Рубрики

“Приора” в WTCC

 

Лиха беда начало

Португалия, город Порту, этап чемпионата мира в кузовном классе WTCC. Сидящий рядом на трибуне соотечественник подпрыгивает от восторга и пихает меня локтем в бок: “Видишь на стартовой решетке три красных автомобиля? Наши! Две “десятки” и новая “Лада Приора”! Видал, какое точило сделали?! А ты знаешь, что в ней 280 сил?” Знаю. Специально приехал, чтобы посмотреть на дебют этой машины.

ВООБЩЕ событие для российского автоспорта эпохальное. Шутка сказать – наши едут в WTCC! В одном из трех существующих на сегдняшний день автомобильных мировых первенств (другие два – “Формула 1” и чемпионат мира по ралли). В этой тройке гонки WTCC – самые молодые, они родились в 2005 году, – что никоим образом не умаляет их зрелищности, накала борьбы и престижности. Да и в списках участников мелькают очень известные имена гонщиков, державших в своих руках руль “первой формулы”.

Каким чудом в столь именитую компанию попали наши с “Lada Priora”?

– Гоночный болид можно построить на базе любой машины, как говорится, было бы на что строить, – отвечает на мой вопрос зам. директора АвтоВАЗа по маркетингу Рустам Акиниязов.

– Вот именно, – говорю, – кризис на дворе, а ваш завод…

– Да, несмотря на непростые времена, он рискнул сделать значительные материальные вливания в этот проект. Как тебе цифра – два с половиной миллиона долларов? И мы – все, кто задействован в этом проекте, – очень надеемся на поддержку Волжского завода и в дальнейшем.

Гонщики команды “Lada Sport”. Слева направо:
Яп ван Лаген, Кирилл Ладыгин и Джеймс Томпсон.

– А кто задействован? “Клаксон” об этом уже рассказывал, но давай напомним читателям.

– Собралась крепкая команда. Ее костяк – это уже известные в Европе “Русские медведи”, с классными механиками, которых возглавляет Виктор Шаповалов. Он сам успешно выступал в гонках и не понаслышке знает, как готовить машину к серьезным соревнованиям. Дальше – по схеме, безотказно работающей во всем мире, – строится гоночный автомобиль, привлекаются талантливые гонщики, которые не только умеют держать руль мощной машины, но и могут внятно объяснить механикам и инженерам, что нужно с ней сделать, чтобы она поехала быстрее и лучше держалась на дороге. За рулем красных гоночных “Лад” сидят наш Кирилл Ладыгин, Яп ван Лаген из Нидерландов и очень перспективный англичанин Джеймс Томпсон, у которого список побед уже длиной в милю. Он дважды чемпион английского первенства WTCC, а в чемпионате мира 16 раз поднимался на подиум и четырежды побеждал в гонках. Как видишь, народ подобрался очень серьезный, и мы вправе ждать от них хороших результатов.

В боксах “Лады”

В МИРЕ автоспорта все происходит быстро. Вот буквально только что на презентации сдернули покрывало с новенькой гоночной “Lada Priora”, а через несколько минут она уже в боксах, на пневмоподъемниках, готовится к выезду на трассу. – Чудеса бывают только в кино, – начальник гоночной команды Виктор Шаповалов не питает радужных надежд. – Я совсем не жду, что мы вот так вдруг сегодня приедем на подиум. Это путь нелегкий и долгий. Но я, пожалуй, могу обещать, что через три-четыре этапа с нами начнут считаться. Вылечим у “Приоры” все детские болезни, обкатаем машину, тогда можно будет сосредоточиться на гонке. А пока: выехали на тренировку – ШРУС полетел, только заменили – коробка передач барахлить начала. Машины “Chevrolet”, SEAT, BMW круги по трассе наматывают, а мы здесь гайки крутим...

Благодаря дружной работе механиков машина, только что побывавшая
в аварии, уже через 15 минут будет стоять на старте.

Между тем двигатель у “Приоры” – вполне конкурентоспособный в этой компании, по крайней мере по мощности соперникам не уступает. Двухлитровый (если совсем точно – объемом 1.998 куб. см) мотор “Opel C20XE” с двухвальной 16-клапанной головкой выдает 280 л.с. при 8.500 об/мин. Коробка “Hewland” – шестиступенчатая, секвентальная. Колесные диски – кованые, из алюминия, радиусом 17 дюймов – между прочим, сделаны в России. Плавающие диски передних тормозов – диаметром 332 мм.

– А материал? – интересуюсь у Виктора. – С виду диски – из обычного чугуна.

– Так и есть. Дорогостоящая керамика в WTCC под запретом, чтобы у всех гонщиков были равные условия. Зато на машине тормозные четырехпоршневые скобы “АР Racing” спереди и такие же двухпоршневые диаметром 280 мм – на задних тормозах. Подвеска МсPherson с амортизаторами “SACHS”. Дуги безопасности из стали. Могли бы сварить титановые, но опять же – запрещено. А вот лишний груз в 60 килограммов, это пожалуйста, – Шаповалов показал на свинцовые пластины, наглухо привинченные к полу в том месте, где на обычных машинах располагаются ноги пассажиров.

Вот это уже непонятно. Наверное, все знают, что балласт вешают на машины, которые в предыдущей гонке пришли первыми – это опять-таки для того, чтобы уравнять шансы. Но впервые слышу, что дополнительным грузом утяжеляют дебютанта чемпионата. Это еще зачем?

– Видишь ли, – объясняет собеседник, – в международной автомобильной федерации решили принять меры на случай, если вдруг новая машина так удачно сделана, что сразу всех объедет на круг. Поэтому на первые два этапа ее заковывают в лишний вес – чтобы гарантированно не была слишком прыткой.

Красные и белая

18-Е МЕСТО в квалификации – очень неплохой результат для автомобиля-дебютанта. Тем более утяжеленного балластом. Тем более в дождь. Конечно, сыграл роль опыт Джеймса Томпсона, сидевшего за рулем новой “Priora”. Он вполне мог бы сказать о себе словами великого Айртона Сенны: “С чего вы взяли, что я люблю ездить в дождь? Просто я умею это делать”. И все равно продраться практически с последнего места на 18-ю позицию на узкой городской трассе – это дорогого стоит.

Белоснежная “Priora” в роли “safety car” возглавляет пелотон гоночных машин.

Но в любой гонке помимо мастерства неплохо иметь немного везения. А вот его нашим пилотам в Порту не хватило. На длинной скоростной прямой “старт-финиш”, которая заканчивается коварным закрытым поворотом, не поделили трассу “Chevrolet” и “Seat”. Проигрывая “Шеви” в скорости, соперник чуть подтолкнул его в угол заднего бампера. Этого хватило, чтобы машину развернуло поперек виража. И в нее, как в забор, наколотилось еще с десяток автомобилей. В том числе обе наши “десятки”, с Ладыгиным и ван Лагеном за рулем. В боксах на “Лады” накинулись механики. Увы, у машины ван Лагена “ушла” геометрия ходовой, в полевых условиях такое не исправить, поэтому ремонтники сосредоточились на “десятке” Кирилла Ладыгина.

Однако перед следующим стартом на трассе все равно появились три российские машины. Только две из них – командного красного цвета, а третья – белая – гордо ехала впереди всех. Разгадка была проста: на узкой трасе в Порту старт дается с хода, и сначала автомобили следуют за “safeti car”. На сей раз эту роль доверили стандартной “Приоре”. Наши механики, столпившиеся около экрана монитора, даже пошутили: дескать, “Лады” в Порту – основные машины. Белая разгоняет пелотон, красная его замыкает. Что ж, лучше шутить, чем расстраиваться. А что касается красных автомобилей, то не всегда же они будут стартовать с задней линии. Лиха беда начало.

Вячеслав КИЦИС,
фото автора

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: