Численный «недовес»
Производство автомобилей малыми сериями далеко не всегда связано с их недостаточной популярностью или конструкторскими просчетами. Напротив, довольно часто такие мелкосерийные опусы имеют оглушительный успех и словно жареные пирожки моментально разлетаются среди восторженных покупателей. «Клаксон» представляет пять самых интересных моделей, выпущенных ограниченными тиражами.
Михаил Калинин
Pontiac GTO Judge Convertible
Линейка GTO в модельном ряду Pontiac – одна из тех проделок Джона Делориана в General Motors, которая сделала его имя легендарным еще при жизни. Причем, до главного автомобиля всемирной кинофантастики. А модификация Judge – развеселое и очень любимое детище, забавлявшее инженера широчайшим маркетинговым потенциалом. И придуманного, как утверждается, им самолично названия. И, правда, неплохие выходят шуточки. Здесь вам и «Встать, Суд идет», и «Судья, которого можно купить» – все эти слоганы впоследствии активно использовались в рекламной кампании. Причем ее передовым забойщиком, собственно говоря, и стал кабриолет Pontiac GTO Judge Convertible.
Несмотря на довольно скромный тираж рестайлинговой версии 1971 года, составивший лишь 17 экземпляров. После чего выпуск кабриолетов и «Джаджей» прекратился. Однако этот финальный пассаж Pontiac GTO Judge Convertible поставил в красивой истории не точку, а увесистое многоточие.
Американцы (и не только) в буквальном смысле слова воспылали пламенной страстью к автомобилям характерной стилистики. К слову, они впоследствии составили индивидуальный класс – muscle cars. И кто его знает, сколько еще судей было бы куплено, если бы федеральное законодательство не потребовало скорейшего перехода на неэтилированный бензин. Именно это сыграло с выходной мощностью двигателей совсем не добрую шутку.
Mercedes CLK-GTR
После закрытия кузовного чемпионата Deutsche Tourenwagen Meisterschaft (первой генерации современного DTM) в 1996 г. «Мерседесу» срочно потребовалось перенаправить свои спортивные амбиции в новое русло. Выбор пал на FIA GT. Но к участию в этих гонках допускались только машины, построенные на базе серийных автомобилей. Поэтому в кратчайшие сроки (по слухам за 4 месяца) талантливые отпрыски из AMG соорудили достойный гоночный Mercedes CLK-GTR. Оставив, как водится, проработку дорожной версии на потом.
Однако ребята немного перестарались. Спорткар оказался слишком достойным и в клочья разорвал всех соперников. Беспощадно и бесцеремонно. Доминирование Mercedes CLK-GTR установилось могучее. Причем настолько, что класс GT1, где он выступал, пришлось упразднить. Но, как известно, «рыбка обратно не плывет». Класс-то отменили, а обязательства остались.
Чтобы не дискредитировать авторитетное реноме, Mercedes-Benz в итоге выпустил-таки запрошенные для омологации 25 серийных машин. И не поскупился, форсировав 12-литровый двигатель до 612 л. с.. За счет увеличения рабочего объема с 6,0 л до 6,9 л и еще парочки трюков с настройками.
За это все счастливые и, естественно, немногочисленные обладатели Mercedes CLK-GTR искренне благодарны.
Mitsuoka Orochi
Японское кузовное ателье Mitsuoka – между прочим одна из старейших японских автомобилестроительных компаний. И, видать, устав от переделки чужих творений, решила сотворить собственное. Им оказался построенный главным образом на агрегатной базе «Тойоты» Mitsuoka Orochi. Модель получила свое название в честь восьмиглавого мифического дракона. Так что разработчики не без основания причисляют ее к пока неведомому классу Fashion-Super Car.
Насколько Mitsuoka Orochi фэшн сложно сказать. Основные рецензии на него были отнюдь не хвалебные. А вот то, что титул «самого уродливого автомобиля в мире» надолго закрепился за этим чудом японского автомобилестроения совершенно точно. Однако, как бы там ни было, свой производственный план по Orochi компания Mitsuoka полностью исполнила. Собрала и реализовала все заявленные в начале проекта 400 машин.
Часть из них была представлена в виде весьма эффектных и еще более экзотичных спецсерий. Особенно в душу западал разноцветный Seven Eleven Evangelion Limited Edition. В России с его постановкой на учет однозначно возникли бы большие сложности.
MG XPower SV
Некогда британский бренд MG в свое время довольно успешно и продуктивно заигрывал с автоспортом. Поэтому его намерение в начале 2000-гг. выпустить спорткар для гражданской эксплуатации, было с энтузиазмом воспринято публикой. Что вдохновило производителя постараться на славу. Он сделал все, чтобы удовлетворить ожидания потенциальных клиентов.
И действительно машина в итоге получилась интересная. А что самое главное, по британским меркам, совсем недорогая. 65 000 фунтов за базовую версию и 83 000 фунтов за продвинутую XPower SV-R. Даже Мистер Бин, пардон, Роуэн Аткинсон смог позволить себе одну.
Но MG дико перемудрил с логистикой. Основные части кузова изготавливались в Великобритании. Затем отправлялись в Италию в район Турина для сборки с другими кузовными панелями в единую конструкцию и установки на шасси. После чего недостроенный автомобиль возвращался обратно на острова. А именно на завод MG Rover в Лонгбридже для окончательной доводки. При этом некоторые из внешних и внутренних компонентов автомобилей приходили от Fiat. В общей сложности, хитроумно закрученный производственный процесс требовал, чтобы каждый автомобиль посетил до шести разных производственных площадок.
Все эти деструктивные опыты с цепочкой окончательно подорвали и без того не блиставшее пылким здоровьем финансовое положение фирмы. Сил хватило лишь, по данным MG XPower SV Club, на 82 автомобиля. Это исключая четырех предсерийных прототипов «XP». Таким образом бодрый споркар пополнил число моделей, угробивших своего производителя.
Talbot Lago T26 Grand Sport
Talbot Lago T26 Grand Sport стал, скорее всего, последним (французским – точно последним) серийно выпускавшимся автомобилем без кузова. То есть поставлявшимся исключительно в виде голого шасси, для которого клиент отдельно заказывал кузов по своему усмотрению. В уже установившемся мире массовых кузовов это был кульминационный глоток индивидуализма и самобытной идентичности.
Автомобиль производился с 1947/48 по 1952/53 гг. Всего было построено (по различным оценкам) 29 ед. Talbot Lago T26 Grand Sport, кузова для которых изобразили такие мэтры, как Figoni & Falaschi, Saoutchik, Dubos, Franay, Graber. Для них это тоже был закат эпохи, поэтому они старались, как, действительно, в последний раз, украшая спортивное шасси несомненными шедеврами автомобильного дизайна, который уже, пожалуй, никогда не возродится.
Использовавшийся на Talbot Lago T26 Grand Sport рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 4482 см3 с тремя карбюраторами и повышенной степенью сжатия развивал 190 л. с. Это делало Talbot Lago T26 Grand Sport в конце 40-х – начале 50-х гг. прошлого века одним из самых мощных серийных автомобилей на планете.