Рубрики

Путь к мастерству

Спортивный курс в школе вождения BMW

Школа водительского мастерства BMW представила новый курс – спортивный. Здесь учат думать и анализировать свои действия на скоростях под 160 км/ч...

ВЫ СПРОСИТЕ: зачем это обычным автомобилистам? Ну, во-первых, курс создан для тех, кто хочет получить максимум знаний об управлении автомобилем и, возможно, попробовать себя в любительских соревнованиях. Во-вторых, все приемы вождения приходят к нам из автоспорта. Поэтому, обучившись здесь, вы станете более подготовлены и к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть на дорогах общего пользования.

Впрочем, далеко не всем дано пройти спортивный курс. Соискатели должны уже иметь приличные навыки вождения. Если руководитель курса Дмитрий Соколов, действующий гонщик команды “Russian Ring School”, сочтет, что у вас есть способности, то наличие дипломов об окончании каких-либо школ не обязательно.

На спортивном курсе не учат правильному рулению или посадке в водительском кресле. Это вы уже должны знать. Здесь начинают сразу с важных приемов спортивного вождения. Среди которых, в частности, торможение левой ногой.

– Большинство гонщиков тормозят именно так. Это дает драгоценные доли секунды при прохождении виражей, и в итоге на гонке вы можете выиграть уже минуты, – объясняет Дмитрий Соколов. – Когда Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло выступали в “Ferrari” на одинаковых машинах, Рубенс не мог понять, почему один и тот же вираж он проходит чуть медленнее, чем напарник. Выяснилось, что он тормозил правой ногой, а немец – левой.

Навыки такого торможения мы приобретали на упражнении “квадрат”, где раз за разом приходилось поворачивать под прямым углом. Одновременно нас учили правильно работать с загрузкой осей автомобиля.

- Если резко отпустить педаль тормоза, то передняя ось сильно разгрузится, и машина потеряет управляемость. Чтобы этого не произошло, отпускать тормоз надо плавно, – обучал нас инструктор. – Кроме того, начинать разгоняться можно не после того, как вы оттормозитесь, а пока педаль тормоза возвращается на исходную позицию...

Куда смотришь?

ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ скоростного поворота главное – смотреть туда, куда вам необходимо попасть, а не туда, где вы в данный момент находитесь. В автоспорте умение правильно “прописать” траекторию – дело, пожалуй, самое важное. Этому нас пытались учить при исполнении упражнения “восьмерка”. Причем мы не только должны были научиться правильно смотреть на трассу, но и пытаться контролировать автомобиль только с помощью тяги.

– Поворачиваем руль на необходимый градус и больше не крутим его. Работаем только газом. Через три круга переходим на другую часть “восьмерки”, и все то же самое, но в другую сторону, – дает команду Соколов. – И главное – смотреть на те конусы, в которые хочешь вписаться, а не на те, мимо которых сейчас проезжаешь.

На практике это выглядело так. Я входил в поворот на максимально возможной скорости, при этом руль и педаль газа должны быть неподвижны. Странно, при движении в правую сторону все получается легко. А вот при повороте налево постоянно приходится то сбавлять, то прибавлять газ.

– Здесь сказывается левое расположения руля. Проще, конечно, когда руль находится посередине, как на “Формуле 1”, – тогда обе стороны просматриваются одинаково, – поясняет Дмитрий Соколов. – Кроме того, играет роль и индивидуальное восприятие. Все мы видим по-разному. Ты понял, что твоя “слабая сторона” – левая. Поэтому должен учитывать это при прохождении виражей.

Думать надо всегда

– ГЛАВНЫЙ инструмент любого гонщика – его голова, – говорит Дмитрий Соколов. – Всевозможные спортивные школы могут научить вас быстро крутить руль, тормозить, ездить в заносе, справляться с критическими ситуациями на уровне рефлексов. Но думать вы должны научиться сами. В школе вас только смогут заставить задуматься.

Очередное упражнение – связка виражей, копирующих повороты известных гоночных трасс.

– Тот участок твой коллега прошел идеально, а здесь скорость могла быть выше, – комментирует Дмитрий, указывая на резкий, почти под 180 градусов, вираж. – Как можно увеличить скорость?

– Зайти немного шире, конфигурация позволяет, – говорю я.

– Правильно. А еще ошибка в том, что прямо перед поворотом машина идет накатом. В автоспорте такое неприемлемо, это лишние доли секунд. Автомобиль либо тормозит, либо разгоняется – середины быть не может.

Снова виражи… плюс “змейка”, да не простая, а с измененным интервалом. Конусы установлены на разном расстоянии друг от друга.

– Их необходимо проезжать уже на прямых колесах. То есть поворот совершается заранее. Сначала идем на полном газу, а потом – думайте! Промежутки между конусами становятся короче, после “змейки” резкий вираж, выходим – и снова на “змейку”. Здесь надо точно рассчитать точки торможения и угол входа. Так, чтобы попасть в крутой вираж, пройти его на максимальной скорости и выйти туда, куда необходимо, – говорит Дмитрий Соколов.

Пробуем. Сначала вообще сложно понять, куда надо ехать. Когда пристреливаешься, начинает получаться. Скорость растет. Быстрее, еще быстрее и... конус взмывает над автомобилем.

– Считай – переворот, если бы это было в гонке, – комментирует инструктор. – Следует реально оценивать свои силы и увеличивать скорость постепенно, а не сразу на 10-15 км/ч, едва начало получаться.

Пробую снова. Более спокойно и взвешенно. Постепенно приходит понимание, что если начать торможение на секунду раньше, то лучше входишь в сложный вираж, быстрее его проходишь и на выходе получаешь максимально возможную скорость.

Апогеем четырехчасового занятия (вообще-то курс рассчитан на тридцать шесть ездовых часов, но нас вели по ускоренной программе) стало упражнение из третьего, самого сложного этапа спортивного курса школы вождения BMW. Казалось бы, ничего сложного – ряд виражей различной сложности. Вот только входить в эти повороты надо под 160 км/ч.

– На такой скорости любая ошибка может привести к серьезным последствиям. Так что придется включить систему стабилизации. Ученики, прошедшие два полноценных этапа, ездят с отключенной системой. Но вам пока рано, – словно извиняется инструктор.

Хотя извиняться не за что. Когда подлетаешь к “кривому” повороту, кажется, что в лучшем случае соберешь все конусы, а в худшем – тебя выкинет на территорию заброшенного авиационного музея на Ходынском поле. Первую часть виража проходишь нормально, но в конце – исключительно благодаря помощи системы стабилизации.

– Ничего не поделаешь, у вас было слишком мало времени на тренировку. Есть повод еще раз пройти наш курс. Ведь это не самое быстрое упражнение, – подытоживает инструктор.

Не самое быстрое? Куда же еще?

– Есть упражнения более скоростные. А для самых азартных мы предлагаем курсы на Северной петле “Нюрбургринга”, – говорит Дмитрий Соколов.

Ну, тогда до встречи на “Нюнбургринге”...

Алексей АКСЕНОВ,
фото школы BMW

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: