Рубрики

Путешествие в “машине времени” по улицам Токио

15:06 17-12-2015

Осталось меньше пяти лет до того момента, когда автомобили с автопилотами можно будет официально эксплуатировать в Японии. А пока продолжаются модернизации автономных систем управления и эксперименты в реальных дорожных условиях. В двух из них нам удалось принять участие.

Знакомство с новыми системами автономного вождения «Toyota» на дорогах Токио

Осталось меньше пяти лет до того момента, когда автомобили с автопилотами можно будет официально эксплуатировать в Японии. А пока продолжаются модернизации автономных систем управления и эксперименты в реальных дорожных условиях. В двух из них нам удалось принять участие.

ЧЕСТНО говоря, я ждал, что на этот раз меня, наконец, посадят за руль нового “Lexus GS”, оснащенного самой свежей версией системы автономного вождения для хайвеев «Automated Highway Driving Technologies». Чтобы можно было полностью перевоплотиться в беззаботного водителя из 2020 года. Но как и два года назад, когда мы знакомились с первым вариантом системы, японцы вежливо, но настойчиво указали на пассажирское кресло. На месте водителя – сотрудник компании. Похоже, инженеры еще не полностью уверены в надежности электроники и на всякий случай решили перестраховываться.

Выезжаем из бизнес-центра и приближаемся к развязке, которая выведет на скоростную дорогу, расположенную на уровне пятого-седьмого этажей. В этот момент активируется автопилот. А по сути начинает работать машина времени, которая переносит меня на пять лет вперед… Наш водитель отпускает руль и автомобиль уже самостоятельно поворачивает на эстакаду, выбирает направление и осторожно вливается в автомобильный поток. Автопилот строго придерживается ограничения скорости, в то время как обычные участники движения лимит незначительно превышают. Ну не готов он пока ехать в режиме основного потока! Не понимает своими электронными мозгами, что происходит. А при попытках других машин нас подрезать, ощутимо “пугается”, притормаживает сильнее, чем это сделал бы любой из нас.

<~1~>

- Система «Automated Highway Driving Technologies» оценивает дорожную обстановку вокруг себя по множеству параметров, - объясняет сидящий рядом генеральный менеджер «Toyota Future Project» Кен Коибучи. - Кроме видеокамеры и обычных радаров, она использует и лазерные сканеры, ледары – каждый из них постоянно анализирует пространство по особому алгоритму. Представьте четыре горизонтальных линии, расположенных на разных уровнях. В каждой – по тысяче контрольных точек. Это и есть «глаза» ледара. Угол охвата – около 65 градусов.

Получается, электроника много раз сама себя перестраховывает и дублирует полученную информацию. Да, это гарантия безопасного движения. Но и огромный объем информации, который система переваривает не столь быстро, как человеческий мозг. Пока, разумеется. Ведь электронный интеллект прогрессируют с сумасшедшей скоростью.

Сейчас же со стороны наверняка кажется: автопилот себя чувствует чужаком среди людей. В потоке автомобилей его легко вычислить - он похож на начинающего, совсем не уверенного в своих силах водителя. И если не кривить душой, всем остальным участникам движения такой перфекционист немного мешает. Так что подобному «водителю» не помешают дополнительные уроки инструктора. В его роли и выступят инженеры, которые постепенно отточат мастерство электронного драйвера.

Но после 2020 года, когда на японских трассах появятся сначала сотни, а потом тысячи подобных автомобилей, движение кардинально изменится. Вот тогда неаккуратные и агрессивные водители покажутся дикарями на фоне автопилотов с образцово-показательными повадками. Ведь машины начнут общаться между собой. В отличие от обычного активного круиз-контроля, система связи между автомобилями не только самостоятельно измеряет расстояние до машины, которая движется впереди, но и мгновенно получает от нее информацию при ускорениях и замедлениях. В итоге скорость реакции умного круиз-контроля значительно выше по сравнению с традиционным. Получается, что второй, третий, и даже десятый автомобиль фактически синхронно повторяют действия водителя первой машины. Такой стиль движения вполне можно сравнить со строевым шагом. Как показали испытания, благодаря плавным ускорениям средний расход топлива снизится минимум на четверть. Упадет, причем существенно, и уровень аварийности.

А мы тем временем, пролетев за десять минут опытный участок, возвращаемся в настоящее и буквально спускаем с небес на землю, на нижний ярус дорожной сети японской столицы. Водитель вновь берет управление “на себя”.


Перекрестки с мозгами


МНЕ ЖЕ пора пересаживаться в роскошный седан “Toyota Crown”, первым в мире среди серийных автомобилей получивший в качестве опции электронный комплекс «ITS Connect» для движения уже не по хайвею, а в городской суете. Он позволяет автомобилям, оснащенным такими же системами, не только получать информацию друг от друга, но и от дорожной инфраструктуры. Например, от так называемых “умных” перекрестков. Таких в Токио пока совсем немного – лишь пять, сконцентрированных в районе Дайба. Всего же в Японии их 25. Но уже к марту будущего года число смарт-светофоров удвоится. А к 2020 году уже все перекрестки в крупных городах страны должны поумнеть.

Нам предстоит совершить обычный вроде бы маневр. Правый, так называемый закрытый поворот на оживленном перекрестке. Казалось бы, ничего сложного. Но именно в таких ситуациях, как говорит статистика, и происходят довольно тяжелые аварии. Дело в том, что из-за грузовиков, автобусов и зданий, мешающих обзору, водитель слишком поздно видит и автомобили на встречной полосе, и пешеходов на зебре в зоне завершения маневра. Вот и сейчас мы много не замечаем. До момента, когда водитель включает правый поворотник. Получив информацию от компьютера, который контролирует все объекты в районе перекрестка, автомобиль звуковыми сигналами и индикацией на приборной панели предупреждает: в «мертвой» зоне – пешеход. Дожидаемся, пока предупреждение прекращается и поворачиваем. Действительно, сейчас уже видим: только что какой-то клерк перешел дорогу и направляется дальше по своим делам.

- Живой!!! Мы только что спасли пешехода, - с радостным возгласом резюмирует мой попутчик-инженер.

Конечно же, это просто эмоции. Пешеходу ничто не угрожало. Но представим, что точно такой же маневр выполнялся бы вечером, да еще в дождь. При минимальной видимости. Вот тогда вероятность наезда выросла бы многократно. И тут «третий глаз», получающий подсказки от умных светофоров, пришелся бы кстати.

- Сколько стоит дополнительная страховка от больших неприятностей?

- Всего около трехсот долларов.

Действительно, всего! Совсем недорого на фоне общей стоимости того же «Toyota Crown». Впрочем, скоро «ITS Connect» будет доступен и для других моделей корпорации. Отличная новость для японских мегаполисов, в которых клерки часто похожи на зомби – из-за напряжения на работе и коротких отпусков напоминают выжатые до последней капли лимоны. Не стоит удивляться, что по вечерам они не всегда внимательны за рулем. Но скоро и утомленный водитель не уступит тому, что чувствует себя на все сто. Осталось дождаться, пока перекрестки, наконец, поумнеют.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: