меняют клапан примерно раз в год. Некоторые умельцы рекомендуют просто глушить систему EGR, но этого лучше не делать, поскольку в результате может пострадать каталитический нейтрализатор. По ходовой проблем, как правило, нет, разве что вытекшие амортизаторы после экстремальных off-road-рейдов. Тормозная система служит долго: колодки зачастую выхаживают до 40.000 км, так как машина относительно легкая и создавалась не для быстрой езды.



“Mercedes-Benz Gelandewagen”

MB Gelandewagen Front

Производство: с 2006 по 2009 г. Рестайлинг: нет.


Mercedes-Benz_gelendwagen TechРечь пойдет об утилитарном “Gelendewagen” в кузове “W461” (не путать с хорошо известной у нас роскошной версией “W463”!). Этот внедорожник производится прежде всего для нужд армии, спецслужб, спасателей и т.д. Тем не менее хорошо сохранившиеся и свежие по году выпуска экземпляры появляются в России. Пока на нашем рынке second-hand засветилась лишь одна довольно “упакованная” и относительно мощная модификация с заводским обозначением “461.346”. Это значит, что под капотом трудится глобальный мерседесовский турбодизель OM 642 в версии “642.975”, развивающий 184 л.с. В паре с пятиступенчатой АКПП это выглядит вполне неплохо.
Управляемость машины можно назвать приемлемой: если шасси выдерживает огромные бензиновые моторы от AMG, то трехлитровый дизель держит и подавно. Рессоры на “Gelendewagen” не ставят уже давно, так что рычаги и тяги отвечают в машине за кинематику подвески. Если вам нравятся плоские стекла, рубленый военно-готический стиль, по-спартански функциональный салон с вертикальной посадкой, а в салоне местами голое железо, то утилитарный “Gelendewagen” – именно то, что вам надо. Никакого дерева в отделке. Электропакет для настоящего вояки – баловство, поэтому он тоже отсутствует. Нет и люка, а щиток приборов – просто образец лаконичности. Кондиционер, правда, не забыт.
При выборе “Gelendewagen” на вторичном рынке помните, что вокруг подобной техники всегда кормится довольно много проходимцев: где расположены точки смазки, они не в курсе, зато очень хорошо знают, как скрутить одометр. Так что пробег лучше определять визуально, по потертости руля, педалей и общему состоянию машины.
Если для визуальной оценки состояния нужен определенный опыт, то VIN-код автомобиля легко проверить. Нужно лишь заехать к официалам или просто в магазин запчастей, который серьезно занимается “Мерседесами”. Если в оригинальной программе не открывается “Data Card”, содержащая спецкоды конкретного экземпляра, то можно утверждать, что идентификационный номер тоже был “скорректирован”. В таком случае от покупки лучше сразу отказаться, даже если продавец размахивает у вас перед носом “красным актом” (актом официальной экспертизы).

Мотор.

Автомобили, попадающие на российский рынок, комплектуются трехлитровым турбодизелем OM 642.975. Его мощность составляет 184 л.с. при 3.800 об/мин, а крутящий момент 460 Нм доступен уже с 1.600 об/мин.

Трансмиссии.

MB Gelendewagen salon

На интересующую нас модификацию в качестве трансмиссии устанавливается только автоматическая пятиступенчатая коробка передач “W 5 A 580”. Привод полный, постоянный, изначально предусмотрена механическая блокировка всех трех (!) дифференциалов. Раздаточная коробка под индексом “VG 150E – 3W/2.16” имеет понижающую передачу 2,16:1, что, собственно, понятно по маркировке.

MB Gelandewagen kuzov


Начальник участка техцентра “Даймлер+” Сергей Родионов:

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Mercedes-Benz_gelendwagen

– На утилитарной 461-й версии используются такие же агрегаты, что и на любимом у нас шикарном “Gelandewagen”, так что по ним уже накопился определенный опыт. Турбодизель OM 642 в целом надежен, но у него есть одна неприятная особенность: бывает, что лопается выпускной коллектор. Если вовремя это заметить, можно ограничиться заменой коллектора, если же начать ремонт после того, как из-под капота начнет доноситься грохот, придется раскошелиться и на турбину, поскольку оторвавшиеся фрагменты коллектора разбивают лопатки нагнетателя, что и создает такой звуковой фон.

В остальном все стандартно. Мерседесовские “автоматы” славятся надежностью, однако находятся люди, способные подпалить фрикционы даже на них. Ходовая часть неубиваемая, но требует своевременного обслуживания. Если его не производить, ремонт может вылиться в существенные суммы. Колодки, как правило, выхаживают свои законные 20.000 км, если речь не идет о сверхмощных версиях. После преодоления вброд водных преград желательно поменять трансмиссионку, и вообще езда по бездорожью предполагает техническое обслуживание вдвое чаще обычного, но это факт общеизвестный.



“Nissan Patrol”

Nissan Patrol Front>

Производство: с 1997 по 2010 г. Рестайлинг: 2004 г.

Nissan_Patrol_tab specsСреди профессиональных внедорожников это наиболее популярная модель. “Патрулей” много и в городе, и за городом, и на экстремальном бездорожье. “Patrol” можно часто увидеть с силовыми бамперами, шноркелем и на огромных колесах. Этот внедорожник, конечно, уступит по части комфорта большинству кроссоверов, но душу из своего экипажа не вытрясет и пройдет почти везде.

Салон по нынешним меркам, может, и устарел, но среди остальных участников обзора он меньше всего грешит брутальностью. Комфортные мягкие сиденья, в люксовых версиях кожа и люк, “автомат”, кондиционер, подушки – есть почти все приметы хорошей жизни. Не хватает только системы стабилизации, ну да такой технике она не всегда положена. Прибавьте большой багажник и простор на задних сиденьях (короткобазные машины к нам не поставлялись). Так что полноценно эксплуатировать “Patrol” можно и в городе, если для вас это важно.

Моторы.

Если по оснащению и комфорту японский внедорожник вплотную подобрался к формату “люкс”, даже несмотря на классическую схему подвесок и выдающуюся проходимость, то с силовыми агрегатами “Nissan Patrol” откровенно не повезло. Именно это обстоятельство имеет определяющее значение при выборе машины на вторичном рынке.

На самом деле гамма двигателей у “Patrol” имелась довольно широкая, но большинство из них знающие люди при покупке подержанного автомобиля даже не рассматривают. И тому есть веские причины. RD28Ti был откровенно слаб для внедорожника столь внушительных размеров, дизельный TD42 поставлялся лишь в арабские страны и редко встречается на российском рынке, бензиновые TB45E, TB48DE были доступны и в Европе, но из-за своей неуемной прожорливости не снискали популярности. При мощности 245 л.с. расход бензина у этого R6 зашкаливал за 25 л/100 км. Кроме того, в паре с ним работала пятиступенчатая АКПП с функцией ручного переключения, что, скажем так, не способствовало демократической цене версии.

Nissan Patrol salon

По сути, у покупателя остается единственный оправданный с точки зрения цены, надежности и потребительских качеств выбор. Это четырехцилиндровый турбодизель ZD30DDTi, развивающий 160 л.с. и 380 Нм. Интересно, что ТНВД у него практически полностью управляется электроникой, но система “Common Rail” отсутствует.
Конечно, при таких показателях отдачи сложно рассчитывать на хорошую динамику разгона. Но при этом высокая тяговитость турбодизеля придется как нельзя кстати на бездорожье, которое и является основной средой обитания для профессионального внедорожника.

Трансмиссия.

Nissan Patrol kuzov

Схема полного привода – “Part Time”, то есть автомобиль заднеприводный, а передняя ось подключается вручную только на бездорожье или скользких покрытиях. Межосевого дифференциала здесь нет. Раздаточная коробка имеет понижающую передачу. Она экстремальностью не блещет – 2,02:1, но в тандеме с тягой трехлитрового дизеля этого, как правило, достаточно. Коробки передач две – четырехступенчатая АКПП и пятиступенчатая “механика”.



Начальник смены техцентра “JJ-сервис” Виталий Терещенко:

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Nissan_Patrol_tab specs– Турбодизелю в российских реалиях необходимо уделять особое внимание. Следует помнить, что ZD30DDTi очень не любит плохую солярку. Первые модификации мотора надежностью не отличались, были проблемы с головкой блока цилиндров – она трескалась от перегрева, иногда прогорали поршни. Сейчас все в прошлом, новые версии двигателя при грамотной эксплуатации проблемами не досаждают. Ни в коем случае нельзя забывать о турбине. У хорошего хозяина она выхаживает по 250.000 км, у плохого может не дотянуть и до 30.000 км. Лучше сразу поставить турботаймер и сильно не газовать на непрогретой машине, особенно зимой. Правила стандартные и нехитрые, но при выборе подержанного экземпляра учтите, что их придерживаются не все владельцы дизельных автомобилей. Слабое место “Патруля” – лакокрасочное покрытие. На нем быстро появляются сколы и царапины, а хром, как правило, облезает уже в первый год эксплуатации. Хромированные детали дилеры меняли по гарантии, и после этого вопросов с хромом обычно не возникало. Не надо забывать о пресс-масленках и превентивно менять трансмиссионное масло после прогулок по тяжелому бездорожью с преодолением водных преград.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: