Рубрики

Пять главных переходов межсезонья

14:37 28-03-2017

Грядущий спортивный сезон таит в себе немало интриг: наряду с новшествами технического регламента в “Формуле 1” и WRC есть и другие изменения. Текущая зима выдалась одной из самых громких в плане трансферов – многие звездные пилоты перебрались в другие команды, а некоторые и вовсе сменили профиль. За кем в этом году будет следить интереснее всего?

Перебежчики

Грядущий спортивный сезон таит в себе немало интриг: наряду с новшествами технического регламента в “Формуле 1” и WRC есть и другие изменения. Текущая зима выдалась одной из самых громких в плане трансферов – многие звездные пилоты перебрались в другие команды, а некоторые и вовсе сменили профиль. За кем в этом году будет следить интереснее всего?


 Валттери Боттас



Из “Williams” – в “Mercedes” (“Формула 1”)

С Валттери Боттасом случилось то, о чем он наверняка даже не смел мечтать еще в ноябре прошлого года. В “Mercedes”, лучшей команде последних лет, выигравшей три чемпионата подряд, образовалась вакансия, и заполнить ее было предложено именно ему. При том, что от такого предложения не отказался бы ни один другой гонщик “Ф1”. Как рассказал глава “Mercedes Motorsport” Тото Вольфф, едва о своем решении покинуть коллектив объявил Нико Росберг, его телефон раскалился от звонков – пилоты кинулись наперебой предлагать свои услуги. Причем не только те, что выступают в чемпионате на постоянной основе сейчас, но и уже покинувшие было серию.

Многие называли оптимальным выбором для “Mercedes” Фернандо Алонсо, но тот связан жестким контрактом с “Honda”. Не собирались отпускать к конкурентам Себастьяна Феттеля и в “Ferrari”. Но на самом деле Вольфф, как стало известно теперь, с Боттасом как с основным кандидатом определился сразу.


Одна из причин лежит на поверхности: Тото был одним из менеджеров Валттери, когда тот еще выступал в младших сериях, и занимался продвижением его карьеры вместе с Микой Хаккиненом и еще одним функционером из мира гонок Дидье Котоном. Подобные ситуации – не новость для “Формулы 1”. Руководители команд часто являются менеджерами гонщиков. К примеру, Флавио Бриаторе выстраивал карьеры Фернандо Алонсо, Хейкки Ковалайнена и Марка Уэббера. Все они на определенных этапах карьеры работали в команде “Renault”, которую Бриаторе возглавлял.

Теперь контракт между Боттасом и Вольффом расторгнут – это стало одним из условий собственного соглашения Тото с “Mercedes”. В противном случае наверняка не слишком комфортно чувствовал бы себя Льюис Хэмилтон. Но так или иначе о связи Вольффа и Боттаса наверняка будут вспоминать, если Валттери вдруг станет “объезжать” знаменитого напарника…

Пока большинство экспертов сходятся во мнении, что новобранцу “Mercedes” придется очень сложно. Он окажется в незнакомой для себя обстановке – ведь до этого Валттери выступал за одну-единственную команду в “Ф1”. Кроме того, противостоять ему будет один из сильнейших гонщиков современности. Льюис по ходу своей карьеры ни разу не проигрывал своим напарникам вчистую, хотя среди них были и Алонсо, и Дженсон Баттон, и тот же Нико Росберг – пилоты, становившиеся чемпионами “Ф 1”. Да, титул в прошлом году достался не Льюису, но в то же время Росбергу очень помогли технические проблемы с машиной Хэмилтона.

У Валттери мало времени. Контракт заключен всего на один год, а руководство команды уже дало понять, что не прочь провести переговоры с другими гонщиками, которые станут свободными агентами в 2018 году. В этом списке и Феттель, и Алонсо, и Райкконен, и еще несколько восходящих звезд. У Боттаса будет примерно восемь-десять гонок, чтобы доказать “Mercedes”, что и его можно рассматривать в качестве варианта на долгосрочную перспективу. Давление на Валттери будет оказываться огромное, и один из главных вопросов – справится ли он с такой “ношей” за короткий период в начале чемпионата. Если нет, то Боттас рискует оказаться “списанным”, как это произошло в недавнем прошлом с Хейкки Ковалайненом, Серхио Пересом или Кевином Магнуссеном – у них был шанс проявить себя в составах топ-команд, но воспользоваться им в полной мере парни не смогли. Все они продолжают выступать в “Ф 1”, но ведущие коллективы уже почти не обращают на них внимания. В чемпионате мира сложно получить второй такой шанс.


 Хосе-Мария Лопес



Из “Citroёn” (WTCC) – в “Toyota” (WEC)

После окончания гоночной карьеры Хосе-Мария Лопес просто обязан написать автобиографическую книгу. В 2010 году от перехода в “Формулу 1” его отделял один шаг. Контракт с командой “US F1” был уже подписан, поддержку гонщику оказало правительство Аргентины, но в итоге проект закрыли еще до начала сезона. Лопес остался не у дел, и казалось, что международная карьера перспективного пилота разрушена. Хосе-Мария вернулся в Аргентину, где на протяжении нескольких лет принимал участие в местных туринговых первенствах.

Всё изменилось в 2013 году, когда Хосе-Мария появился на этапе WTCC в Термас де Рио Онда. К удивлению многих, он выиграл одну из гонок домашнего этапа первенства планеты за рулем частной BMW. И тем самым воскресил свою карьеру. Выступать в WTCC по полной программе ему предложила “Citroёn”, которая начала в туринговом чемпионате собственную программу.


В напарники Хосе достались многократный чемпион WTCC Иван Мюллер и обладатель девяти титулов WRC Себастьен Лоеб. Никто не рассматривал Лопеса всерьез в качестве претендента на победу в первенстве, но за последующие три года он выиграл 29 гонок и трижды становился чемпионом – каждый раз досрочно.

Теперь “Citroёn” закрыла программу в WTCC, но остаться не у дел у Лопеса уже не было шансов. За аргентинцем выстроилась очередь из потенциальных работодателей, и теперь Хосе-Мария готовится к очередному вызову в своей карьере. В 2017 году он собирается выступать сразу в двух чемпионатах – “Формуле Е” и WEC. Провести полный сезон в самом престижном первенстве марафонских гонок ему предложила “Toyota”, и теперь у Лопеса есть шанс добавить к списку своих достижений победу в “24 часах Ле-Мана”. Несмотря на то что Хосе-Мария никогда не выступал в марафонах и не пилотировал прототипы, скептиков уже не осталось – в WTCC он доказал, что может справляться с задачами любого уровня сложности.


 Хорхе Лоренсо



Из “Yamaha” – в “Ducati” (“MotoGP”)

Переход Хорхе Лоренсо в “Ducati” – самый громкий трансфер последних лет в главном мотоциклетном чемпионате планеты. Обладатель трех титулов в премьер-классе покинул коллектив, в составе которого одержал все свои победы в “MotoGP”. Не в последнюю очередь это случилось из-за его теперь уже бывшего напарника Валентино Росси. В команде “Yamaha” разгорелась настоящая гражданская война – причем уже вторая. Росси и Лоренсо не смогли ужиться в одном гараже в 2010 году, и тогда уйти пришлось Валентино. По иронии судьбы – в ту же “Ducati”. Через два года Росси вернулся, они “помирились” с Лоренсо, но, как оказалось, – лишь на словах.

Руководству команды так и не удалось избежать нового конфликта. В конце 2015 года они вновь начали открыто критиковать друг друга в прессе, не особенно стесняясь в выражениях. Когда стало известно об интересе к Хорхе со стороны “Ducati”, Росси сделал всё, чтобы вывести Лоренсо из равновесия. Валентино откровенно брал напарника “на слабо”, говоря, что тот струсит перейти в другую команду. Одновременно с этим Росси “рекламировал” гонщика “Suzuki” Маверика Виньялеса, называя его оптимальным выбором для “Yamaha”, даже в то время, когда с собственным будущим еще не определился Лоренсо.


В итоге Росси добился-таки своего. Лоренсо принял предложение “Ducati”, согласившись на огромный риск, но при этом избавив себя от необходимости делить боксы с Валентино.

Что ждет Хорхе в “Ducati” – большой вопрос. Команда только начала выбираться из затяжного кризиса, старт которого застал как раз сам Росси. Ему не удалось одержать ни одной победы за два года в составе итальянского коллектива, а последняя победа производителя в чемпионате пришлась на сезон-2007. За пять лет с 2011 по 2015 год не было выиграно ни одной гонки, и лишь в минувшем первенстве сухая серия прервалась: “Ducati” удалось построить мотоцикл, на котором ее пилоты смогли вновь бороться за победы. Но коллективу был необходим лидер. Ни Андреа Янноне, ни его тезка Довициозо на эту роль не подходили, и для “Ducati” контракт с Лоренсо – необходимое условие для возвращения в число претендентов на титул.

Что будет в следующем сезоне, прогнозировать пока сложно. Сам Хорхе после первых тестов не скрывал разочарования – мотоцикл “Ducati” не слишком впечатлил чемпиона. Но затем дела вроде бы пошли на лад, и в высказываниях Лоренсо в прессе уже чувствуется больше оптимизма. Только вот о том, верный ли выбор сделал Хорхе, можно будет судить лишь после нескольких гонок.


 Себастьен Ожье



Из “Volkswagen” – в “M-Sport” (WRC)

Этого перехода не состоялось бы без решения “Volkswagen” закрыть программу в чемпионате мира по ралли. Себастьен Ожье был лидером коллектива, его ведущим пилотом и одним из главных “калибров” наряду с “Polo R WRC”. Впрочем, как стало известно в начале февраля, Ожье все-таки имел шанс продолжить выступление в гонках первенства планеты на “Volkswagen”. Уже после того, как производитель объявил о закрытии заводской программы, желание выставить немецкие машины на старт изъявили несколько частных команд. Одной из них оказалась “Onebet Jipocar” чешского гонщика Мартина Прокопа. Он предложил контракт Ожье, а содействие обещали оказать и личный спонсор пилота “Red Bull”, и “VW Motorsport” – в конце концов на постройку машины потратили несколько миллионов евро, и в спортивном подразделении марки поддержали идею Прокопа. Тем не менее контракт сорвался из-за третьей стороны. В переговоры с VW вступили власти Катара, у которых был схожий проект, и в итоге договориться в срок просто не удалось. Ожье дважды откладывал подписание контракта с командой “M-Sport” и даже был готов пропустить первую гонку чемпионата, но в итоге вынужденно согласился. В начале января истек срок, выделенный организаторами чемпионата мира на омологацию техники, и новая машина от “Volkswagen” в итоге не сертифицировали. Попытку омологировать автомобиль после этого заблокировали другие производители. В итоге Ожье пришлось согласиться на предложение коллектива Малькольма Уилсона, и он провел в составе “M-Sport” две гонки.


Первые выводы уже делать можно. Ожье выиграл первую же гонку в составе новой команды, выступая на автомобиле “Ford Fiesta”. Но при этом все еще сложно сказать, есть ли у него шансы отстоять чемпионский титул. У “M-Sport” нет заводской поддержки, и в темпах развития машины команда наверняка будет уступать располагающим большими ресурсами “Hyundai”, “Citroёn” и “Toyota”. Вполне возможно, к середине сезона их техническое превосходство будет уже слишком велико для того, чтобы Ожье в одиночку смог компенсировать отставание “M-Sport”.

Так или иначе, первые этапы первенства прошли в нетипичных условиях – на покрытом льдом асфальте в Монте-Карло и его окрестностях, а также на заснеженных дорожках в Швеции. Лишь когда дело дойдет до гравийных гонок, можно будет делать окончательные выводы о возможностях “Fiesta WRC” от “M-Sport”. И если все пойдет хорошо, Ожье получит шанс стать первым с 2006 года пилотом
частной команды, которому покорится титул в чемпионате мира.


 Эдоардо Мортара



Из “Audi” – в “Mercedes” (DTM)

Переходы из одной команды в другую в DTM – большая редкость. В основном гонщики немецкой кузовной серии связаны долгосрочными контрактами с автопроизводителями, которые, в свою очередь, предпочитают переводить пилотов из одной серии в другую, но в рамках собственных заводских программ. Тем удивительнее смотрится контракт “Mercedes” с Эдоардо Мортарой, который на протяжении шести лет представлял в DTM конкурентов из “Audi”, а в прошлогоднем первенстве стал лучшим ее представителем, упустив титул лишь на последнем этапе.


По слухам, Мортара остался недоволен своим статусом в команде. В других коллективах DTM порой делается ставка на одного пилота. К примеру, своим титулом в 2015 году Паскаль Верляйн во многом обязан руководству “Mercedes”, которое наделило его статусом лидера – все остальные гонщики производителя при возможности помогали ему, либо пропуская без борьбы, либо сдерживая соперников. Эдоардо в прошлом году такой поддержки от “Audi” не получил. Если в BMW сконцентрировались на помощи Марко Виттману, то очки у Мортары даже в последних гонках продолжали порой “отбирать” собственные напарники по команде. До титула в итоге ему не хватило всего пяти зачетных баллов.

Будет любопытно понаблюдать, чем ответит Мортара своим бывшим работодателям в составе “Mercedes”. Но чтобы заслужить полноценную поддержку от производителя, Эдоардо нужно для начала утвердиться внутри коллектива, доказав, что он сильнее нынешних лидеров, Роберта Уикенса и Пола ди Ресты.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: