Рубрики

Путь в “Формулу 1” станет другим?

В молодежных гоночных чемпионатах сложилась ситуация, при которой пилотам стало невыгодно выступать в серии GP2, считавшейся до этого главной кузницей кадров для “Формулы 1”.

Новое шасси “Формулы Renault 3.5” и автомобиль “Ф 1” –
даже десять отличий найти сложно.


ЧЕМПИОНАТ GP2 был образован в 2005 году и занял в иерархии молодежных серий место международной “Формулы 3000”, которая на протяжении пары десятков лет считалась последней ступенью перед “Ф 1”. Однако постепенно она сдавала свои позиции, и в начале “нулевых” даже чемпионы “Ф 3000” зачастую оставались без места в “Больших призах”.

С появлением GP2 ситуация изменилась. Устроители чемпионата постарались сделать серию максимально похожей на “Ф 1”. Автомобили для нее строит конструкторское бюро “Dallara”, шасси обновляются каждые три года. Инженеры “Dallara” заимствуют решения из мира “Формулы 1”, и в первую очередь это касается аэродинамики – своими очертаниями машины GP2 очень похожи на “Ф 1”. Отставание в скорости не так существенно: пилоты молодежного чемпионата проигрывают гонщикам “Ф 1” примерно по десять секунд с круга.

Одно из основных достоинств чемпионата – календарь. Гонки GP2 проходят в рамках “Гран-при “Формулы 1”. Таким образом, все юные таланты постоянно находятся на виду у менеджеров ведущих коллективов, да и у болельщиков: трансляции GP2 многие мировые телеканалы покупают одним пакетом с “Формулой 1”. В конце концов, не зря одним из основателей чемпионата был Берни Экклстоун.

Титул в молодежном первенстве – практически гарантия контракта с одной из команд чемпионата мира. За семь лет с конвейра GP2 в “Формулу 1” поступили 19 пилотов. Из всех победителей в “Ф 1” не пробился лишь Джорджио Пантано, и то лишь потому, что итальянец к моменту триумфа в GP2 уже вряд ли подходил под определение “молодого и перспективного” – ему было под 30. Остальные шесть чемпионов выходят на старт гонок “Ф 1” в этом году: Нико Росберг, Льюис Хэмилтон, Тимо Глок, Нико Хюлькенберг, Пастор Мальдонадо и Роман Грожан. Но то, что вслед за ними в чемпионат мира проследует и тот, кто выиграет GP2 в 2012 году, далеко не факт...


Куда еще дороже?!


СТРЕМЛЕНИЕ во всем походить на “Формулу 1” распространилось в GP2 и на цены. Со скромным бюджетом здесь делать нечего. Стоимость участия постоянно поднимается и в последние годы уже приближается к двум миллионам евро за сезон. Запросы команд растут стремительно. В том числе и по причине расширения календаря.

Пилоты GP2 всегда на виду у руководителей команд “Ф 1”: Ромэн Грожан, едва выиграв
титул в прошлом году, получил поздравления от руководителя команды “Lotus Renault GP”
Эрика Булье. Теперь Грожан выступает за его конюшню.

В первые годы этапы GP2 проходили только в рамках европейских “Гран-при”. Континентальный календарь позволял избегать больших затрат на транспортировку и перелеты команд. Но затем организаторы решились на покорение Азии. “Формула 1” в последние годы взяла курс на Восток – в чемпионате мира за последние десять лет появились гонки в Китае, Южной Корее, Бахрейне, Абу-Даби, Сингапуре... Естественно, GP2 должна была отправиться следом. Сперва для этого был учрежден специальный чемпионат “GP2 Asia”, этапы которого проводились с осени по весну только в Азии. Идея была подана под соусом поиска талантливых гонщиков в регионе: предполагалось, что среди участников окажутся и азиатские коллективы, но расчет не оправдался.

В восточное первенство заявлялись преимущественно европейцы с целью получить тем самым больше “наката” и лучше подготовиться к старту основного первенства. Естественно, такие гонщики затем получали преимущество, и вскоре “GP2 Asia” превратилась в своего рода обязательный тренировочный лагерь. Гонщикам потребовался дополнительный бюджет и на азиатское первенство.

В итоге от “GP2 Asia” решено было отказаться, но идея покорения Востока осталась жива – азиатские этапы включили в календарь основного первенства. Сезон-2012 стартовал в Малайзии уже в конце марта, а его финал пройдет в рамках “Гран-при Сингапура” в конце сентября. Таким образом, на год запланировано 12 этапов, четыре из которых за пределами Европы. И это существенно повлияло на стоимость участия. Немногим подобное развитие событий пришлось по душе, и некоторые лидеры уже покинули чемпионат.


Главный конкурент


В ЧИСЛЕ тех, кто отказался от GP2 – Жюль Бьянки и Сэм Берд. Эти двое по итогам прошлого сезона вошли в шестерку лучших и считались главными претендентами на титул в сезоне-2012. Основные их соперники Роман Грожан и Шарль Пик уже перебрались в “Ф 1”. Казалось, путь к титулам открыт, но оба предпочли выступать в нынешнем сезоне в “Формуле Рено 3.5”.

Этот чемпионат и раньше считался одним из самых престижных. Из него в “Ф 1” попали, в частности, Роберт Кубица, Себастьян Феттель, но по сравнению с GP2 “Формула Рено 3.5” отрядила в чемпионат мира совсем мало пилотов. В ближайшем будущем ситация может измениться кардинально.

“Формула Renault 3.5” – важный элемент в программе поддержки молодых пилотов
компании “Red Bull”. Даниэль Риккиардо и Жан- Эрик Вернь еще в прошлом году
гонялись вместе в молодежном первенстве, а теперь выступают в “Ф 1” за “Toro Rosso” .

Автомобили для “Формулы Рено 3.5” также строит “Dallara”, и в сезоне-2012 она представила новое шасси. Машины стали значительно быстрее и технологичнее. И что самое главное, техника в “Формуле Рено 3.5” теперь даже больше походит на “Ф 1”, чем болид GP2. “Dallara” разработала для новой машины систему DRS, отвечающую за изменение угла атаки заднего антикрыла. Подобная конструкция в “Ф 1” создана для увеличения числа обгонов и применяется уже второй сезон подряд. В GP2 ее нет...

Еще один плюс “Формулы Рено 3.5” – это календарь. Проведение гонок GP2 совместно с “Ф 1” стало чуть ли не недостатком. Причина – в запрете на тесты в “Формуле 1”. Во время предсезонных испытаний команды предпочитают работать с основными пилотами, и времени для тренировок молодежи в “Ф 1” практически не осталось. Для этого предусмотрена специальная трехдневная сессия в конце сезона, однако ее явно недостаточно. Едва ли не единственная возможность предоставить молодым пилотам возможность поработать за рулем – это пятничные тренировки в ходе “Гран-при”. В последние годы подобной тактики придерживаются многие команды: основные пилоты уступают место молодым в ходе одной из сессий свободных заездов. Именно так к дебюту в “Ф 1” готовился Пол ди Реста – шотландец на протяжении сезона-2010 отъездил несколько тренировочных сессий в составе “Force India” и был отлично готов к полноценному дебюту в 2011 году. Но ди Реста при этом не выступал в GP2. Совмещать гонки в молодежном чемпионате и участие в тренировках “Ф 1” невозможно – график проведения уик-энда столь плотный, что пилотам просто приходилось бы “перепрыгивать” из одной машины в другую...

Именно по этой причине GP2 покинул Бьянки. Команда “Force India” готова предоставить французу место за рулем в нескольких пятничных сессиях в нынешнем сезоне, и то, что он отказался от GP2 в пользу “Формулы Рено 3.5” – логичный шаг. К тому же участие в этом чемпионате едва ли не вдвое дешевле, чем в GP2.

Первый сезон “Формулы Рено 3.5” с новыми шасси стартует в начале мая. Серия постепенно отвоевывает звание главной кузницы кадров для “Ф 1”. И, что отрадно, в ней будут выступать сразу четыре российских пилота: Михаил Алешин, Антон Небылицкий, Николай Марценко и Даниил Мове. Кто знает, может быть, кому-нибудь из них удастся из этой самой кузницы отправиться прямиком в чемпионат мира...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Renault читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: