Рубрики

Просветление. Проверяем мозги умных фар

14:22 25-09-2015

С переходом на сверхъяркие светодиоды и биксенон автомобильная светотехника сделала большой шаг вперед. Новые технологии открыли массу возможностей для “интеллектуального” освещения. Такого, которое учитывает переменчивые дорожные условия, скорость движения и кривизну поворотов, встречный и попутный транспорт, различные объекты у дороги и даже особенности человеческого зрительного восприятия. Но не все адаптивные фары, как выяснилось, один ково хороши.

С переходом на сверхъяркие светодиоды и биксенон автомобильная светотехника сделала большой шаг вперед. Новые технологии открыли массу возможностей для “интеллектуального” освещения. Такого, которое учитывает переменчивые дорожные условия, скорость движения и кривизну поворотов, встречный и попутный транспорт, различные объекты у дороги и даже особенности человеческого зрительного восприятия. Но не все адаптивные фары, как выяснилось, одинаково хороши.

Для испытаний мы отобрали пять автомобилей с адаптивными фарами, различающихся способами управления пучками света, начиная с относительно простых систем с автоматическим дальним светом и завершая самой продвинутой матричной техникой на светодиодах с динамическими функциями.

По снимкам в статичном состоянии можно сделать вывод, насколько далеко, ярко и равномерно они могут освещать дорожное полотно. Однако адаптивность фар проявляется только в движении. И чтобы ее оценить с разных точек зрения, мы подготовили специальный маршрут на узком темном шоссе с длинным прямым участком, перепадами высот, поворотами различной крутизны...

А в роли “ослепляемого” автомобиля использовали спорткар с низкой посадкой, где водитель более всего страдает от встречной засветки. И смоделировали пять наиболее типичных дорожных ситуаций: движение навстречу по прямой с дальней дистанции, встречный разъезд в левом и правом виражах, а также два обгона – когда опережение совершает испытываемая машина или когда, напротив, она дает себя обогнать. Особое внимание во всех тестах уделялось качеству освещения обочины и дорожных указателей.


Простые хитрости

Система ALH на седане “Mazda6” автоматически управляет дальним и меняет направление пучков света при помощи нескольких групп светодиодов. Но здесь нет подсветки поворотов. И “динамичность” в распределении лучей достигается статичными источниками. Чтобы не слепить встречных, но освещать обочину, фары “хитрят”: левый прожектор автоматически переключается на ближний, а правый продолжает освещать боковой сектор.

Ближний свет у “Mazda6” слишком “ближний”, хотя и яркий.





К лучам дальнего света претензий нет, но все портит автоматика.

У “одностороннего” алгоритма сразу нашелся недочет – в открытом правом повороте свет “Mazda6” нередко ослепляет водителя встречной машины. На прямом участке или в левых виражах все отлично – раздельная работа прожекторов оставляет правую обочину всегда ярко освещенной. Замечания возникли и к распределению ближнего света: пятно яркое, но с очень резкой границей впереди, за которым – пугающая тьма. Камера, следящая за внешними источниками света, подслеповата – может внезапно включить дальний при наличии встречного потока и так же внезапно погасить его, когда реагировать не надо, например, при наличии яркого отражения на дороге или из-за фонарных столбов. Умения направлять лучи в сторону, в быстрый вираж, у ALH мы тоже не заметили. Но все же у светодиодных фар “Mazda6” есть два веских достоинства: на высокой скорости они освещают дорогу на очень солидную дистанцию и проявляют максимум гуманности к тем, кто обгоняет вас или кого обгоняете вы.


С интуицией

Вместо штатных фар “PDLS” компания “Porsche” опционно предлагает продвинутую систему “PDLS Plus”. В ней функция динамического освещения виражей (в зависимости от отклонения рулевого колеса и скорости движения) дополнена камерой, следящей за попутным и встречным трафиками. По ее сигналам управляются прожекторы дальнего света.

Широта и однородность ближнего света у “PDLS Plus” безупречны.

Дальний свет не пересвечивает избыточной яркостью передний план.

Вроде ничего особенного в “PDLS Plus” нет – отсутствует боковая подсветка поворотов, нет детекции пешеходов, даже источниками света в этих фарах выступают не продвинутые LED, а биксеноновые лампы... Но как же четко реагирует автоматика во всех ситуациях! Переключения всегда своевременные и безошибочные. К распределению лучей как в ближнем, так и дальнем режиме не придерешься. Пучки света, направленные на дорогу, однородные и в меру яркие, а наведенные на обочины – достаточно широкие, но не пересвечивают дорожные указатели. В скоростных виражах лучи слегка склоняются в поворот, хотя на глаз это почти не заметно (зато хорошо видно на видеозаписи). Поэтому и возникает ощущение, будто у “PDLS Plus” есть интуиция – они светят именно туда, куда смотрит водитель. После выполнения всех упражнений связываемся по рации с коллегой на “ослепляемом” автомобиле. У него всего одна претензия – жалуется на легкое ослепление в момент, когда мы его обгоняли. В общем, по всем основным зачетам фары “Porsche” получили оценки либо “хорошо”, либо “отлично”. Но не за подсветку съездов под прямым углом. Этого они делать не умеют.


Селективный подход

Предлагаемые за доплату на BMW полностью светодиодные фары “Seleсtive Beam” отличаются богатым функционалом: кроме автоматического отслеживания транспорта они подсвечивают повороты, детектируют пешеходов, меняют направление лучей по изгибам дорожного полотна. Адаптивными функциями наделены даже поворотные прожекторы в глазницах противотуманных фар, установленных на “BMW X5” ниже основных “ангельских глазок”.

Сектора бокового света мощные, но поворачиваются с запаздыванием.

У адаптивных фар BMW дальний свет очень эффективен.

Этой светотехнике стоит дать приз за самый яркий и “дальнобойный” свет. Не сразу поймешь, в каком режиме работают фары – в ближнем или дальнем, потому что в каждой ситуации “Seleсtive Beam” манипулирует лучами чисто белого света так, чтобы никого не ослепить, причем адаптивная автоматика ошибается или запаздывает крайне редко. В нашем эксперименте со стороны “ослепляемого” – ни одного замечания! Фары всегда оставляли для него темную дорожку. Но с точки зрения водителя BMW, придраться есть к чему. Дальний в движении неоднороден. Два ярких световых пятна отвлекают, когда проходишь быстрые повороты и лучи начинают “убегать” в сторону виража. Подсветка поворотов яркая, но срабатывает с задержкой. А функция, которая призвана ярким мерцанием указывать на пешеходов, стопроцентных гарантий не дает. Исправно засветила лучом в нашего сотрудника у обочины, в гаишника с жезлом, который и так был хорошо виден, но затем почему-то проигнорировала плетущихся по дороге строителей.


Глаза отдыхают

На многие модели “Mercedes-Benz” теперь ставится усовершенствованный “Intelligent Light” на сверхъярких LED-элементах. Система имеет множество функций и промежуточных режимов освещения, включая “городской” с усиленным освещением обочин, дальний “шоссейный” или свет с широким конусом для движения в тумане. Переход между ними, как и подсветка поворотов или пешеходов, выполняется автоматически.

Контуры ближнего света четко очерчены, боковая подсветка без замечаний.

Фокусировка дальнего света мягкая и самая однородная.

С первых метров заезда видно, как ровно и мягко освещают дорогу эти фары. Конус ближнего света заужен и имеет четкую границу по бокам. Так сделано, видимо, для того, чтобы освещенные объекты, которые водитель уже заметил на дороге, при приближении не мельтешили и не раздражали периферийное зрение. Добавляет комфорта быстрая, точная и незаметная работа автоматики. Когда начинаешь двигаться еще быстрее, фары фокусируются на дальней дистанции, но не перестают активно отслеживать виражи. А когда замедляешься до городского темпа езды и лучи переходят с дальнего в “широкий” режим, не ощущаешь это как резкое и раздражающее снижение яркости. Нет претензий и к работе бокового освещения. Все, что попадается на обочине, не ускользает от вас. Для встречного или обгоняемого автомобиля фары формируют четкий темный коридор. Но когда наш коллега на “ослепляемом” автомобиле стал обгонять, “Mercedes-Benz” это не очень понравилось – он все-таки зарядил мощную порцию ослепительных лучей в его зеркала.


Театр теней

Наиболее эффектны матричные светодиодные фары на флагмане “Audi”. Нижняя изогнутая секция отвечает за основной пучок света, а пять мощных LED-сегментов, ориентированных на разные углы, включаясь попеременно, вместе или в определенных сочетаниях, способны ярко освещать какую-то часть дороги или все полотно на разные дистанции. Контролирует работу системы камера, которая “вычисляет” встречный транспорт, повороты, а также людей на обочине посредством ночного видения.

Ближний свет у “Audi” почти идеален, но подводит “полосатость”.

В режиме дальнего освещения начинается светопредставление.

Вот к этой автоматике – основные претензии. Иногда система ошибается, принимая удаленные огни уличного освещения за фары встречных автомобилей. Немного запаздывает при динамическом управлении лучами – правда, замечаешь это лишь при прохождении поворотов. Когда же разъезжаешься со встречным или обгоняешь (или вас обгоняют), матричная технология показывает себя во всем блеске. Темный сектор для “ослепляемого” автомобиля формируется очень точно, а зоны вокруг него высвечиваются ярко. Это очень удобно – машина перед “Audi” словно движется в коридоре со светящимися стенами! Вторая особенность фар заключается в излишне активной манипуляции пучками света. Лучи так показательно сходятся в яркую точку или блуждают по обочинам, что начинаешь следить не за дорогой, а за светопредставлением. Это зрелище завораживает, но вряд ли способствует безопасности.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: