Рубрики

Пути McLaren и Honda расходятся

16:13 19-09-2017

В “Формуле 1” – очередной переполох. Команда McLaren разрывает контракт с компанией Honda, которая поставляла ей моторы на протяжении двух с половиной лет. Попутно это затронет еще несколько команд, а также напрямую скажется на рынке пилотов.

Не смогли...

В Формуле 1 – очередной переполох. Команда McLaren разрывает контракт с компанией Honda, которая поставляла ей моторы на протяжении двух с половиной лет. Попутно это затронет еще несколько команд, а также напрямую скажется на рынке пилотов.


В историю Ф 1 это войдет как один из самых провальных проектов. В самом начале перспективы рисовались радужные. Honda вернулась в чемпионат мира в 2015 году, заключив контракт с McLaren и воссоздав тем самым легендарный альянс. В конце 80-х McLaren-Honda с Айртоном Сенной и Аленом Простом выиграла 15 из 16 гонок чемпионата, и по проценту побед за сезон этот рекорд до сих пор не перекрыт – с задачей не справилась ни Ferrari в годы доминирования в Ф 1 Михаэля Шумахера, ни собравшая все титулы за последние три сезона Mercedes.


  В 1988 году McLaren и Honda установили рекорд, который вряд ли когда-либо будет побит:
  Айртон Сенна (на фото) и Ален Прост выиграли все гонки, за исключением одной.

 

Honda не только выделила на собственную программу в чемпионате мира огромный бюджет, но и сумела переманить одного из лучших пилотов современной Ф 1 – Фернандо Алонсо. Казалось, все слагаемые для успеха собраны. McLaren не выиграла ни одной гонки с 2012 года, но о кризисе команды еще не говорили. Это был, скорее, спад, для преодоления которого коллектив из Уокинга получил все необходимое – контракт с одним из ведущих в мире производителей и классного пилота.

Тем не менее за три года ничего путного у McLaren и Honda так и не получилось. Команда провалилась в подвал таблицы Кубка конструкторов, а Алонсо ни разу не финишировал выше пятого места в гонке.


Анатомия провала

У такого провала были свои причины. Honda вернулась в чемпионат после смены регламента. Формула 1 перешла на гибридные моторы – как раз под нажимом производителей, и японцы первыми откликнулись на призыв FIA. Впрочем, они же в итоге оказались и последними, продемонстрировав, сколь непродуманным был этот ход со стороны организаторов Формулы 1. Технический регламент оказался столь сложен, что Honda, даже с практически неограниченным бюджетом, не смогла дотянуться до уровня Mercedes, Ferrari и Renault, которые начали работать над своими моторами на год раньше. Пример японцев отчетливо показал: даже серьезные вложения не гарантируют успех. Honda за два с лишним года не смогла стать конкурентоспособной – ни с точки зрения производительности двигателя, ни с точки зрения надежности. Моторы из Токио не прекращают ломаться до сих пор.


  Toro Rosso в следующем году станет единственным клиентом Honda,
  а McLaren достанутся моторы Renault.

 

Впрочем, винить лишь Honda и регламент в провале нельзя. McLaren тоже несет прямую ответственность за результаты. Именно инженеры из Уокинга диктовали условия своим партнерам в самом начале сотрудничества. Мотор фактически строился под конкретное шасси, но конструкторы команды фактически не оставили Honda пространства для маневра. Причем в буквальном смысле: концепция состояла в том, чтобы получить на выходе шасси с очень эффективной аэродинамикой, и инженерам из Токио пришлось строить мотор, который вписывался бы в архитектуру машины, выбранную в Уокинге. Такой подход фактически и стоил проекту двух лет. Honda не справилась с задачей, поставленной перед ней инженерами британского коллектива. Но регламент был составлен таким образом, что у компании просто не осталось шансов что-то быстро исправить. FIA, руководствуясь изначально исключительно благими целями, ввела ограничения на доработку силовых установок. Сделали это для того, чтобы не позволить производителям устроить гонку вооружений. Что в случае с Honda привело к тому, что компании пришлось дорабатывать мотор, концепция которого была изначально выбрана неверно. Отказаться от нее полностью возможности не оказалось.


  По слухам, Фернандо Алонсо поставил перед руководством McLaren ультиматум:
  если они не откажутся от Honda – он уйдет.

 

К началу 2017 года, опять же под нажимом производителей, и в первую очередь Honda, ограничения сняли, но и это не помогло. Японцы вновь не справились. Концепция силовой установки была полностью изменена, но вместе с этим Honda вновь столкнулась с проблемами в плане надежности. Зимой новая машина McLaren проехала самую меньшую дистанцию из всех, и начало сезона почти ничем не отличалось от старта кампании: ноль очков и постоянные поломки. Команда набрала первые зачетные баллы только летом, но к этому моменту уже было понятно – терпение руководства McLaren подошло к концу.


Поиски альтернативы

Три года в Формуле 1 – очень большой срок. McLaren не просто лишилась статуса топ-команды, но и огромной части призовых. Провальные результаты сказались на размере финансовых выплат от организаторов чемпионата. Но плюс сотрудничества с Honda заключался в том, что вопрос денег никогда не был для команды главным – контракт с японцами позволял McLaren не особенно беспокоиться по поводу отсутствия спонсоров и результатов. Но долго так продолжаться все равно не могло – руководство команды не скрывает, что слабые показатели в Ф 1 потенциально угрожают бизнесу: McLaren уже давно является не только “конюшней” “Больших призов”. Это и производитель спорткаров, и технологический центр, услугами которого пользуются многие компании в Европе. Но при этом Формула 1 все равно является для компании главной витриной, и в последние годы выглядела она не слишком презентабельно.


  Технические проблемы преследуют McLaren и Honda на протяжении трех лет:
  уик-энды без них можно пересчитать по пальцам.

 

В начале лета риторика руководства McLaren резко изменилась. Если до того публично критиковать партнеров боссы команды себе не позволяли, то теперь начали открыто говорить о поиске других вариантов. Их, впрочем, было не так много. Помимо Honda в чемпионате всего три производителя, у каждого из которых есть собственные команды: Mercedes и Ferrari практически сразу дали понять, что работать с McLaren не собираются. Именно у них на данный момент лучшие моторы в Ф 1, но помогать конкурентам не в их интересах. У организаторов же серии рычагов заставить их поставлять моторы в Уокинг не осталось: у Mercedes и Ferrari уже имелось по два клиента.

В Honda тоже еще весной предприняли попытку обезопасить себя на тот случай, если с McLaren все-таки придется расстаться. В мае было объявлено о том, что японские моторы также начнет использовать аутсайдер первенства Sauber, но сделка сорвалась летом. В команде сменилось руководство, и новый босс Фредерик Вассер просто заблокировал подписание контракта, признав, что переход на Honda слишком опасен.


> За три года ничего путного
у McLaren и Honda
так и не получилось.


К концу лета стало понятно, что японцы и вовсе рискуют остаться без Ф 1, вопреки собственному желанию. Правда, и у McLaren выход был всего один – потенциально поставлять моторы команде из Уокинга не отказывалась только Renault. Но французская компания при этом тоже не хотела расширять клиентскую базу. В этом году она уже обслуживает три команды: помимо собственной заводской ее двигатели используют Red Bull и ее дочерний коллектив Toro Rosso. McLaren, таким образом, оказалась практически в патовой ситуации.


Решение

Тем не менее в последний момент образовался вариант, который устраивал практически всех. Дополнительным фактором, довлеющим над McLaren, стал Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион мира фактически выдвинул руководству ультиматум, что, если альтернатива Honda найдена не будет, он покинет коллектив. Но других вариантов продолжения карьеры у испанского пилота практически не осталось, и он несколько раз дал понять, что готов покинуть чемпионат совсем, чем продолжать выступать на уровне последних трех сезонов. Терять Алонсо не хотели не только в McLaren, но и в руководстве чемпионатом. По слухам, именно боссы Ф 1 разработали план, который позволил бы сохранить в серии и Фернандо, и Honda и при котором у McLaren появились бы наконец конкурентоспособные моторы.


  Карлос Сайнс-младший в следующем году отправится в Renault, где будет напарником
  Нико Хюлькенберга.

 

Ключевым элементом многоходовой сделки стал контракт между Honda и Toro Rosso. Со следующего сезона японские моторы будут стоять на машинах дочерней команды Red Bull. Такой вариант устраивает практически все стороны сделки: McLaren получила возможность расстаться с японцами и убедить остаться Алонсо, сама Honda сохранила программу в Ф 1, а Renault приобрела в результате сделки и еще кое-что – точнее, даже кое-кого. Еще одним важнейшим элементом многоходовой комбинации стал Карлос Сайнс, молодой пилот Red Bull Racing, которого многие считают одной из восходящих звезд Ф 1. Renault согласилась на разрыв контракта с Toro Rosso только с тем условием, что юниор Red Bull будет освобожден от контракта. Все права на Сайнса принадлежали энергетическому гиганту, австрийская компания вложила в его развитие немало средств, а теперь использовала в качестве разменной монеты в сделке с Renault.


> Mercedes и Ferrari сразу дали понять, что работать с McLaren
не собираются.


Отдельная тема – это интерес Red Bull. Молодежный коллектив Toro Rosso в следующем году получит худший двигатель в Ф 1. Но плюсов здесь намного больше, чем кажется на первый взгляд, – как для австрийской компании, так и для самой Honda.

В чем же выгода? Прежде всего, австрийская компания уже давно хочет избавиться от Toro Rosso. Затраты на содержание молодежной команды едва ли не больше, чем на основной коллектив, и STR уже давно выставлена на продажу. Теперь же часть финансирования возьмет на себя Honda, которая в теории на базе Toro Rosso может даже создать заводскую команду.


  Даниил Квят практически наверняка останется в Toro Rosso, но у россиянина будет,
  пожалуй, худший мотор в Ф 1.

 

Но есть и другой вариант. В лице Red Bull Honda приобрела потенциально очень сильного партнера – не менее мощного, чем McLaren. Если японцы справятся со своими многочисленными проблемами и через год-два все-таки доведут до ума свою силовую установку, вслед за Toro Rosso на моторы из Токио может перейти и основной коллектив Red Bull, который уже несколько лет ищет себе партнера из числа производителей. Сильная Honda здесь явно придется ко двору.

Напомнить об успехах конца 80-х с McLaren уже не получилось. Honda провалила кампанию с треском. Но у японцев все же остался шанс добиться чего-то стоящего в Ф 1 в ближайшем будущем – теперь уже с новыми партнерами. Впрочем, для начала надо уладить одну формальность – создать наконец достойный мотор.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: