Рубрики

Project Inversion — езда вниз головой

8:20 30-10-2023

Группа британских инженеров планирует осуществить одну из величайших старых теорий Формулы-1, гласящей о том, что гоночный болид вполне может ехать по потолку туннеля.

Бывший профессиональный автогонщик Скотт Мэнселл с YouTube-канала Driver61 недавно опубликовал видео с заявлением о том, что он действительно собирается сделать то, на что многие гонщики и инженеры годами просто говорили, что их автомобили способны на это. Однако реальный процесс достижения этой цели выглядит совсем не простым.

Driver61 и его партнерские каналы на YouTube уже много лет публикуют высококачественный контент о Формуле-1, автоспорте и гоночной технике. Начатый как увлекательный проект Мэнселла еще в 2016 году, основной канал сейчас может похвастаться более чем миллионом подписчиков и более чем 200 миллионами просмотров. Цель Project Inversion — создать транспортное средство, способное двигаться вверх колесами, строго используя свою собственную аэродинамику. Это означает, что на машине не будет дополнительных средств для создания прижимной силы, таких как двойные вентиляторы, поскольку это не соответствовало бы духу проекта. Как бы то ни было, эту концепцию не так уж сложно осмыслить. Современные болиды Формулы-1 увеличивают прижимную силу вдвое по сравнению с их весом на скоростях свыше 200 км/ч, так что все, что нужно сделать, это воспользоваться этим и найти способ перевернуть болид вверх колесами.

Гоночный автомобиль Формулы-1 кажется наиболее подходящим для этого, но оказывается, что это не так. Современные формульные болиды весят значительно больше, чем раньше (в среднем около 770 килограммов), и это слишком много для попытки езды вверх колесами, несмотря на их прижимную силу и мощность.

Легенда аэродинамической инженерии Виллем Тоет возглавляет инженерный отдел Project Inversion. Он возглавлял отдел аэродинамики в таких командах Формулы-1, как Benetton, Ferrari и Sauber, а сейчас работает профессором автоспорта в Университете Болтона. Этот человек знает, как удержать машину буквально приклеенной к земле. Автомобиль должен быть легким, мощным и обладать буквально тоннами прижимной силы.

Тоет отмечает, что автомобили для подъема на холм имеют преимущество в очень небольшом количестве ограничений. Они могут быть настолько мощными, легкими и широкими, насколько это необходимо для того, чтобы как можно быстрее доставить автомобиль от подножия холма к вершине. Рассмотрев множество различных вариантов в этом царстве, они в конце концов остановились на Empire Wraith в качестве отправной точки. Автомобиль весит всего около 300 килограммов, и, по словам Тоета, «мы можем относительно легко, благодаря другим правилам, создать что-то, что, несмотря на то, что намного легче, обладает большей прижимной силой, чем болид Формулы-1 при той же скорости».

Группа Project Inversion хочет добиться более чем двукратного увеличения прижимной силы автомобиля, чтобы гарантировать неудачу. Можно было бы подумать, что потребуется высокая скорость, чтобы ехать по потолку, но это не так. Тонны прижимной силы позволят сделать это 300-килограммовой машине на скорости всего около 130 км/ч. Однако иметь машину, способную создавать достаточную прижимную силу для такого трюка, это еще не все. Необходимо сделать это при подъеме по изогнутой стене. Автомобиль был специально создан для этой задачи и поэтому выглядит намного страннее, чем обычные машины для автоспорта, из-за большого развала колес и аэродинамики.

Существует также проблема с тем, как будет приводиться в действие транспортное средство. Двигатели не очень хорошо работают в перевернутом положении, поэтому приходится придумывать решение, которое позволит привести машину в действие, не выходя из строя на полпути. Рассматривается возможность установки электрического силового агрегата, но, очевидно, вес является проблемой.

Последняя серьезная проблема, которую предстоит решить участникам Project Inversion — это сам туннель. Существующие туннели не имеют наклонных стен или гладкого потолка, чтобы ездить по ним. Группа проекта могла бы переоборудовать сооружение под эти цели, однако это все равно лишает их возможности контролировать его диаметр. Поэтому было решено построить специальный туннель диаметром 7,5 метров. При этом одна его сторона будет открыта для зрителей, а высота и наклон будут точно контролироваться, чтобы обеспечить выполнение требуемых действий.

Project Inversion будет очень дорого стоить — сотни тысяч долларов уже потрачены и группа находится в поиске средств. В настоящее время группа ищет партнеров и спонсоров, чтобы вдохновить их присоединиться к поездке вниз головой.

Фото YouTube-канал Driver61

Поделиться: