Флагман BMW стал гибридным
Представительская модель BMW получила гибридный двигатель. Сами баварцы называют его концепцию “мягкой” – электрический мотор здесь не крутит колеса, а играет вспомогательную роль.
ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ в подобных автомобилях не меньше, чем новых технологий. Иметь гибриды в модельной гамме – это, если угодно, веление времени. Своего рода декларация: дескать, наша компания не меньше других заботится об экономии нефтепродуктов и чистоте атмосферы. Да и хозяин гибрида ясно дает понять окружающим: для него владение модным престижным автомобилем вовсе не означает, что остальной мир может катиться к чертям со своей экологией. Он – такой же гражданин планеты Земля, как и все мы.
Но здесь есть один нюанс. Автовладельца, будь он самых передовых воззрений, вряд ли устроит, если ходовые качества и комфортабельность гибрида будут хуже или просто такими же, как у аналогичной чисто бензиновой модели. Новая машина должна в чем-то превосходить прежнюю, иначе игра не стоит свеч. Что ж, у баварских конструкторов есть что предъявить публике.
Специально для гибрида
НАЖАЛ стартовую кнопку, и под капотом… Ничего там не слышно, по правде говоря. Между тем электромотор в качестве стартера только что запустил бензиновый V8. Но о том, что он завелся – моментально и без вибраций, – свидетельствует лишь стрелка тахометра да некое отдаленное бормотание, словно кошка во сне мурлычет за стенкой.
Седан мягко плывет по улицам Мюнхена. Осень засыпала тротуары золотой листвой, температура немного выше нуля. Жаль, нам бы больше подошла жара градусов за тридцать. Не по прихоти, а для дела. Ведь одна из функций гибрида – питать климатическую установку даже при неработающем бензиновом моторе. Это очень удобно при наличии системы “старт/стоп”, которая глушит основной двигатель при каждой остановке, но не только. Например, если бы автомобиль до нашего прихода постоял час-другой на раскаленной солнцем парковке, нам не пришлось ни минуты страдать из-за духоты в салоне. Нажали бы кнопку на брелке – и подождали в тенечке, пока кондиционер охладит воздух в машине. Что ж, отложим испытание полезной функции до лета...
Встречные водители и прохожие не обращают особого внимания на нашу машину. Внешне – “семерка” как “семерка”, каких здесь немало. Только колесные диски непривычного “турбинного” дизайна (баварцы уверяют, что за счет этого еще и аэродинамическое сопротивление уменьшается), да цвет кузова особый – металлик “Bluewater”. Обычные BMW представительского класса так не раскрашивают. А если не знать эти тонкости, то гибридную версию можно отличить лишь по шильдику “ActiveHybrid 7” на крышке багажника.
Кстати, сам багажник стал поменьше (460 л против стандартных 500). Часть его “съел” закрытый отсек у левого борта: в нем разместилась литий-ионная батарея. Тем не менее места для поклажи достаточно. В премиум-моделях его традиционно принято измерять в сумках для гольфа. Так вот, в багажник “ActiveHybrid 7” поместятся четыре сумки с клюшками и мячами. Хоть заиграйся...
Мы говорили о достоинствах новой версии? Извольте. Если ходовая часть у всех представительских седанов BMW общая, то дела с силовыми агрегатами обстоят иначе. У обычной “семерки” 4,4-литровый V8 с двойным турбонаддувом развивает 407 л.с. Отдача такого же мотора у “ActiveHybrid 7” – 449 сил. Это не считая прибавки от электродвигателя: вместе они выдают 465 “лошадей”. И соответствующий крутящий момент – 700 Нм, который доступен практически с холостых оборотов. Стрелка тахометра всю дорогу – и на городских улицах, и на загородных “бундесштрассе” – меланхолично колеблется в районе 2.000 об/мин, несколько встопорщиваясь лишь при спуртах на автобане, который тоже входит в наш маршрут. Обгоны при такой тяге – не задача, а развлечение.
Чисто бензиновый вариант флагманской модели BMW тоже не жалуется на вялый темперамент. И максимальная скорость у него ограничена электроникой на тех же 250 км/ч, что у новой версии. Но при старте с места гибрид его обгонит: до “сотни” он разгоняется быстрее – за 4,9 с. У обычной “семерки” на это уходит 5,3 с. Оба показателя – спорткаровские, но разница, согласитесь, приличная.
Что просто не замечаешь, сидя за рулем, так это момент переключения скоростей. Коробка передач у “ActiveHybrid 7” тоже особая – восьмиступенчатая. Диапазон передаточных чисел такой же, как у шестиступенчатой АКПП обычной “семерки”, но за счет двух дополнительных передач характер у этой трансмиссии более спортивный, а переход со ступени на ступень почти неощутим.
Симбиоз
ТОРМОЖУ перед “зеброй”, пропуская пешеходов. Еле слышный шепот V8 сменяется мертвой тишиной – отключился. Снимаю ногу с педали тормоза – опять завелся. Система “старт/стоп” в действии. Гибрид глушит и заводит бензиновый двигатель так деликатно, что на это можно не обратить внимания, если заранее не знаешь, в чем дело.
Все ради максимально эффективного использования энергии. Собственно, в этом и заключается основная задача всякого правильного гибрида.
Вполне уместно здесь и другое слово – симбиоз. То бишь сосуществование двух разных организмов, приносящее пользу обоим. Скажем, в “ActiveHybrid 7” электромотор по мощности и крутящему моменту даже в сравнение не идет с V8. Да что говорить, на одной электротяге этот автомобиль вообще ездить не может. Зато электрический двигатель, угнездившийся между ДВС и “автоматом”, усердно усваивает излишки энергии, которая вырабатывается автомобилем. Тепло, выделяющееся при торможении, он мигом превращает в электричество (процесс рекуперации) и пополняет заряд литий-ионной батареи, от которой сам же питается. При равномерном движении электрический малыш тоже действует как генератор, понемногу накапливая энергию.
Фокус в том, что он ее не только берет, но и отдает по мере необходимости. Стартер для “большого брата” – это еще не все. Вы притапливаете педаль газа, и электродвигатель добавляет свои “л.с.” к мощности V8 – вот вам лишняя монетка в копилку динамики. Едете с постоянной скоростью – благодаря электродвигателю, действующему в амплуа генератора, основной мотор потребляет заметно меньше энергии от сжигания бензина, чем на обычных машинах. А это уже реальная экономия топлива и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Для сравнения: обычная “семерка” по паспорту расходует в среднем 11,4 л бензина на 100 км, а гибридная – 9,4 л. Показатели выхлопа составляют соответственно 266 и 219 грамм СО2 на километр пути.
Все это наглядно отражается на дисплее со схемой автомобиля. Голубая стрелка – поток энергии, выработанной без потребления топлива. Пять секций – заряд литий-ионной батареи в данный момент. Любопытно наблюдать, как эти клеточки насыщаются синим цветом или тускнеют в зависимости от твоих действий – маневров, разгонов, торможений. Кстати, такую же картинку на свой экран “iDrive” могут вывести задние пассажиры. А у водителя есть дополнительная информация: еще одна стрелка внизу циферблата тахометра. Тормозишь – она наливается голубизной, сообщая, что батарея получила новую порцию корма. Давишь акселератор – с другой стороны высвечивается полосочка, сообщающая о расходе топлива.
Между прочим, представители компании BMW говорили: по их мнению, двигатели внутреннего сгорания отнюдь не исчерпали свой потенциал и возможности совершенствования. Тем не менее жизнь меняется, и меняется быстро. Полагаю, мы еще увидим времена, когда ездить на негибридных моделях станет… ну, скажем, странно. Заботами самих автопроизводителей вообще и тех же баварцев, в частности.
Вадим ХУДЯКОВ,
фото BMW
Мюнхен – Москва
Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон