Концерн “Volkswagen” устроил в Испании тест-драйв новых полноприводных версий своих коммерческих автомобилей. На удивление, лучшие способности на тяжелом бездорожье показал большой “хозяйственный” фургон...
Выглядит он не слишком гармонично и даже слегка несуразно – уж очень сильно приподнят. По паспорту дорожный просвет полноприводной модификации составляет 28 см под передней осью и 26,9 – под задней. Что в среднем сантиметров на десять выше, чем у базового, заднеприводного, варианта. Причем указанными цифрами измеряются просветы от земли до самых низких точек под осями – защиты картера спереди и редуктора моста сзади, – а кузов вознесен еще выше. Впечатление такое, будто машину зачем-то подняли на невидимых домкратах, а потом забыли опустить обратно.
Впрочем, сейчас мне не до эстетики, а высокий клиренс весьма кстати. На коммерческом фургоне “Crafter Kasten” я пытаюсь проехать там, где вообще-то ездят только на внедорожниках, причем отнюдь не “паркетного” типа.
Понижающая для... фургона
Полноприводный Crafter способен забираться
на склоны крутизной до 45 градусов |
Холмы Андалусии сами по себе, безо всякой дополнительной подготовки, могут служить неплохой джиперской трассой. Крутые склоны, глинистый грунт... А тут еще организаторы тест-драйва от души по-старались все усугубить – устроили кучу всяких спецучастков. Подъезжаю к стартовой развилке с указующими стрелками и обнаруживаю, что мой маршрут – самый суровый. Типа “черной” трассы у горнолыжников. Другим полноприводным VW предлагается что попроще. И если, к примеру, “Амароку” и “Роктону” (внедорожная версия “Транспортера”) достался еще более-менее каверзный участок, то “Кэдди” – ну совсем как для “чайников”. Иронично спрашиваю у организаторов: может быть, стрелки перепутаны? Уж очень не вяжется моя трасса с мирным, хозяйственным имиджем “Крафтера”. Но мне дают отмашку на старт, и шутки кончаются...
Прежде чем тронуться с места, включаю пониженный режим трансмиссии и блокировку межосевого дифференциала. Это делается кнопками на панели слева от руля. Всего там четыре кнопки, но две другие (блокировки заднего и переднего дифференциалов) нажимать пока рано – это для совсем уж тяжелого бездорожья. Теперь понятно, почему именно “Крафтеру” уготовили самую сложную трассу – в отличие от других полно-приводных представителей вольфсбургского комтранса, у него есть “понижайка” и полный набор блокировок. О клиренсе я уже сказал.
Кстати, блочок из этих четырех кнопок – единственное, что отличает кабину полноприводной модификации “Крафтера” от заднеприводной. Никаких рычагов из пола не торчит. Жмешь кнопку и по вспыхнувшему сигналу на ней видишь, что нужная блокировка включилась.
Система “4х4” постоянно распределяет тягу поровну между осями. По-скольку “Crafter” – машина коммерческая, обязанная возить много груза, передаточное число раздаточной коробки специально для бездорожья сделали достаточно большим – 2,5. Попутно, разумеется, усилили пружины подвески и увеличили их ход, поставили более жесткие амортизаторы с прогрессивными характеристиками. В общем, подготовили машину к внедорожным приключениям.
Не кувырком
Первый спецучасток – длинное земляное “корыто”, которое надо преодолеть по обоим “бортикам”, кренясь то на один бок, то на другой. Крутизне этих склонов далеко до 43 градусов – предельного угла опрокидывания машины, но все-таки сначала я почти лежу на водительской двери (наклон влево), а затем повисаю на ремне, почти съехав в проем между креслами (наклон вправо). И понимаю, почему именно “корыто” открывает трассу. Загодя трудно поверить, что коммерческий сундук (это не грубость, а перевод слова “Kasten”) с огромным клиренсом, а значит, и высоченным центром тяжести не кувыркнется на таком склоне, и потому боязно. Но вот не кувыркнулся – и сразу доверие к автомобилю возрастает, а боязнь улетучивается.
Затем – участок с чередующимися диагональными вывешиваниями. Как известно, это хорошая “проверка на вшивость” даже для внедорожников. “Crafter 4Motion” выдерживает ее без каких-либо проблем: нажимаю две оставшиеся кнопки и со всеми заблокированными дифференциалами спокойно ползу, проваливаясь то одним, то другим колесом в глубокие воронки. Что нам эти вывешивания...
Далее – длинный склон, крутизной, по словам инструктора, 35 градусов (а предельный угол подъема для машины – 45). Остроты ощущений добавляет сыпуха из мелких камушков. Тут снова включаю все блокировки, вторую передачу в пониженном режиме, педалью газа поддерживаю обороты в районе 2.500 (чтобы не заглохнуть и не буксовать) и забираюсь наверх легко и непринужденно.
Ну а потом – всевозможные горки, спуски, ямы, бревна, камни и комбинации из всего этого. Машина ведет себя как заправский внедорожник. Очень способствует то, что у меня короткобазный вариант. А также, наверное, и то, что иду порожняком. Понятно, что длинные версии (они также оснащаются приводом “4х4”) и груженые на буераках ведут себя похуже, но все-таки... Никогда бы не подумал, что банальный коммерческий фургон способен доставить такое удовольствие на “off-road”.
Навстречу ветру
На асфальте машина не так хороша, как на бездорожье,
– тяжеловата и не очень поворотлива. |
Гонять на полноприводном фургоне по обычным дорогам (разумеется, отключив пакет блокировочных и понижающих кнопок) оказалось не так приятно. На приличном ходу эта машина, по сравнению с базовой заднеприводной версией, тяжеловата и туповата. Не выручает ни топовый двухлитровый битурбодизель, выдающий 163 л.с. и 400 Нм, ни хорошая шестиступенчатая “механика”, позволяющая точно выбирать оптимальные тяговые режимы. Кстати, скоростные и разгонные показатели модификации “4х4” производитель не обнародовал – видимо, тут хвастаться нечем. Кроме того, полноприводный “Крафтер” как-то не очень любит поворачивать, что особенно чувствуется при достаточно быстрой езде по серпантинам. А еще он брутально жестковат, но это отчасти компенсируется подрессоренными сиденьями.
Система "4х4" производства Achleitner предусматривает
для "Crafter 4Motion" полный арсенал внедорожных "спецсредств". |
Впрочем, если рассматривать полноприводный фургон как вещь самоценную, без привязки к базовой версии, то его можно признать вполне приемлемым по всем пунктам. И многое простить за “внедорожность”.
После теста я спросил у одного из разработчиков: кому модификацию “4х4” сватают в ухоженной Европе? Он, конечно, вспомнил об участии “Crafter 4Motion” в “Дакаре” в качестве машин сопровождения, затем упомянул лесников, пожарных, полицейских, а в первую очередь – энергетиков, обслуживающих ветровые электростанции. Ветряки понатыканы преимущественно на холмах, похожих на андалусские. И грунтовые дороги между ними зачастую не намного лучше, чем эта джиперская трасса...