Рубрики

Пятерка автомобилей, опередивших свое время

20:15 24-03-2021

Дизайнерские грезы и инженерные фантазии в автомобилестроении неустанно мчатся наперегонки со временем и иной раз очень-очень сильно его обгоняют. Пятерка автомобилей, опередивших свое время в обзоре «Клаксона».

Михаил Калинин

Aston Martin Lagonda

Британские визионеры уже в 70-х гг. прошлого века понимали, что за компьютерными технологиями будущее автомобилестроения. И  создали… фактически компьютер на колесах.

Это, пожалуй, один из тех уникальных случаев, когда характеристики силовой линии, подвески и все прочие сугубо автомобильные фишки отступали перед информационно-развлекательным контекстом. Только попытайтесь представить: на дворе середина 70-х гг., еще не сняты «Звездные войны», а любой желающий (достаточно обеспеченный желающий) может оказаться в космическом звездолете, не выезжая из своего родного графства или штата. Все что для этого необходимо – лишь приобрести Aston Martin Lagonda, интерьер которого, оснащенный цифровым дисплеем и монитором с электронно-лучевой трубкой, максимально приближен к футуристическим аллюзиям межгалактических путешествий.

Да и не только интерьер. Вызывающе угловатая и надменно ровная («пузатики» 50-60-х гг. еще во всю разъезжают по дорогам мира), Aston Martin Lagonda вызывала противоречивые чувства. Не многие понимали, что происходит, что это за автомобиль такой им предлагают. К тому же постоянно ломался  бортовой компьютер, электронная шкала приборов на светодиодах бликовала, сенсорные переключатели регулярно глючили… А что вы  хотите? Соответствующие технологии только зарождались и потому грешили определенным несовершенством.  

Тем не менее, Aston Martin Lagonda пережила четыре переиздания и была выпущена общим тиражом, перевалившим за шесть сотен. Для элитарных автомобилей марки это очень неплохой результат.

La Jamais Contente

А вы знали, что первым  автомобилем, преодолевшим отметку 100 км/ч, был, выражаясь современным языком, вовсе не автомобиль, а… электромобиль? Да, еще и «Вечно неудовлетворенный». Именно так переводится La Jamais Contente с французского.

Сложно понять, почему бельгиец Камиль Женатци выбрал для своего технологического чуда такое неоднозначное название, но оно навеки вошло в историю автомобилестроения благодаря поставленному в 1899 г. рекорду. Собственно и автомобилем/электромобилем в нашем сегодняшнем понимании этот самодвижущийся объект трудно назвать. Машина представляла собой одноместный аэродинамический снаряд на 4 колесах, оснащенный двумя электродвигателями Postel-Vinay общей мощностью 50 кВт, напрямую вращающими колеса. Аккумуляторы заполняли практически все свободное пространство внутри кузова, поэтому изящная и визуально практически невесомая конструкция имела массу в снаряженном состоянии 1000 кг.

Но это не помешало ей разогнаться до фантастических в XIX веке 105,88 км/час. И тем самым утвердить позиции электротранспорта в глазах прогрессивной автолюбознательной общественности.

Citroën DS

Удивительно гармоничный и сбалансированный автомобиль. Начисто лишенный стереотипных «классовых» предрассудков. Citroën DS одинаково хорошо подходил и президенту Французской республики и киношному суперзлодею в маске неопределённого цвета, простому парижанину и эстрадной звезде… Такого больше никогда не будет – автомобильная демократия и равноправие в Citroën DS достигли своего апогея и почти 20 лет задавали тон модной стилистики. Вот, правда, ни дать ни взять, «Богиня».

В этой модели все было в новинку. Необычный каплевидный дизайн, который так опередил свое время, что даже мы еще, кажется, не совсем до него доросли. Передовые технологии, позволившие автомобилю в экстренной ситуации продолжить движение на двух колесах. Да, да, на двух! Это документально засвидетельствованный, зафиксированный в материалах уголовного дела факт. При покушении на Шарля де Голля у машины были прострелены два колеса, однако система гидроподвески продолжала удерживать автомобиль в горизонтальном положении, что позволило водителю не потерять контроль над ним и уйти от погони. Согласитесь, подобный трюк даже при современном уровне развития технологий вряд ли удастся повторить (только сами не пытайтесь).

Ну, а о внутреннем комфорте Citroën DS вообще ходили легенды. Мягкость, удобство – одним словом божественное удовольствие! 

Stout Scarab

Про Stout Scarab часто пишут, что это первый минивен, первый автомобиль с кузовом из пластика, но на самом деле пророческий дар модели отнюдь не в этом. Stout Scarab еще в 30-х гг. прошлого века заставил задуматься над незыблемостью уже установившейся компоновочной парадигмы автомобиля: двое спереди, двое/трое сзади и смотрят в одну сторону.

Эта парадигма господствовала весь ХХ век и только сейчас в связи с переходом на автономное движение мы начали понемногу осознавать, что места-то в кабине по идее можно распределить и иначе. А инженера Уильям Стаут, создателя Stout Scarab, такая идея осенила еще 90 лет назад, и он приложил к ее осуществлению все свои силы.  

К сожалению, баснословная стоимость товарного автомобиля не позволила наладить его массовое производство, но какова задумка! Свободная компоновка (только водительское кресло имело незыблемое положение) открывала удивительные перспективы организации пространства салона. Сиденья можно было ставить как угодно по отношении к центральной оси транспортного средства – хоть под углом, хоть параллельно. По ходу движения и против. Они могли быть одиночными и спаренными, могли меняться на диван/ы или подходящие по размеры системы хранения (стеллажи, тумбы, столы, полки  и проч.).

Нечто подобное уже после Второй мировой волны принялись реализовывать в микроавтобусах, но все равно свободы мышления этим проектам не хватало. Именно потому, что схема интерьера оставалась незыблемой. А в Stout Scarab, оснащенном только одной боковой дверью, можно было творить все что угодно. Практичная утилитарность прекрасно уживалась при необходимости с роскошной респектабельностью или  грузопассажирской рентабельностью.

Rumpler Tropfenwagen

Пожалуй, первым инженером, который задумался о том, что аэродинамические характеристики важны для автомобиля не меньше, чем мощностные был австрийский конструктор Эдмунд Румплер. В 1921 г. он представил на Берлинской выставке свой «Каплемобиль» – Rumpler Tropfenwagen, имевший коэффициент аэродинамического сопротивления 0,28 (в 1978 г. Volkswagen продул один из двух сохранившихся автомобилей в своей аэродинамической трубе).

Чтобы лучше понять масштаб технологического прорыва приведем такие цифры. Подобных значений серийные модели достигли только к концу XX века, а в эпоху Rumpler Tropfenwagen они находились в районе 0,5 – 0,6.

Достигнуть настолько впечатляющих показателей позволила форма кузова, и сегодня смотрящаяся необычно. Она напоминает то ли лодку, то ли фюзеляж самолета, а центральная фара придает ей вообще какой-то космический образ. Наверно во многом именно поэтому Фриц Ланг ни минуты не сомневался относительно того, какой автомобиль должен появиться в кадрах его метафорической антиутопии «Метрополис», и снял сразу несколько «Каплемобилей» в своем фильме.

О самых необычных автомобилях мира читайте на страницах Автомобильного журнала Клаксон

Поделиться: