Рубрики

«Quattro»: не переходите грань дозволенного

16:19 05-03-2014

Школа водительского мастерства «Quattro» в Карелии отмечает свой десятилетний юбилей. За эти годы здесь прошли обучение тысячи автолюбителей. И практически все они после занятий стали чувствовать себя намного увереннее в самых сложных дорожных ситуациях. Рассказать об особенностях обучения в школе «Quattro» мы попросили ее шеф-инструктора Евгения Васина.

Школа водительского мастерства "quattro" в Карелии отмечает свой десятилетний юбилей. За эти годы здесь прошли обучение тысячи автолюбителей. И практически все они после занятий стали чувствовать себя намного увереннее в самых сложных дорожных ситуациях. Рассказать об особенностях обучения в школе "quattro" мы попросили ее шеф-инструктора Евгения Васина.

– Евгений, на кого рассчитана ваша школа?

– На всех желающих, хотя основной наш заказчик – "Audi". Так что чаще всего у нас обучаются владельцы "Audi". Приезжают группы от дилерских центров, многие находят нас сами. Некоторые уже стали завсегдатаями, планируют уже третью-четвертую поездку в "quattro" в свой отпуск, словно речь идет о катании на горных лыжах. Впрочем, эти занятия действительно близки по духу, только наша школа дает еще и ценные водительские навыки.

– И много автолюбителей прошло через ваши занятия за эти десять лет?

– Трудно подсчитать. Ведь мы занимаемся не только в Карелии. Наша школа еще действует в сибирской Юрге. Есть курсы в подмосковной Яхроме... Наверное, не ошибусь, если скажу, что в течение года на всех площадках школы "quattro" занимаются около четырех тысяч человек. А сколько было за десять лет – говорить не берусь. Какие-то наши филиалы открывались позднее. Многие клиенты к нам приезжают регулярно...

– Владельцы "Ауди", надо полагать, народ непростой, амбициозный чаще всего. Сложно с такими работать?

– Да, иногда бывают такие, у которых буквально в глазах читается самоуверенность – дескать, я все умею и знаю. Но проходит полчаса, и человек кардинально меняет свое мнение. Осознает, что ему есть чему научиться.

– Но, с другой стороны, некоторые утверждают, что им просто "не дано" ездить на автомобиле...

– Научить управлять автомобилем до сносного уровня, чтобы не создавать проблем ни себе, ни другим, можно абсолютно всех. Просто на кого-то уйдет больше времени, на кого-то меньше. Профессор Цыганков в свое время говорил: "Перекройте мне кусок Тверской, дайте сто конусов, и я любого подготовлю до уровня мастера спорта по ралли".

– Кстати, насколько сильна связь школы "quattro" с автоспортом?

– Наверное, процентов семьдесят из того, что преподают в "quattro", имеет прямое отношение к гонкам. Ведь в основу обучения здесь заложена методика подготовки автоспортсменов, которую еще в 1979 году мы пробовали реализовать вместе с Николаем Татариновым – молодым гонщиком и аспирантом кафедры автомотоспорта. Он, к сожалению, трагически погиб, но предложенная им система оказалась очень эффективной. Именно она принесла мне в дальнейшем успех – я стал серебряным призером "Ралли Монте-Карло" и обладателем Кубка Европы по ралли. На наших занятиях мы моделируем ситуации, где без спортивных приемов вождения не обойтись.

– Для такого обучения вам необходим штат профессиональных инструкторов...

А у нас почти все инструкторы – люди с высшим педагогическим образованием с кафедры автомотоспорта Института физической культуры. Еще мы для них проводим отдельный внутренний тренинг по каждой модели "Audi". Кстати, были случаи, когда после нескольких лет работы у нас инструктором человек затем делал весьма успешную карьеру в автоспорте. Да и сейчас есть такие парни, которые при должной поддержке уже завтра могли бы стать сильными пилотами.

– Что вашим ученикам дается труднее всего?

– А у меня встречный вопрос: легко ли вам было сегодня на кольцах разного диаметра? Казалось бы, чего сложного. А это действительно коварные и самые интересные тренинги. Чтобы менять радиус скольжения с большого на маленький и наоборот, необходимо четко понимать, когда сбрасывать газ, а когда добавлять, постоянно чувствовать зацеп и баланс...

<~1~>

– Но я видел, что не всем даются даже самые простые упражнения с разметкой конусами.

Это чисто психологический момент, связанный с визуальным восприятием. Конусы хуже "читаются", в отличие от реальной трассы, приходится включать воображение, представлять ширину дороги, ее продолжение до следующего створа, точку маневра... Но без конусов нельзя. Мы не можем без подготовительных занятий на площадке выпустить ученика на трассу. Особенно когда снежные брустверы не такие маленькие и мягкие, как сегодня, а вырастают до пояса и затвердевают как бетонные стены.

– А какой смысл "обувать" учебные машины в шины с боевыми 3,5-мм шипами и ездить без стабилизации? Ведь в жизни мы так не делаем.

– Так мы моделируем условия, которые в экстренных случаях могут быть на обычной дороге и потребуют от водителя таких же экстренных контрмер. Если бы машины были обуты в стандартные покрышки, то все маневры на льду происходили бы медленно. А длинный шип дает больше динамики, заставляет реагировать быстрее и точнее. С системой стабилизации ситуация похожая. Смоделировать критическую ситуацию, которая может произойти с активированной ESP на обычной дороге (например, внезапное скольжение на высокой скорости, когда стабилизация может попросту не успеть сработать вовремя) довольно проблематично. А без ESP все то же самое мы получаем на меньших скоростях, и ученик преобретает необходимый опыт.

– Не боитесь, что потом он начнет применять полученные у вас навыки там, где это точно не стоит делать?

– Есть люди, которые думают, что мы воспитываем дорожных хулиганов. Я всегда отвечаю так: если человек идиот, то пройдя и тридцать школ он все равно останется идиотом. Адекватный ученик, наоборот, поняв грань дозволенного, никогда ее не перейдет и не будет красоваться своими умениями. Но он выйдет с честью из опасной ситуации, если вдруг с автомобилем начнет происходить что-то ненормальное, тогда как большинство других в той же ситуации растеряются, а то и спровоцируют аварию.

– В Финляндии начинающих водителей в обязательном порядке обучают контраварийной зимней езде. Может, и у нас надо ввести такую практику – без курсов зимнего вождения просто не выдавать права?

– Когда я только пришел в школу "quattro", для меня стало откровением, что люди с двадцатилетним стажем вождения совершенно не знают, как управлять машиной на льду. Поэтому я двумя руками за обязательное зимнее обучение. В наших условиях водитель должен иметь элементарное представление о том, куда необходимо поворачивать руль на скользкой дороге, а куда – ни в коем случае. И иметь соответствующие навыки.

– Если вас попросят дать всего один, но самый важный совет по зимнему вождению, то что вы скажете?

– Взять в привычку проверять состояние дороги. Убедитесь, что нет других участников движения, и коротким тормозным импульсом попробуйте, насколько хорошо "держит" вас зимняя дорога...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: